Презентация "Методики формирования УУД на уроках математики"

  • pptx
  • 03.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методики формирования УУД на уроках математики.pptx

Результативные методики формирования УУД на уроках математики в 5 классе

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций приоритетна.

Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий, которая ставится учащимся в виде проблемы.

При формировании познавательных и регулятивных УУД большая роль отводится математике.
В первую очередь она развивает такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое, пространственное, техническое и алгоритмическое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности.

Фрагмент урока «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Цель: Изучение алгоритма сложения обыкновенных дробей. Развитие самостоятельного наблюдения, познавательного интереса, умения делать выводы, обобщения.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Выявление места и причины затруднения
 

На тарелке лежало 17 конфет. Паша взял 2 конфеты. Какую часть конфет взял Паша?
Гоша взял 3 конфеты. Какую часть взял Гоша?
Сколько всего конфет взяли воронята? Какую часть всех конфет они взяли всего? Что для этого нужно сделать?
А какую часть конфет составляют все конфеты?
Какая часть конфет осталась?

сложить дроби, вычесть

2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Что мы должны научиться делать?
- Значит перед нами стоят задачи:
 
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?

складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3. Реализация проекта.
 

-Ребята, сколько конфет всего? Как выполнить сложение дробей Вспомним что показывает числитель? Значит Паша взял 2 конфеты, а Гоша – 3. Всего сколько конфет взяли? Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.
- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).
- Давайте откроем учебник на странице 118 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!
(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания)
- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь

 Формулируют правила, проверяют текст правила.
𝑐 𝑐 𝑐𝑐 𝑐 𝑐 𝑐𝑐 𝑐 𝑐 =1
 
 
а с а а с с а с − 𝑏 𝑐 𝑏𝑏 𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑏 𝑐 = 𝑎−𝑏 𝑐 𝑎𝑎−𝑏𝑏 𝑎−𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑎−𝑏 𝑐
 
 
а с а а с с а с + 𝑏 𝑐 𝑏𝑏 𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑏 𝑐 = 𝑎+𝑏 𝑐 𝑎𝑎+𝑏𝑏 𝑎+𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑎+𝑏 𝑐

В итоге формируются следующие регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, планирование: определение последовательности промежуточных действий с учётом конечного результата, составление плана действий

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии на тему «Уравнения».
Цель: создать условия для осознания учащимися уровня и качества усвоения результата

Деятельность учителя

Учебные задания

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить определение уравнения, алгоритм решения уравнений и алгоритм нахождения неизвестных компонентов арифметических действий,

 
 
 
 
 
 

1. Назовите выражения, которые являются уравнениями:
а) 15 ׃ 3 – 2
б) 4 · x – 9
в) 2 · x = 28
г) 8 · x – 1 =5 · x – 5
д) 156 – (z + 60) = 76
е) 454 + y = 200
2. Записаны уравнения с ошибкой. Найди ошибку в решении уравнения.
а) х + 14 =25
х = 25- 14
х = 10
 б) 34 – у = 17
у = 34 + 17
у = 51
в) z - 18 = 25
z = 25 – 18
z = 7
 

 
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, осознают уровень и качество усвоения результата
 
 
 
 
 
 
 

 
Предлагает определить уровень усвоения и качество результата с помощью разгадывания кроссворда

 
Кроссворд
 

 
 
 
 
 
 

Формируются следующие регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже пройдено, постановка цели учебной задачи, синтез, прогнозирование результата.

Фрагмент самостоятельной работы на тему: «Действия с десятичными дробями»
Цель: Проверить навыки умножения и деления десятичных дробей, как учащиеся
понимают смысл «среднего арифметического» и умение находить среднее
арифметическое.
I Выполнить действия:
а) 0,738*9,7 1б а) 0,687*8,6
б) 0,081*0,1 1б б) 0,69*0,01
в) 28,13:9,7 1б в) 32,83:6,7
г) 0,0988:0,0095 1б г) 0,795:0,075
д) 575,4-4,3*8,8+9:0,18 4б д) 483,6-3,6*9,9+4:0,08
II Найти среднее арифметическое чисел:
а) 70,6 и 71,3 1б а) 15,04 и 16,96
б) 52; 38,3; 43,24; 49,6; 58,86; 2б б) 85; 85,37; 49; 63,2; 76,43;

Познавательные УУД – это также умение работать с информацией. Её необходимо не заучивать, а уметь находить самостоятельно, в том числе выходя за пределы учебника. Школьники должны уметь решать задачи как с избытком информации, когда требуется отделить значимую информацию от ненужной, так и задачи с недостатком информации, в которых нужно установить, каких именно данных недостаёт и откуда их можно получить.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия,  а также действия постановки  и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся построение устных и письменных высказываний, смысловое чтение, работа с информацией, целеполагание, структурирование знаний, создание алгоритмов деятельности, выбор эффективных способов решений.

К логическим УУД относятся формирование понятий, построение логической цепи решение, сравнение, анализ и синтез.
В постановку и решение проблем  входят формулирование проблемы и создание способов решения проблем.

Для развития познавательных умений на каждом уроке необходимо прежде всего вовлечь каждого учащегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового.
Для развития познавательного интереса к изучению математики и понимания значимости математических знаний можно время от времени проводить уроки, связывающие предметную направленность и реальную жизнь. Например, создать на уроке ситуацию, схожую с жизненной: совершение покупок в магазине, расчёт скидок, ремонт в квартире, строительство дома и др.
 

Коммуникативные УУД можно разделить на два типа: умения самовыражаться, используя средства языка и речи, и умения участвовать в продуктивном диалоге. К первому типу  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ». Ко второму типу формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе. Основой развития коммуникативных умений в курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик, ученик- учитель).
Работа превращается в коллективный способ обучения.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В первую очередь личностные УУ Д позволяют сделать учение осмысленным; обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Для нравственно- этического развития личности добавляю в некоторые задания исторические сведения, чтобы сделать акцент на патриотических чувствах, гордости за свою страну, или использовать задания, где можно обсудить или самостоятельно обдумать действия персонажей.

Фрагмент урока на тему: « Площадь треугольника»
Цель: на примерах задач показать значение площади треугольника в окружающем мире, применение полученных знаний на практике.
 
После изучения новой темы на этапе включения в систему знаний использую учебные задания, которые формируют такие УУД: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, навыков выбора наиболее эффективного способа решения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Нас с вами попросили помочь посчитать сколько листов железа нужно купить для обшивки фронтона дома и определить стоимость этой покупки. Если лист железа имеет форму прямоугольника с размерами 1× 2 м, а стоимость одного листа – 800 рублей.
Выполните эту просьбу в группах.
У кого сколько получилось?
 
Выполнили мы просьбу?
За каждый верный ответ поставьте себе по одному баллу в лист самооценивания.
2. Мы помогли обновить дом. Давайте теперь предложим нашим заказчикам благоустроить их приусадебный участок цветочными клумбами. Ребята, а площадь какой фигуры мы с вами сегодня изучаем? Пусть наши клумбы будут в виде этой фигуры. Посмотрите, как выглядят треугольные клумбы. Я вам предлагаю каталог видов клумб. Каждая группа выберет себе понравившуюся клумбу и рассчитает количество посадочного материала на клумбу и его стоимость.
 

Выполняют задание, сообщают результат и оценивают себя
 
 
Чтобы обшить один фронтон нужно 12 кв.м. железа, значит, нужно купить 6 листов железа и заплатить 4800 рублей. ( на два фронтона- 12 листов, 9600 рублей)
 
 
 
Роза: S = 40 м 2 м м 2 2 м 2
С-ть = 80х50 = 4000 руб.
 
Лилия: S = 24 м 2 м м 2 2 м 2
С-ть = 24х4х60=5760 руб
 
Тюльпан: S = 15 м 2 м м 2 2 м 2
С-ть=15х20х30 =9000 р

Таким образом, в процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованных современной системой образования.
Они в свою очередь необходимы для достижения его главной цели: научиться учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития.