Презентация на тему " Приемыш"
Оценка 4.6

Презентация на тему " Приемыш"

Оценка 4.6
pptx
01.11.2020
Презентация на тему " Приемыш"
1752177 (1).pptx

Модуль (раздел) «Природа и мы»

Модуль (раздел) «Природа и мы»

Модуль (раздел) «Природа и мы» Тема: Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Составитель: учитель начальных классов «МБОУ Шелковской СОШ №1» Косумова Хава Зайнадиевна.

Цель ученика:

Цель ученика:

Цель ученика: Цель учителя:

читать и анализировать произведение «Приемыш».
Задачи:
Уметь прогнозировать содержание раздела по его названию.
Знать содержание произведения Д.Н. Мамина –Сибиряка «Приёмыш».
Уметь выдвигать предположение о содержании текста по заголовку; делать вывод после чтения текста (гипотеза верна, неверна)
Уметь читать осмысленно, правильно, выразительно вслух и про себя.
Определить жанр, тему, идею, главных героев рассказа.
Делить текст на смысловые части; определить микротемы, ключевые или опорные слова в тексте.
Уметь объяснять свою позицию.
Проверить себя и оценить свои достижения.

формирование умения анализировать художественный текст на основе произведения Д.С. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»
Задачи урока: Предметные:
познакомить с названием раздела «Природа и мы», произведением Д.С. Мамина – Сибиряка «Приёмыш».
Учить осмысленному правильному чтению целыми словами вслух и про себя с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания;
Помочь определить жанр, тему, идею, главных героев рассказа;
Научить выстраивать композицию художественного текста
Готовить учащихся к выборочному пересказу: делить текста на смысловые части; определить микротемы, ключевые или опорные слова в тексте.
Метапредметные результаты: создать условия для формирования умений:
прогнозировать содержание раздела по названию;
анализировать заглавие произведения, его адекватное соотношение с содержанием произведения;
уметь отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать своё мнение;
помочь осознать нравственное содержание прочитанного, осознавать мотивацию поведения героев, анализировать их поступки с точки зрения норм морали.
Личностныерезультаты:
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Опорные понятия, термины:

Опорные понятия, термины:

Опорные понятия, термины: Новые понятия, термины:

заголовок, жанр, сюжет,, герои рассказа, главный герой, тема, идея, характер героя.

композиция
Приёмыш, церемония, доспехи, протока, сайма, заводь, муштровать, бобылём, увечить, хиреет, божья тварь

Домашнее задание: составить паспорт главного героя произведения; на выбор пересказ отрывка рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»

Этапы урока Деятельность учащихся

Этапы урока Деятельность учащихся

Этапы урока

Деятельность учащихся

Дидактическое оснащение каждого этапа

Формы и виды деятельности

УУД

Мотивация, актуализация, организация.

Эпиграф к уроку:

Беседа.

«Небо без птиц – не небо,
  А море без рыб – не море,
  А земля без зверей – не земля…»
- Чему будут посвящены произведения в нашем новом разделе? (рассуждения детей)

Вывод: раздел «Природа и мы» посвящен взаимоотношениям человека и природы.
Вы познакомитесь с произведениями писателей – натуралистов

Читает эпиграф, рассуждает, обсуждает с классом и учителем

Прогнозирует содержание раздела по названию «Природа и мы»
ПС. (проблемная ситуация)

Учебник , изображение природы, портреты писателей – натуралистов, толковый словарь школьника
Выставка книг Д.Н .Мамина -Сибиряка

Кто такие натуралисты?
Натуралист – тот, кто занимается изучением природы.

Высказывают предположения
(гипотезы)
Работают с толковым словарем

С какими писателями – натуралистами мы знакомы?

С какими писателями – натуралистами мы знакомы?

С какими писателями – натуралистами мы знакомы?
Что объединяет их произведения ? (Тема о природе)
Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг.
- Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…»)
- Кто автор? Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк
А сегодня мы с вами познакомимся с произведением Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»
- Как вы понимаете значение слова «Приёмыш»?
Приёмыш – это приёмный сын или приёмная дочь.
Как вы думаете, о каком приемыше говорится в произведении?
Сейчас мы узнаем, кого назвали в рассказе приёмышом, познакомимся с содержанием рассказа.

Рассматривает, читает обложки книг Мамина –Сибиряка, рассуждает, обсуждает с классом и учителем обложки книг

Прогнозирует тему урока


Рассуждает, прогнозирует, готовится к слушанию произведения

Прочитаем произведение по частям.
Чтение учителем 1 части текста. По ходу чтения идет словарная работа
-Почему хозяина избушки не оказалось дома?
- Рассмотрите иллюстрацию и соотнесите с текстом. Подтвердите словами текста.
- К какому озеру подходил автор в произведении?
- Как звали сторожа на рыбачьей стоянке?
- Как звали собаку Тараса?

Следит по учебнику чтение текста произведения, по ходу идет словарная работа.
По методу «Инсерт» делает пометки.
Беседуют, строят высказывания, отвечают на вопросы, соотносят иллюстрацию с текстом.
Выборочное чтение.
 
Ищут, подбирают из текста отрывок, соответствующий иллюстрации, читают.

Кого Тарас назвал гулякой? - Как можно озаглавить первую часть рассказа?

Кого Тарас назвал гулякой? - Как можно озаглавить первую часть рассказа?

- Кого Тарас назвал гулякой?
- Как можно озаглавить первую часть рассказа?
Встреча на Светлом озере.
Появление лебедя у Тараса.

Чтение учителем 2 части текста.
Беседа после чтения.
  Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем?(Лебедь)
 
Почему ему дали такое имя? (Тарас приютил его у себя)
Как лебедь попал к Тарасу? (Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой)
 
- А правильно ли поступил Тарас? (Правильно.)
Что заставило Тараса так поступить? Почему он так поступил?
- Как поступили бы вы?

Следит по учебнику за чтением учителя, делает пометки карандашом по ходу чтения
Метод «Инсерт»

Найдите в учебнике слова, характеризующие лебедя. (Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)
- Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей)
Почему лебедь в произв М-С назван сиротой?

Работает по тексту, ищет слова, характеризующие Приемыша, находит:
лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)
Рассуждает, почему лебедь – сирота. Находит в тексте отрывок, что остался без обоих родителей

Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте: «Почему

Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте: «Почему

Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте:
«Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?»
Это и есть кульминация урока, здесь сошлись тема идея проблема! Ведь он был одинок ,мог сделать так, чтобы лебедь остался.
«…А как же можно увечить божью птицу? Пусть живет, как ей от господа указано... Человеку указано одно, а птице - другое...
- Как можно озаглавить вторую часть?
Вторую часть можно озаглавить «Приёмыш и Соболько»

Ищет отрывок на вопрос:
«Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?» находит, читает.
Придумывает заголовок
второй части произведения.

Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
Читаем третью часть рассказа.
- Совпало ли ваше мнение с текстом?
Как озаглавите третью часть произведения?
Приёмыш улетел.
Уход Приёмыша.
Расставание с Приёмышом.

Предполагает ( выдвигает гипотезу)
Следит по учебнику 3 часть
 
Делает вывод (совпало предположение или нет)
Придумывает заголовок третьей части произведения.

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»?

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»?

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»?
Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?
Вывод. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.

Вопрос: а можем ли мы чему-нибудь научиться у Тараса? А чему нас учит поступок Тараса?

Рассуждают, высказывают свое мнение.
Совместно с учителем приходят к выводу.



Рассуждают , высказывают свое мнение

- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?(Он одинок, привязан к Приёмышу, как к члену семьи)
Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено - рыбе - в воде, зверю - в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.

Рассуждают, высказывают свое мнение, приходят к выводу с помощью учителя, что проблема старика–одиночество. Он привязан к Соболько и Приёмышу, как членам своей семьи.

Диагностика результатов Составьте модель обложки произведения

Диагностика результатов Составьте модель обложки произведения

Диагностика результатов
 
Составьте модель обложки произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»

 
 
 
 
 






Заполняют модель обложки:
Автор – Д.Н. Мамин-Сибиряк
Жанр – рассказ, чертят квадратик
Заголовок – «Приёмыш»
Тема – о природе – раскрашивают зелёным цветом квадратик
(Технология моделирования жанра произведения)
 

Определите тему рассказа (О чём?)
- Определите идею рассказа (Что хотел показать автор ?)
Заполнить таблицу.

Рассуждают, задают вопрос: «О чём рассказывает автор?», выводят тему рассказа.
Задают вопрос: «Что хотел показать автор в этом рассказе?». Выводят идею рассказа, самостоятельно заполняют таблицу.

Автор

Заголовок

Жанр

Автор Д.Н. Мамин -Сибиряк Заголовок «Приёмыш»

Автор Д.Н. Мамин -Сибиряк Заголовок «Приёмыш»

Автор

Д.Н. Мамин -Сибиряк

Заголовок

«Приёмыш»

Жанр

Рассказ

Проблема

Одиночество человека

Тема

Взаимоотношения человека с природой

Идея

Любовь человека к природе, Бережное отношение к природе, не губи то, что не тобою создано.

Главные герои

Тарас, Соболько, Лебедь

Действия детей Заполнить таблицу.

Рассуждают, задают вопрос: «О чём рассказывает автор?», выводят тему рассказа.
Задают вопрос: «Что хотел показать автор в этом рассказе?».
Выводят идею рассказа, самостоятельно заполняют таблицу.

Деление текста на части. С чего начинается история? (завязка)

Деление текста на части. С чего начинается история? (завязка)

Деление текста на части.
 
С чего начинается история? (завязка)
Как продолжается история? (развитие действия)
Какой самый острый момент? (кульминация)
Как разрешается конфликт? (развязка)
Как заканчивается история? (заключение)

Работают по схеме построения композиции рассказа: завязка, развития действия, кульминация, развязка, заключение.
Делят текст на части: находят части.















Совместно с учителем заполняют таблицу.

Завязка

Развитие действий

Кульминация

Развязка

Заключение

Завязка Развития действия Кульминация

Завязка Развития действия Кульминация

Завязка

Развития действия

Кульминация

Развязка

Заключение

«Дождливый
летний день …»
 
 

Старик рассказывает, как он приручил лебедя, как им живется, как приёмыш ладит с хозяйской собакой. 
 

Уход лебедя со стаей.
 

Тарас рассказывает об уходе лебедя, как они прощались. 
 

Старик остается с собакой, грустит о том, что его покинул приёмыш, он очень скучает.

Составление паспорта главного героя ( технология

Составление паспорта главного героя ( технология

Составление паспорта главного героя ( технология ТРИЗ)

Паспорт главного героя

Имя -
Автор-
Прописка-
Где живёт-
Кем служит-
Особые приметы –

Домашнее задание: заполнить паспорт главного героя рассказа Тараса; на выбор пересказ отрывка рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш» с опорой на композицию.

Подготовка к домашней работе.

Выводят паспорт главного героя:

Имя -
Автор-
Прописка-
Где живёт-
Кем служит-
Особые приметы –
 
Получают домашнее задание – заполнить паспорт главного героя и на выбор пересказа отрывка произведения с опорой на композицию

Итог урока.
Сегодня я узнал…
Я понял….
Я применил ….

Проводит рефлексию своей деятельности

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020