Предмет: внеклассное мероприятие (обществознание)
Класс: 4
Цель: повышение финансовой грамотности обучающихся
Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий; игровой метод, метод контроля, метод создания ситуации совместных решений.
Формы организации обучающихся: групповая, фронтальная
Задачи урока:
- узнать источники семейного бюджета;
- содействовать формированию разумного финансового поведения (разумные траты);
- научить ответственному отношению к личным финансам;
- сравнивать доходы и расходы, принимать решения.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, участие в принятии решений о семейном бюджете.
2. Метапредметные:
- коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
- регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.
- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.
3. Предметные: уметь группировать, классифицировать объекты, в соответствии с понятиями «расходы», «доходы»; составлять и «читать» схемы по предложенным понятиям «бюджет», «расход», «доход».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивационный этап | Приветствие, проверка готовности класса. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2. Постановка темы урока. | -Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. | Работа с текстом, задание 1. |
Определите тему данного текста?
- Ты пойдёшь на концерт?- спросила «модница» Маша «красавицу» Таню. - Приезжает наша любимая группа!
- А билеты дорогие?
- Еще, какие дорогие! Группа - то сейчас, сама знаешь, какая популярная!
- Тогда, наверное, не пойду,- вздохнула Таня.
- Почему? - удивилась Маша.- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!
Видишь ли, в чём дело...ответила Таня- Ты мне, Маш, скажи, как у тебя в семье родители деньги распределяют?
Ну как?- озадачилась Маша.- Всё, что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупные покупки, мне дают на карманные расходы, а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое...
Вот и нас так было, - подхватила Таня. - Только мои родители устали спорить, кто больше денег зарабатывает, и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама, и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить, по-прежнему решает мама.
И что в этом плохого?- задумалась Маша.
Попробовали мы так жить, - продолжала Таня, - и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная, мама - папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что нибудь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать…
Приложение 1
Задание №1.
Работая в группах вам необходимо добыть сведения о семейном бюджете на основе предложенного текста.
- Записать, что такое «семейный бюджет».
- Составьте схему семейного бюджета.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ- ______________________________________________________
СХЕМА
Задание №2.
Подумайте, что такое расходы и доходы.
Запишите определения
РАСХОДЫ________________________________________________________
ДОХОДЫ_________________________________________________________
Приложение 2. Рабочий лист обучающегося
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
-Что вы узнали?
- В чём полезность нашего урока?
Домашнее задание
Проанализировать жизненную ситуацию.
«Дыра» в семейном бюджете
Ситуация. Вся семья собралась за столом для планирования семейного бюджета на ближайший месяц. Мама говорит, что из-за кризиса, в который попало их предприятие, зарплата временно уменьшена.
Задание. Выскажи свои предположения либо по снижению расходов (прежде всего, связанных с тобой), либо по увеличению доходов в данное время.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). — ISBN 0000000
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические материалы для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Интернет-источники
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», https://fmc.hse.ru/5-7forms
«Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
Сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru
http://volna.org/jekonomika/dokhody_i_raskhody_siemi.html
https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.