презентация "Медиативные технологии в деятельности педагога-психолога"

  • pptx
  • 27.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала медиативные технологии.pptx

Медиативные технологии в деятельности педагога-психолога

Вопросы к обсуждению:

- Что является предметом спора? В чем выражается конфликт?
– Кто является сторонами конфликта?
– Какие эмоции испытывают герои в ходе конфликта?
– Какие претензии высказываются?
– Какие приемы используют для подтверждения своей точки зрения?
– Какие стратегии поведения выбирают стороны конфликта?
– Что помогло выйти из конфликта?

Нормативные документы

Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ РФ от 27.07.2010г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)».
ФЗ РФ от 23.07.2013г. №233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)
Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно-опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года (протокол №23 Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25.09.2019г.)
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Методические рекомендации Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013г. ВК-844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
Программа подготовки медиаторов (Постановление правительства РФ от 3 декабря 2010г №969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образовании и науки РФ от 14 02.2011г. №187).
Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий(в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (письмо МИНОБРНАУКИ РФ N077657 о26.12.2017г.).
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (письмо Министерства Просвещения РФ №ДГ-375/07 от 28.04.2020г).
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017г. N520-р (ред.от 18.03.2021г.)

Назначение школьной службы медиации

разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);

обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;

Назначение школьной службы медиации

использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.

Модели реализации задач ШСМ

Медиативный подход
основан на принципах классической (фасилиативной) медиации, предполагающий исходно равный статус конфликтующих сторон (при отсутствии ущемления одной из них в правах)

Восстановительный подход
основан на принципах «восстановительной» медиации, спецификой которой является урегулирование конфликтов между сторонами с разным статусом - «жертвы» и «обидчика» с целью восстановления отношений, доверия, материального и морального ущерба

Круг сообществ

«Круг сообществ» – восстановительная технология, направленная на разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Особенностью круга сообщества является привлечение к обсуждению конфликтной ситуации всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его последующее выполнение.

Тематика кругов сообществ

“Это трудное слово Извини!
”Жизнь без конфликтов”
“Карманные деньги”
“Как договориться с родителями?”
“Как полюбить соседа по парте?”
“Зачем нужны правила?”

Плюсы и минусы Круга сообществ

Плюсы: данный метод позволяет достаточно сильно уменьшить временные затраты при разрешении конфликтной ситуации; позволяет участникам конфликта высказаться и объяснить свою точку зрения, услышать и понять противоположное мнение.
Минусы: для проведения круга общения требуется предварительная подготовка.

Семейная конференция

Цель семейной медиации – создание условий для мирного урегулирования семейных споров и детско-родительских конфликтов с удовлетворением интересов конфликтующих сторон на условиях, выработанных самими сторонами.

Этапы семейной конференции

1 .Обмен информацией
2. Частное время семьи
3. Принятие плана

Этноконфессиональная конференция

Этноконфессиональная конференция – это способ урегулирования конфликта с учетом его межэтнической и межконфессиональной составляющей с участием независимого нейтрального посредника.

Уровни «нагруженности» конфликта межэтническими (межнациональными) контекстами

Первый уровень.
В конфликте стороны оскорбляют друг друга, и для оскорбления используют признаки национальности. То есть, участники не имеют ничего против конкретной национальности, а привлекли ее, чтобы сильнее «уколоть» друг друга.

Первый уровень

Действия медиатора:
Медиатор на примирительной встрече способствует тому, чтобы была признана несправедливость оскорблений, принесены извинения (может быть и взаимные) и стороны признали на встрече, что не имеют ничего против национальности другого. Поскольку оскорбления национальной идентичности могут сильно ранить и надолго запоминаться, то лучше, чтобы эти извинения были принесены в начале встречи. Таким образом, конфликтная ситуация «очищается» от национального контекста и переводится в«обычный» конфликт, с которым медиатор работает.

Второй уровень.
Участник конфликта чувствует себя пострадавшим от предыдущих столкновений (реальных или мнимых) с другой национальной группой, и потому считает себя в праве дать «отпор» не только за конкретный конфликт, но из предыдущие «страдания». В этом случае он чувствует себя «выразителем мнения» своей этнической группы, ее представителем, и выступает от ее лица против другой группы, чьего представителя он видит в своем противнике.


Второй уровень
Действия медиатора:
А) Усилия медиатора могут быть направлены на «отслаивание» позиции участников от мнения их референтной группы с тем, чтобы ограничиться обсуждением только их конфликта.
Б) Если же этническая идентичность сильно влияет на конфликт, и принятые национальные традиции начинают определять способы реагирования, то с участниками (по отдельности) можно обсуждать, какие традиции их народов способствуют примирению.

Третий уровень.
Участники конфликта (один или несколько) являются членами групп, в которых уже сформировались определѐнные способы реагирования на межэтнические конфликты (месть, «стрелки», насилие и пр.) В этом случае участник конфликта не может принять на себя ответственность, поскольку жестко связан мнением группы, предписывающей его поведение и реакцию на конфликт с представителем другой национальности. Он не может пойти против мнения группы, поскольку это сопряжено с риском для подростка (далеко не всегда участники «закрытой» группы могут по своему желанию ее покинуть).

 

Медиатор должен знать:

Предметное наполнение этноса или конфессиональной группы, описываевым основными эпосами, притчами, священными текстами той или иной группы.

Исторически сложившиеся методы урегулирования конфликтов данным этносом/конфессиональной группы, а также их правовую оценку.

Особенности смысловых нагрузок тех или иных смысловых формулировок, гендерных, возрастных и родственных барьеров и их роли в коммуникации данного этноса/конфессиональной группы, в межэтнических/межрелигиозных взаимоотношениях, а также их месте в конфликтах с участием данного этноса/конфессиональной группы.