Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций приоритетна.
При формировании познавательных и регулятивных УУД большая роль отводится математике.
В первую очередь она развивает такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое, пространственное, техническое и алгоритмическое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Выявление места и причины затруднения | На тарелке лежало 17 конфет. Паша взял 2 конфеты. Какую часть конфет взял Паша? | сложить дроби, вычесть |
2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Что мы должны научиться делать? | складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями |
3. Реализация проекта. | -Ребята, сколько конфет всего? Как выполнить сложение дробей Вспомним что показывает числитель? Значит Паша взял 2 конфеты, а Гоша – 3. Всего сколько конфет взяли? Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание. | Формулируют правила, проверяют текст правила. |
В итоге формируются следующие регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, планирование: определение последовательности промежуточных действий с учётом конечного результата, составление плана действий
Деятельность учителя | Учебные задания | Деятельность учащихся |
Предлагает вспомнить определение уравнения, алгоритм решения уравнений и алгоритм нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, | 1. Назовите выражения, которые являются уравнениями: | |
| | |
Фрагмент самостоятельной работы на тему: «Действия с десятичными дробями»
Цель: Проверить навыки умножения и деления десятичных дробей, как учащиеся
понимают смысл «среднего арифметического» и умение находить среднее
арифметическое.
I Выполнить действия:
а) 0,738*9,7 1б а) 0,687*8,6
б) 0,081*0,1 1б б) 0,69*0,01
в) 28,13:9,7 1б в) 32,83:6,7
г) 0,0988:0,0095 1б г) 0,795:0,075
д) 575,4-4,3*8,8+9:0,18 4б д) 483,6-3,6*9,9+4:0,08
II Найти среднее арифметическое чисел:
а) 70,6 и 71,3 1б а) 15,04 и 16,96
б) 52; 38,3; 43,24; 49,6; 58,86; 2б б) 85; 85,37; 49; 63,2; 76,43;
Познавательные УУД – это также умение работать с информацией. Её необходимо не заучивать, а уметь находить самостоятельно, в том числе выходя за пределы учебника. Школьники должны уметь решать задачи как с избытком информации, когда требуется отделить значимую информацию от ненужной, так и задачи с недостатком информации, в которых нужно установить, каких именно данных недостаёт и откуда их можно получить.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся построение устных и письменных высказываний, смысловое чтение, работа с информацией, целеполагание, структурирование знаний, создание алгоритмов деятельности, выбор эффективных способов решений.
К логическим УУД относятся формирование понятий, построение логической цепи решение, сравнение, анализ и синтез.
В постановку и решение проблем входят формулирование проблемы и создание способов решения проблем.
Для развития познавательных умений на каждом уроке необходимо прежде всего вовлечь каждого учащегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового.
Для развития познавательного интереса к изучению математики и понимания значимости математических знаний можно время от времени проводить уроки, связывающие предметную направленность и реальную жизнь. Например, создать на уроке ситуацию, схожую с жизненной: совершение покупок в магазине, расчёт скидок, ремонт в квартире, строительство дома и др.
Коммуникативные УУД можно разделить на два типа: умения самовыражаться, используя средства языка и речи, и умения участвовать в продуктивном диалоге. К первому типу можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ». Ко второму типу формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. Основой развития коммуникативных умений в курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик, ученик- учитель).
Работа превращается в коллективный способ обучения.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В первую очередь личностные УУ Д позволяют сделать учение осмысленным; обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Для нравственно- этического развития личности добавляю в некоторые задания исторические сведения, чтобы сделать акцент на патриотических чувствах, гордости за свою страну, или использовать задания, где можно обсудить или самостоятельно обдумать действия персонажей.
Фрагмент урока на тему: « Площадь треугольника»
Цель: на примерах задач показать значение площади треугольника в окружающем мире, применение полученных знаний на практике.
После изучения новой темы на этапе включения в систему знаний использую учебные задания, которые формируют такие УУД: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, навыков выбора наиболее эффективного способа решения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Нас с вами попросили помочь посчитать сколько листов железа нужно купить для обшивки фронтона дома и определить стоимость этой покупки. Если лист железа имеет форму прямоугольника с размерами 1× 2 м, а стоимость одного листа – 800 рублей. | Выполняют задание, сообщают результат и оценивают себя |
Таким образом, в процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованных современной системой образования.
Они в свою очередь необходимы для достижения его главной цели: научиться учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.