Эпиграф к уроку:
«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его,
то вам откроется мир безграничных радостей,
ибо безграничны сокровища русского языка».
Владимир Луговской
Отметьте знаками + или – верно или неверно утверждение:
1. | В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. |
2. | Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. |
3. | Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. |
4. | Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. |
5. | В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. |
Синтаксическая разминка:Расставьте знаки препинания.
1.Мороз и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг где протекал небольшой ручей который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала пора сеять лён.
Синтаксическая разминка. Проверьте:
1.Мороз, и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала, пора сеять лён.
Запомни
Союз- служебная часть речи, не являющаяся членом предложения, на него не падает логическое ударение, его можно заменить другим союзом или опустить.
Союзное слово- это синтаксическая роль местоимений или местоимённых наречий, а не часть речи. Союзное слово не только объединяет главную и придаточную части, но и является членом придаточной части. Его можно заменить другими подходящими по смыслу словами знаменательных частей речи, на него может падать логическое ударение
Разграничение союзов и союзных слов
Союзы | Союзные слова |
Не являются членами предложения | Являются членами придаточного предложения |
Часто (но не всегда)союз можно изъять из придаточного предложения | Поскольку союзное слово-член придаточного предложения его нельзя изъять без изменения смысла |
На союз не может падать логическое ударение | На союзное слово может падать логическое ударение |
После союза нельзя поставить частицы же, именно | После союзного слова поставить частицы же, именно можно |
Союзы нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. | Можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием |
Запишите предложения:
Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.
Я не представляю, куда пропал мой пенал.
Определите главное и придаточное предложения.
Чем связаны главное и придаточное предложение?
Можно ли задать вопрос?
Можно ли исключить из предложения? (Можно ли заменить самостоятельной частью речи?)
Является ли членом предложения?
Установи соответствия
а) Скучен день до вечера,
б) У человека должны быть любимые произведения,
в) Чтобы получить хорошую профессию,
г) Как птица создана для полёта,
а) надо прилежно учиться.
б) коли делать нечего.
в) так человек для работы.
г) к которым он обращается неоднократно.
Составьте 4 сложноподчиненных предложений
1. вы хотите понравиться людям | как | 1. вы их любите. |
2. дарите такие подарки | который | 2. станешь счастливее. |
3. искренне говорите родным о том | если | 3. почаще улыбайтесь. |
4. сделаешь чудо своими руками | когда | 4. поднимают настроение |
Самопроверка по эталону
Если вы хотите понравиться людям, почаще улыбайтесь.
Дарите такие подарки, которые поднимают настроение.
Искренне говорите родным о том, как вы их любите.
Когда сделаешь чудо своими руками, станешь счастливее.
Проверьте.
1 Если (с.) вы хотите понравиться людям, почаще улыбайтесь.
2 Дарите такие подарки, которые(с.сл.)
поднимают настроение.
3 Искренне говорите родным о том, как (с.сл.) вы их любите.
4 Когда (с.) сделаешь чудо своими руками, станешь счастливее.
В гостях у сказки. (театральная миниатюра)
Жила-была царевна Несмеяна. Измучила она отца своими капризами, распугала всех женихов нелепыми вопросами.
Но вот всё же явился ко двору ещё один жених. А царевна и спрашивает:
- Знаете ли вы, суженый-ряженый, когда на горе рак свистнет?
Задумался жених, а Несмеяна его торопит:
- Так будет ли ответ на мой вопрос?
- Будет, - усмехнулся добрый молодец.
- Когда же?
- Тогда, когда на горе рак свистнет!
И ушёл жених восвояси. А Несмеяна, говорят, до сих пор у окна сидит да на гору смотрит, прислушивается, не свистнет ли рак. Даже вопросы все позабыла.
Зато у нас они появились:
"Когда" здесь союз или союзное слово?
Самостоятельная работа. Подготовка к ОГЭ. ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила... ОТВЕТ:
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души. ОТВЕТ
Задание 3. Пунктуационный анализРасставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Не дома(1) где мне никто не мешал(2) не в школе(3) где всегда в изобилии(4) приходят посторонние мысли 5) не по дороге домой (6) или из дома (7) когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях (8) а вот именно здесь (9) в тишине закутка (10) ярко и зримо представали передо мной расцвеченные (11) ожившие сцены(12) и я превращался в самых(13) неожиданных героев.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Я ждал,(1) что он,(2) конечно,(3) расплачется,(4) и хотел этого,(5) но он не заплакал. Он посмотрел на меня – странно,(6)без тени страха или злости,(7) даже обиды не было в его раскосых,(8) тёмно-карих глазах,(9) лишь удивление и (10) словно бы(11) вина. 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «слова Пушкина», построенное н
тест
1. Как связаны простые предложения в СПП?
А) интонацией;
Б) подчинительными союзами;
В) подчинительными союзами и союзными словами.
2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?
А) относительными прилагательными и местоимениями;
Б) относительными местоимениями и наречиями;
В) наречиями и существительными.
3. В каком предложении- главном или придаточном – находятся средства связи?
А) в главном;
Б) в придаточном;
В) ни к одному из предложений не относится.
4. Чем отличаются союзные слова от союзов?
А) ничем не отличаются;
Б) союзы отличаются к придаточному предложению, а союзные слова к
главному;
В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.
5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?
А) что, когда, как;
Б) кто, когда, где;
В) что, какой, чей.
Домашнее задание
На «5»: 1) Возьмите любую пословицу в качестве тезиса и напишите небольшое сочинение-рассуждение.
На «4»: 1)Выполнить тест по типу ОГЭ .
На «3»: 1) Выполнить упражнение 96.
2) Повторить теорию о союзах
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.