Цель ученика: Цель учителя:
читать и анализировать произведение «Приемыш».
Задачи:
Уметь прогнозировать содержание раздела по его названию.
Знать содержание произведения Д.Н. Мамина –Сибиряка «Приёмыш».
Уметь выдвигать предположение о содержании текста по заголовку; делать вывод после чтения текста (гипотеза верна, неверна)
Уметь читать осмысленно, правильно, выразительно вслух и про себя.
Определить жанр, тему, идею, главных героев рассказа.
Делить текст на смысловые части; определить микротемы, ключевые или опорные слова в тексте.
Уметь объяснять свою позицию.
Проверить себя и оценить свои достижения.
формирование умения анализировать художественный текст на основе произведения Д.С. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»
Задачи урока: Предметные:
познакомить с названием раздела «Природа и мы», произведением Д.С. Мамина – Сибиряка «Приёмыш».
Учить осмысленному правильному чтению целыми словами вслух и про себя с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания;
Помочь определить жанр, тему, идею, главных героев рассказа;
Научить выстраивать композицию художественного текста
Готовить учащихся к выборочному пересказу: делить текста на смысловые части; определить микротемы, ключевые или опорные слова в тексте.
Метапредметные результаты: создать условия для формирования умений:
прогнозировать содержание раздела по названию;
анализировать заглавие произведения, его адекватное соотношение с содержанием произведения;
уметь отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать своё мнение;
помочь осознать нравственное содержание прочитанного, осознавать мотивацию поведения героев, анализировать их поступки с точки зрения норм морали.
Личностныерезультаты:
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Опорные понятия, термины: Новые понятия, термины:
заголовок, жанр, сюжет,, герои рассказа, главный герой, тема, идея, характер героя.
композиция
Приёмыш, церемония, доспехи, протока, сайма, заводь, муштровать, бобылём, увечить, хиреет, божья тварь
Домашнее задание: составить паспорт главного героя произведения; на выбор пересказ отрывка рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»
Этапы урока | Деятельность учащихся | Дидактическое оснащение каждого этапа | |
Формы и виды деятельности | УУД | ||
Мотивация, актуализация, организация. | Беседа. | ||
«Небо без птиц – не небо, | Читает эпиграф, рассуждает, обсуждает с классом и учителем | Учебник , изображение природы, портреты писателей – натуралистов, толковый словарь школьника | |
Кто такие натуралисты? | Высказывают предположения |
С какими писателями – натуралистами мы знакомы? | Рассматривает, читает обложки книг Мамина –Сибиряка, рассуждает, обсуждает с классом и учителем обложки книг | ||
Прочитаем произведение по частям. | Следит по учебнику чтение текста произведения, по ходу идет словарная работа. | ||
- Кого Тарас назвал гулякой? | |||
Чтение учителем 2 части текста. | Следит по учебнику за чтением учителя, делает пометки карандашом по ходу чтения | ||
Найдите в учебнике слова, характеризующие лебедя. (Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица) | Работает по тексту, ищет слова, характеризующие Приемыша, находит: |
Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте: | Ищет отрывок на вопрос: | ||
Как вы думаете, каким будет конец этой истории? | Предполагает ( выдвигает гипотезу) | ||
Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? | Рассуждают, высказывают свое мнение. | ||
- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?(Он одинок, привязан к Приёмышу, как к члену семьи) | Рассуждают, высказывают свое мнение, приходят к выводу с помощью учителя, что проблема старика–одиночество. Он привязан к Соболько и Приёмышу, как членам своей семьи. | ||
Диагностика результатов | Заполняют модель обложки: | ||
Определите тему рассказа (О чём?) | Рассуждают, задают вопрос: «О чём рассказывает автор?», выводят тему рассказа. |
Автор
Заголовок
Жанр
Автор | Д.Н. Мамин -Сибиряк |
Заголовок | «Приёмыш» |
Жанр | Рассказ |
Проблема | Одиночество человека |
Тема | Взаимоотношения человека с природой |
Идея | Любовь человека к природе, Бережное отношение к природе, не губи то, что не тобою создано. |
Главные герои | Тарас, Соболько, Лебедь |
Действия детей Заполнить таблицу.
Рассуждают, задают вопрос: «О чём рассказывает автор?», выводят тему рассказа.
Задают вопрос: «Что хотел показать автор в этом рассказе?».
Выводят идею рассказа, самостоятельно заполняют таблицу.
Деление текста на части. | Работают по схеме построения композиции рассказа: завязка, развития действия, кульминация, развязка, заключение. | ||
Совместно с учителем заполняют таблицу. |
Завязка | Развитие действий | Кульминация | Развязка | Заключение |
Завязка | Развития действия | Кульминация | Развязка | Заключение |
«Дождливый | Старик рассказывает, как он приручил лебедя, как им живется, как приёмыш ладит с хозяйской собакой. | Уход лебедя со стаей. | Тарас рассказывает об уходе лебедя, как они прощались. | Старик остается с собакой, грустит о том, что его покинул приёмыш, он очень скучает. |
Составление паспорта главного героя ( технология ТРИЗ) | Подготовка к домашней работе. | ||
Итог урока. | Проводит рефлексию своей деятельности | ||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.