Презентация к внеурочному занятию " Владимир Мономах"

  • pptx
  • 29.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Владимир Всеволодович Мономах.pptx

Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125 )

Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель, одна из известнейших царственных особ в истории Руси. Жил в 1053-1125 гг.
«Мономах» — прозвище, которое он получил благодаря тому, что мать Владимира была дочерью византийского императора Константину IX Мономаха (1000-1055). Во времена правления Владимира Мономаха шло объединение Русской земли.
Много сил и времени он посвятил защите своего государства от постоянных набегов половцев. Под таким названием, а также под именем команов (у византийцев), кунов (у венгров), кипчаков (у грузин) этот кочевой народ, живший в южнорусских степях, встречается в древнерусских летописях, в польских, чешских, венгерских, немецких, византийских, грузинских, армянских, арабских и персидских письменных источниках.

Родители и происхождение

Отец — князь Всеволод Ярославич, четвёртый сын Ярослава Мудрого  и Ингигерды Шведской. С 1054 по 1073 год правил Древнерусским государством вместе с братьями Изяславом и Святославом в рамках «Триумвирата Ярославичей». С 1078 по 1093 год был великим киевским князем, занимаясь преимущественно внутренней политикой, направлял сына Владимира на решение внешнеполитических вопросов, а также на подавление княжеских междоусобиц.
Мать — «Мономахиня», неизвестная по личному имени родственница византийского императора Константина IX Мономаха, предположительно внебрачная дочь. Кроме Владимира она родила Анну (Янку), умерла в 1067 году, когда сыну было лишь 14 лет.

Детство и отрочество

Владимир Всеволодович Мономах родился в городе Переяславль - Южный в 1053 году. Его отец, Всеволод Ярославович, княжил в этом городе. Дед Мономаха, Ярослав Мудрый, был великим человеком, о его родословной упоминается на страницах «Повести временных лет». В 1054 году, когда его внуку исполнился год, Ярослав скончался. Матерью юного княжича была ближайшая родственница Константина IX Мономаха, византийского императора. Точных сведений нет, но многие историки считают, что княгиня была дочерью императора. В переводе с латинского слово «Мономах» означает «единоборец». Владимир унаследовал это прозвище от своего византийского родственника, и оно очень точно характеризует особенности его личности. Свое детство и юность будущий правитель провел при княжеском дворе в Переяславле - Южном. Мальчика воспитывали в полном соответствии с законами того времени. К юношескому возрасту он должен был стать настоящим мужчиной — сильным, надежным, выносливым, хорошим охотником и умелым воином. Князь Всеволод с ранних лет брал сына на охоту. Князь Всеволод был образованным человеком, знал пять языков, приобщал своих детей к книжным знаниям, расширял их кругозор. Владимир не стал исключением, получил прекрасное образование, которое в дальнейшем позволяло ему принимать правильные решения в политике и в жизни. Его готовили к служению отчизне, и умный мальчик впитывал необходимые знания с невероятной скоростью. Но увлечение охотой и обучение грамоте было лишь легкой разминкой перед настоящим делом.
Согласно автобиографии, помещенной в «Поучения Владимира Мономаха», князь начал ходить в походы, с 13 лет: это были путешествия к Ростову, Смоленску, Владимиру, Турову, Переяславлю, в том числе не по знакомым дорогам, а через вятическую землю. Пройти сквозь землю вятичей означало преодолеть опасности диких «брынских» лесов, отголоски о которых сохранились в былинах и народных песнях:
«через те леса брынския, через черны грязи смоленския поспешал Илья Муромец в стольный Киев-град.»

С юности князь Всеволод прививал сыну любовь к истинно мужскому делу — охоте. По воспоминаниям Мономаха они ходили на всякого зверя: …коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь (рысь) вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. — «Поучение Владимира Мономаха»

Владимир Мономах охотится на тура

Правление Владимира Мономаха

С 13 до 25 лет Владимир уже совершил 20 военных походов – «великих путей», по выражению самого Мономаха. Всего на его жизнь придется 83 «великих пути».
В 1066 году Владимир получил от отца в удел Ростовское княжество, в 1073‑м ― Смоленское. Владимир Мономах был поставлен княжить в Смоленске в период  с 1073 по 1078 годы. Смоленскому князю лишь мирскими делами заниматься не удавалось. То и дело бои с половцами. Мономах помогал соседям, осознавая, что так обезопасит и свои земли. Военные походы были частыми. Княжеская дружина помогала соседям отбиваться от половцев, участвовала в междоусобных войнах. Вместе с Всеволодом и войском Святополка Изяславича смоленские воины дважды ходили усмирять непокорного Всеслава Полоцкого.
С 1078 года Всеволод Ярославич стал киевским князем. Мономаху в то время было 25 лет, ему досталось черниговское княжество. Богатая вотчина часто подвергалась нападениям кочевников – монголотатар и половцев. Молодой князь не знал покоя, но его сильной дружине удавалось отбиваться от врагов. Мономах был правой рукой своего отца, его надеждой и опорой. В течение пятнадцати лет он оказывал Всеволоду помощь в решении политических вопросов, был главой великокняжеской дружины, усмиряющей князей-бунтовщиков. Он возглавлял русское войско и во время войны с половцами.

Первая жена Владимира — английская принцесса Гита Уэссекская

В 1074/1075 году Всеволод и Святослав в результате переговоров с королем Дании Свеном устроили брак Мономаха с английской принцессой Гитой Уэссекской.
Гита Уэссекская не принесла своему мужу ни денег, ни земель, ни титулов. Зато посредством этого брака были установлены родственные связи с северными европейскими королевскими династиями.
Гита родила Владимиру пятерых сыновей: Мстислава, Изяслава, Святослава, Ярополка, Вячеслава. Трое из них последовательно становились великими киевскими князьями и продолжили династии Мономахов и Годвинсонов.

Первый серьезный поход

Поход в Чехию в 1076 году — военная акция изначально предполагающая поддержку польского короля Болеслава II против чешского князя Вратислава II. В итоге превратилась в разграбление чешской территории, захват одного из городов и получение выкупа для прекращения грабежа. В походе вместе с князем Владимиром Мономахом участвовал его двоюродный брат князь Олег Святославович.
В 1076 году князь Святослав Ярославич правил Киевом. Незадолго до этого он изгнал своего брата Изяслава Ярославича, который бежал заграницу и просил помощи у польского короля Болеслава II, но получил отказ.
Вратислав оценил свои силы (большая часть его войск участвовала в междоусобицах германского императора Генриха IV) и решил откупиться от польского короля, направив ему 1000 гривен серебра откупа.
Молодость и жажда сражения сыграли своё — Олег и Владимир вторглись в Чехию. Ими был захвачен город Глац и разорены его окрестности.
Фактически в летописях не упоминается о каких-либо последствиях произошедшего. Однако, сам Мономах в своем «Поучении» признаёт, что не является идеалом и человеческие ошибки тоже совершал — возможно этот эпизод из его молодости, наравне с походом на Полоцк (в котором он сам использовал половцев), оставил князю негативные воспоминания и чувство сожаления.

Приход к престолу

В 1093 году князь Всеволод скончался. Мономах мог бы сразу стать его преемником, у него было все – огромный опыт государственного управления и замечательные человеческие качества. Однако это нарушало существовавший закон, согласно которому Киевский престол должен был занять старший из рода Рюриков. На тот момент им являлся двоюродный брат Мономаха, Святополк Изяславич. Мудрый Владимир Всеволодович, не хотевший нарушать правила, передал бразды правления брату и вернулся в Чернигов.
В 1094 году Владимир Всеволодович отдал богатый Чернигов Олегу Святославовичу (двоюродный брат Владимира Мономаха), сам стал перяславльским князем, закрепив за собой этот скромный удел. Внешние враги, половцы и печенеги, постоянно устраивали набеги на Киевскую Русь. Жизнь в постоянной опасности очень угнетала людей. Владимир Мономах кардинально изменил стратегию борьбы с кочевниками. Раньше русичи только защищались от их набегов, он же решил нападать на кочевников первым. Мономах стал идейным вдохновителем, объединившим князей для битвы с общим врагом.
В 1111 году русское войско само пошло в поход на кочевников. Вскоре главная цель этого военного предприятия была достигнута – разбитые и развеянные по степи кочевники долго не смели приближаться к границам Киевской Руси. В 1120 году остатки печенежских племен сочли за благо вообще удалиться за пределы русских земель. По этой причине многие исследователи считают главной заслугой Мономаха защиту отчизны от кочевников.

СЫНОВЬЯ МОНОМАХА ПОШЛИ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ, ОНИ НЕ ТОЛЬКО ПРИНИМАЛИ ДЕЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В БИТВАХ С КОЧЕВНИКАМИ, НО И ХОДИЛИ В ПОХОДЫ НА БУЛГАРИЮ И ЛИВОНИЮ.

Шапка Мономаха

Слухи о возросшей воинской мощи киевского князя достигли Европы. Большую тревогу по этому поводу испытывал византийский император. Чтобы задобрить сильного князя и выказать ему свое расположение, император одарил Мономаха ценными подношениями.
Так в распоряжении Владимира Всеволодовича появилась держава, бармы, скипетр и шапка. Все это богатое убранство со временем стало считаться символами державной власти на Руси. Головной убор, украшенный драгоценными камнями, назвали «Шапкой Мономаха».
Подарки императора Византии в настоящее время размещены в Оружейной палате Кремля. Их можно увидеть и на многих репродукциях, фотографиях с изображением Владимира Мономаха.

Участие Владимира Мономаха в княжеских съездах

Мономах всегда выступал против братоубийственных войн, считая, что они только ослабляют Русь. Он ратовал за создание объединенного сильного войска. Для этого нужна была консолидация князей, достичь которой в тот период было очень трудно. Нужно было забыть старые обиды и думать только о пользе для родины, а не о собственных амбициях. Мономах был большим дипломатом, ему удалось достичь в этом деле немалых успехов.
Съезды князей во времена Владимира Мономаха стали основным способом принятия коллективных решений по различным вопросам — окончание и предотвращение междоусобиц, проведение совместных походов или заключение мира с внешними врагами государства:

Съезд на Желяни 1093 года ( Съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира»).
Любечский съезд 1097 года (Съезд стал финалом междоусобицы 1094-1097 — войны между Владимиром Мономахом и его двоюродным братом Олегом Святославичем, который пытался вернуть отцовское княжество с помощью наемников-половцев.
Городецкий съезд 1098 года (Стал ответом на ослепление князя Василька Ростиславича в 1097 году по приказу Давыда Игоревича в одном из городов киевского князя Святополка Изяславича.)
Витичевский съезд 1100 года (На съезде в Уветичах (Витичеве) князья Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи постановили лишить виновника распри Давыда Игоревича княжества Владимиро-Волынского. Взамен Давыд Игоревич получил от Святополка городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и виру в 400 гривен от остальных братьев
Закончив с последним серьезным столкновением интересов, князья смогли объединить силы в борьбе против половцев.)
Саковский съезд 1101 (На съезде у Сакова князья встретились с половецкими князьями, которые ранее направили своих послов с предложением о заключении мира. Стороны обменялись заложниками и установили перемирие)
Долобский съезд 1103 (На съезде близ Долобского озера у Киева, князья Святополк и Мономах договорились о первом совместном походе против половцев с вторжением на их территорию.)

Долобский съезд князей 

Долобский съезд — съезд русских князей, состоявшийся в начале 1103 года у Долобского озера вблизи Киева.
  В нём приняли участие князь киевский Святополк Изяславич и переяславский князь Владимир Мономах. Является одним из значительных этапов в попытках древнерусских князей прекратить раздоры и объединить усилия перед половецкой угрозой.
  В отличие от предыдущих съездов, в данном принимали участие дружины князей. Изначально дружинники Святополка были против весеннего похода на половцев, но Мономаху удалось убедить их.
  Достигнутые на съезде соглашения позволили русским князьям объединить силы и совершить в последующие годы несколько крупномасштабных походов на половцев. В 1103 г. объединенные дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. в верховьях Северского Донца Владимир Мономах с союзниками нанес новое тяжелое поражение половцам. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками.
  Долобский съезд 1103, как и блестящая победа русского войска, стали определяющими факторами в укреплении Древнерусского государства, в определенном сближении русских князей, консолидации государственных сил и усилении авторитета Владимира Мономаха.

Деятельность Владимира Мономаха за время княжения в различных городах Руси

Внутренняя политика

Внешняя политика

Основной заслугой Мономаха стало объединение князей против внешней угрозы, зачастую, даже в ущерб собственным интересам. Так князь уступил претензиям Олега Святославича, даже несмотря на почти полный его разгром в междоусобице 1094-1097 годов и смерть сына Изяслава.
Призванный киевлянами на княжение во время бунта 1113 года, Мономах провел знаковую экономическую реформу, которая существенно ограничивала ростовщиков и облегчала жизнь беднейших слоев населения. Последние годы правления были сконцентрированы на дальнейшем подчинении земель — пленен и умер в тюрьме Киева Глеб Минский, был изгнан из Владимир-Волынского Ярослав Святополчич. Также Мономах сделал существенный культурный вклад в качестве писателя.

Большую часть своей жизни Владимир Мономах посвятил борьбе с кочевниками-половцами. Он, правда, сам не гнушался использовать их отряды в качестве наёмников, когда это было необходимо, но в конце концов организовал несколько масштабных походов объединенных войск всех князей и к 1116 году вынудил половцев откочевать от границ Руси.
После этого князь обратил взор на Византию. Освободившиеся после ослабления половцев войска были перенаправлены на поддержку Лже-Диогена II в его претензиях на престол Константинополя. В процессе захвата придунайских городов убийцы-сарацины устранили самозванца, а к 1123 году стало ясно, что продолжать борьбу смысла нет и Мономах заключил мир, скрепив его династическим браком между своей внучкой и сыном императора.

Устав Владимира Мономаха

Устав Владимира Мономаха (Устав о резах) является составной частью сборника древнерусских правовых норм – так называемой «Русской Правды (Пространной редакции)». Первая ее часть, Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, была основана на устном законе и правовых обычаях. Она содержала всего 18 статей, в которых предусматривались наказания за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и проч., подтверждалось право родственников на кровную месть за убийство (она могла быть заменена денежным штрафом). 
Через тридцать лет занявший великокняжеский престол Владимир Мономах внес свой вклад в этот монументальный труд, сформулировав целый ряд новых статей, что явилось ответом на изменившиеся к тому времени правовые, экономические, финансовые, уголовные и имущественные реалии повседневной общественной жизни. В Уставе Владимира Мономаха была предпринята попытка регламентации (собственно говоря – смягчения) имущественно-собственнических конфликтов.
Главным предметом рассмотрения и урегулирования сделались вопросы долговых обязательств и кабальных отношений. Поэтому Устав посвящен прежде всего порядку возвращения денежных ссуд (например, если ссуда давалась в рост под 50 % годовых, то максимум, на который мог рассчитывать кредитор, не мог превышать 200 %,– сумма хотя и весьма значительная, но далеко не безграничная). В Уставе также рассматривалось положение закупов и холопов (были сформулированы их права и обязанности и несколько ограничен произвол их владельцев). Запрещалось продавать в рабство купца, лишившегося ссуды в результате войны, пожара и т. д.

Поучение Владимира Мономаха

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед!

Встретили меня на Волге послы от братьев моих и сказали: поспеши (соединиться) с нами: выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же ты не пойдешь с нами, то мы будем сами по­ себе, а ты сам по­ себе. — Я отвечал: «Хоть вы и будете гневаться, не могу с вами идти и нарушить крестного целования»

Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем был против междоусобных распрей. Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:
Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
Не лениться и остерегаться лжи.

«Поучение Владимира Мономаха детям…»

«Не соревнуйся с лукавыми, не завидую творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей»

В его «Поучении» детям содержаться разнообразные направления как быть хороши правителем, помнить, что зло будет наказано, а добро восторжествует…
Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельным, трудолюбивым, храбрым. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами.

Чему учит нас «Поучение»?

  «Поучение» Владимира Мономаха обращено к детям. Жизнь великого князя – это труд. Ее надо уметь организовать, чтобы не попасть в леность, поскольку леность «всему мати, еже уметь, то забудеть, а его же не уметь, а тому ся не учить».  Мономах убеждает подражать своему деду и постоянно учиться, читать, чтобы не забыть того, что знаешь. Нужно умело построить свою жизнь, от этого « складывается молва, общественное мнение о человеке». 
В «Поучении» изложены также политические и административно-хозяйственные советы. «Не вдавайте сильным погубити человека». Следует подавать помощь убогим. Интересные сведения касаются вопроса смертной казни. Историки русского права отмечают, что Древняя Русь не знала смертной казни. В тоже время Мономах наставляет «не убивать и не повелевать убити».
Не забыл Мономах предостеречь своих читателей советом о «жене». «Жену свою любите, но не дайте им над собой власти». Та же бдительность должна быть в походе. Мономах говорил, что не следует полагаться на воевод, нужно быть неприхотливым, не лениться. Необходимо расставлять сторожевые посты и ночную охрану вокруг себя. Отказаться в походе от пьянства и блуда. Возможно, Мономах предпринял попытку провести мысль об общей дисциплине для всех воинов. В то же время, исходя из наставлений Мономаха, мы можем представить картины грабежа, насилия во время постоев.
Последний общий совет Мономаха – строить жизнь, не отрываясь от природы, как это делал его отец Всеволод. Мономах не останавливался на описании своих ратных подвигов, каких-либо поучительных примерах личной храбрости и находчивости. Элементы феодальных усобиц прослеживаются без всякой оценки.
Мономах вошел в историю Руси « как первый серьезный реформатор».  Первым его делом при вступлении на Великое княжение было создание новых законов. Свою политическую программу он изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок». 
Кроме того, Владимир Мономах обратился к проблеме взаимоотношений церкви и государства. Он призывал чтить церковь, любить «епископов, попов и игуменов», и «по силе заботиться о них». Однако взаимоотношения с церковью он разрешал в пользу светской власти. Церкви отводил почетное, но подчиненное место. Мономах почитал митрополита «за сан святительский», но делить с ним власть не намеревался.

Смерть Владимира Мономаха

В мае 1125 года Мономах скончался. О причине его смерти никаких сведений отыскать не удалось.
Великого князя похоронили в Киеве, в соборе Святой Софии. Его называют великим воином и настоящим мудрецом, который в трудное время сумел сделать свою отчизну счастливой и процветающей. Не осудите меня, дети мои или иной кто, прочитавший (эти строки), — я не кичусь своей отвагой, но восхваляю бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет сохраняет от смертного часа, что он создал меня, худого, неленивым и на всякое дело способным.

Не осудите меня, дети мои или иной кто, прочитавший (эти строки), — я не кичусь своей отвагой, но восхваляю бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет сохраняет от смертного часа, что он создал меня, худого, неленивым и на всякое дело способным.

Заключение

Во время великого княжения Владимира Мономаха в Киеве и других городах было построено много больших и красивых храмов, переведено на славянский язык немало византийских (греческих) книг. Летописи приписывают ему важные дополнения к «Русской Правде» - своду древнерусских законов, действовавших на протяжении многих столетий. При нем Древнерусское государство достигло вершины своего могущества и расцвета.
Последние годы своей жизни Владимир Мономах посвятил государственному устройству Киевской Руси, которую поделил между сыновьями-наследниками. Он наказал им быть послушными старшему из них, правившему в стольном граде Киеве. Великий ратоборец Руси мечтал видеть своих сыновей сильными удельными правителями, подчиненными во всех больших делах великому киевскому князю. Его главенство должно было не только символизировать единство русских земель, но и оберегать ее от княжеских междоусобиц и кочевых народов Дикого поля.
Княжение Владимира Мономаха на Киевском столе было временем политического и экономического усиления Руси. Он постоянно боролся за единство Руси и сумел объединить под своей властью многие земли Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы.

Владимир Мономах стал в истории Киевской Руси третьим величайшим устроителем земли Русской после Владимира Святого и Ярослава Мудрого. В народном создании образ его совмещался с образом Владимира Святого.