Презентация к уроку "Страдательные причастия настоящего времени"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели. Познавательные. Повторить постоянные признаки глагола. Повторить причастие как часть речи; смысловое значение страдательных причастий. Познакомить с образованием страдательных причастий настоящего времени; с условиями выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Практические. Формировать умения правильно выбирать суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Формировать умения писать гласные -е, - и в суффиксах страдательных причастий. Закрепить синтаксическую роль причастного оборота в предложении, знаки препинания при нём, запятые в сложном предложении. Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов; Развивать устную и письменную речь учащихся, языковое чутьё; логическое и творческое мышление. Общепредметные Воспитывать любовь к природе, к Родине.
Иконка файла материала Страдательные причастия настоящего времени.pptx

Страдательные причастия настоящего времени


Прочьте выразительно стихотворение В. Кондрашова и скажите, о какой части речи говориться?



Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт:
Лет_т ракета, люди стро_т здания,
И рожь в полях раст_т.
(В. Кондрашов.)

Определите спряжение глаголов. Обоснуйте ответ.

Стон_т, завис_т, пил_т, крош_т, пен_тся, смотр_т, жал_т, хлещ_т, ре_т, стел_т, люб_т, броса_т, блиста_т


ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)
 
Возводят электростанцию, строят платину,
видят кирпич,
наливают бензин,
решают задачу

Глаголы

Суффиксы страдательных причастий настоящего вр.

Страдательные причастия настоящего времени

Чита ют (ю=йу)
Вед ут

- ем- (- ом-)

Чита ем ый (е=йэ)
Вед ом ый

Гон ят

- им-

Гон им ый

Перех. несов в.

Спр.


I




II

Формула образования страдательных причастий настоящего времени

От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени.

Решать, слышать, ненавидеть, зависеть, склонять, колебать, слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, внушать, вселять, вливать, завлекать, втягивать, вносить.


- Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть?
- А от глаголов кричать, вертеть, жать, держать?

1. Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе.
Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (М. Пришвин.)


2. Тишина действовала успокаивающе.
Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке. (по М. Пришвин.)



Выпишите страдательные причастия настоящего времени, а рядом глагол, от которого оно образовано.
Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках.

ОБРАЗЕЦ: озаряемый – озаряют (1 спр.)






Распространите предложения причастным оборотом так, чтобы причастие было страдательным настоящего времени. Используйте слова для справок.
1. За окном проносится серая полоса туннеля.
2. По тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и бабочки.

Слова для справок: видеть, обрабатывать, слышать, управлять.


Домашнее задание
§18, Упр. 105. Карточки с индивидуальным заданием .