Обобщённые творческие способности личности:
самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;
умение перенести ЗУН (знания, умения, навыки) и СУД (способы умственных действий) в новую ситуацию;
видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);
умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся;
технология проблемного обучения;
кейс-технология;
технология тьюторского сопровождения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
технология развития «критического мышления» через чтение и письмо;
технология использования игровых методов;
технология портфолио;
технология «Дебаты»;
технология «Учебные исследования»
СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
1) добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3) оценивать своё знание-незнание;
4) стремиться к саморазвитию.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
Обучение должно носить деятельностный характер.
Учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Применять активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
Обучение должно строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.
КРИТЕРИИ:
соответствие целям и задачам, принципам обучения;
соответствие содержанию изучаемой темы;
соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания
КРИТЕРИИ:
соответствие условиям и времени, отведённому на обучение;
соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.
Цели и задачи ТРИЗ -технологии:
целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
обучение способам решения творческих задач;
обучение способам коллективной познавательной деятельности;
формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
формирование познавательной активности и интереса;
воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.
Проблема предыдущего урока
Тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.).
Лови ошибку!
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать "опасные места" интонацией или жестом.
Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!
Вопросы к тексту
К изучаемому тексту предлагается за
определенное время составить определенное
количество вопросов - суждений:
Почему?
Как доказать?
Чем объяснить?
Вследствие чего?
В каком случае?
Каким образом?
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.
Мини-исследование
Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Повторяем с контролем
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или опрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала изученный учебный материал.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.
Блиц-контрольная
Технология проведения:
-до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде - переворачиваются.
-во время: на парте - чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия -на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.
-после: работы сдаются учителю или применяется вариант самопроверки:
а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше,
вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики
отмечают знаками "+" и "-" свои результаты;
б) небольшое обсуждение по вопросам учеников.
«Дерево творчества»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.