ЗАДАЧИ УРОКА:
образовательные:
-повторить понятие системы линейных уравнений с двумя переменными, ее решения, графический метод, метод подстановки;
- отработать графический способ решения системы линейных уравнений, рассмотреть применение систем как модели реальных ситуаций;
- закрепить навыки построения графиков линейных функций;
- формировать навыки самостоятельной работы;
развивающие:
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
-расширение кругозора;
воспитывающие:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание у учащихся дисциплинированности на уроках;
- воспитание аккуратности, внимательности, рационального использования времени при выполнении заданий.
БЛИЦ ОПРОС :
Определение линейного уравнения с двумя переменными.
Что является решением линейного уравнения с двумя переменными?
В каком случае говорят, что уравнения образуют систему?
Что значит решить систему?
Что является решением системы?
Сколько решений может иметь система?
Мини – тест
1. Из предложенных уравнений выберите линейное с двумя переменными :
а) 3х2+ 5x - 4 = 0; б) -2x + 4,5y - 8 = 0; в) 125x - 12 = 0
2. Какая из пар является решением уравнения 5х + 3у – 19 = 0
а) (2; 3); б) (5; 6); в) (1; 2)?
3. Сколько решений имеет уравнение
3х + 2у – 16 = 0
а) 1; б) 3; в) много?
4. Какая из пар является решением системы:
5х – 8у =31
3х + у =7
а) (4;-5) б) (2;1) в) (3;-2)
Три возможных случая взаимного расположения двух прямых – графиков уравнений системы
Прямые
параллельны
Прямые
пересекаются
Прямые
совпадают
Система уравнений имеет единственное решение
Система уравнений не имеет решений
Система уравнений имеет бесконечное множество решений
Закончите предложение, чтобы получилось верное утверждение
Вариант 1.
А). Если графики двух линейных уравнений системы пересекаются, то система уравнений имеет __
единственное решение
Б). Если система двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет бесконечное множество решений, то графики уравнений системы _______
совпадают
Вариант 2.
А). Если графики уравнений системы линейных уравнений – параллельные прямые, то эта система ____
не имеет решения
Б). Если система двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет единственное решение, то графики уравнений системы ________________________
пересекаются
Задание.В каждом задании из трех предложенных ответов выберите верный
Вариант 1.
1) Укажите взаимное расположение прямых:
2х – у = 4 и 3х – у = 6.
А). пересекаются;
Б). совпадают;
В). параллельны.
2)Выберите систему уравнений,
соответствующую данному чертежу.
Вариант 2.
1).Укажите взаимное расположение прямых: 2х – у = 3 и х – у = 2.
А). пересекаются;
Б). совпадают;
В). параллельны.
2)Выберите систему равнений,
соответствующую данному чертежу.
0
1
2
Б)
В)
А)
Б)
А)
В)
1
3
1
2
Задание .Показать, что система уравненийимеет бесконечно много решений. Что это означает геометрически ?
Решение.
1. Разделив обе части первого уравнения на 2 и обе части второго уравнения на 3, получим систему …………………
2. Уравнения системы оказались ………… это означает, что система ……. Геометрически это означает, что графиками этих уравнений являются………….
Способ подстановки (алгоритм)
Из какого-либо уравнения выразить одну переменную через другую
Подставить полученное выражение для переменной в другое уравнение и решить его
Сделать подстановку найденного значения переменной и вычислить значение второй переменной
Записать ответ: х=…; у=… .
Решение системы 2 варианта
3(х+2у)+5(3х-у)=75
2х – 3у =-1
18х+у =75
2х – 3у =-1
2х-225+54х=-1
56х=224
х=4
3х+6у+15х-5у=75
2х – 3у =-1
у=75-18х
2х-3(75-18х)=-1
х=4
у=3 Ответ:(4;3)
Выразить у через х (или х через у) в каждом уравнении
Приравнять выражения, полученные для одноимённых переменных
Решить полученное уравнение и найти значение одной переменной
Подставить значение найденной переменной в одно из выражений для другой переменной и найти её значение
Записать ответ: ( Х; У ).
Способ сравнения ( алгоритм )
Способ сложения (алгоритм)
Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной
Сложить почленно уравнения системы
Составить новую систему: одно уравнение новое, другое - одно из старых
Решить новое уравнение и найти значение одной переменной
Подставить значение найденной переменной в старое уравнение и найти значение другой переменной
Записать ответ: х=…; у=… .
Исаак Ньютон сказал:
«Чтобы решить вопрос, относящийся к
числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на алгебраический.»
Составьте систему уравнений по условию задачи:
« Одна сторона прямоугольника меньше другой на 5 см, периметр прямоугольника равен 38 см. Найти стороны этого прямоугольника.»
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
А) Х – У = 5, Б) Х + У = 5, В) Х – У = 5
Х + У = 38; 2(Х + У) = 38; 2(Х + У) = 38;
1. Решите систему уравнений способом сложения.
Вариант 1
Вариант 2
х – у = - 1,
2х + у = 4.
х + у = 3,
2х - у = 3.
2. Решите систему уравнений способом подстановки.
2 х + у = 2,
4х -3 у = 24.
3х +2 у = 6,
2х - у = 1.
3. Решите задачу.
Двое рабочих изготовили вместе 237 детали, первый рабочий работал 8 дней, второй – 5. Сколько деталей изготовил каждый рабочий за один день, если первый изготавливал на 2 детали в день больше, чем второй ?.
На покупку трех тренировочных костюмов и пяти мячей было потрачено 255 $.Сколько стоит один костюм и один мяч, если стоимость четырех мячей такая же, как стоимость одного костюма?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.