Вопросы к обсуждению:
- Что является предметом спора? В чем выражается конфликт?
– Кто является сторонами конфликта?
– Какие эмоции испытывают герои в ходе конфликта?
– Какие претензии высказываются?
– Какие приемы используют для подтверждения своей точки зрения?
– Какие стратегии поведения выбирают стороны конфликта?
– Что помогло выйти из конфликта?
Нормативные документы
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ РФ от 27.07.2010г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)».
ФЗ РФ от 23.07.2013г. №233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)
Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно-опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года (протокол №23 Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25.09.2019г.)
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Методические рекомендации Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013г. ВК-844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
Программа подготовки медиаторов (Постановление правительства РФ от 3 декабря 2010г №969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образовании и науки РФ от 14 02.2011г. №187).
Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий(в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (письмо МИНОБРНАУКИ РФ N077657 о26.12.2017г.).
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства Просвещения РФ №ДГ-375/07 от 28.04.2020г).
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017г. N520-р (ред.от 18.03.2021г.)
Назначение школьной службы медиации
разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);
обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
Назначение школьной службы медиации
использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.
Модели реализации задач ШСМ
Медиативный подход
Восстановительный подход
Круг сообществ
«Круг сообществ» – восстановительная технология, направленная на разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Особенностью круга сообщества является привлечение к обсуждению конфликтной ситуации всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его последующее выполнение.
Тематика кругов сообществ
“Это трудное слово Извини!”
”Жизнь без конфликтов”
“Карманные деньги”
“Как договориться с родителями?”
“Как полюбить соседа по парте?”
“Зачем нужны правила?”
Плюсы и минусы Круга сообществ
Плюсы: данный метод позволяет достаточно сильно уменьшить временные затраты при разрешении конфликтной ситуации; позволяет участникам конфликта высказаться и объяснить свою точку зрения, услышать и понять противоположное мнение.
Минусы: для проведения круга общения требуется предварительная подготовка.
Семейная конференция
Цель семейной медиации – создание условий для мирного урегулирования семейных споров и детско-родительских конфликтов с удовлетворением интересов конфликтующих сторон на условиях, выработанных самими сторонами.
Этноконфессиональная конференция
Этноконфессиональная конференция – это способ урегулирования конфликта с учетом его межэтнической и межконфессиональной составляющей с участием независимого нейтрального посредника.
Уровни «нагруженности» конфликта межэтническими (межнациональными) контекстами
Первый уровень.
Первый уровень
Действия медиатора:
Второй уровень.
Второй уровень
Действия медиатора:
Третий уровень.
Медиатор должен знать:
Предметное наполнение этноса или конфессиональной группы, описываевым основными эпосами, притчами, священными текстами той или иной группы.
Исторически сложившиеся методы урегулирования конфликтов данным этносом/конфессиональной группы, а также их правовую оценку.
Особенности смысловых нагрузок тех или иных смысловых формулировок, гендерных, возрастных и родственных барьеров и их роли в коммуникации данного этноса/конфессиональной группы, в межэтнических/межрелигиозных взаимоотношениях, а также их месте в конфликтах с участием данного этноса/конфессиональной группы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.