Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;
речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:
формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии;
развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение;
формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);
профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.
Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.