Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках
Оценка 4.8

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Оценка 4.8
Домашняя работа +10
pptx
искусство +1
5 кл—11 кл +1
03.01.2024
Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках
История России
Русская культура в 14-16 вв.pptx

Тема: Культура и быт Московского государства в

Тема: Культура и быт Московского государства в

Тема: Культура и быт Московского государства в XIV-XVIвв.

«Из всех периодов истории российской культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными»
Академик Лихачев

Основные направления зодчество живопись литература быт

Основные направления зодчество живопись литература быт

Основные направления

зодчество

живопись

литература

быт

Борьба с Золотой Ордой – главная тема произведений

Борьба с Золотой Ордой – главная тема произведений

Борьба с Золотой Ордой – главная тема произведений.
Идея объединения Русского государства.

Особенности культуры

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

I этап – XIV-XV века
Основная идея – преодоление катастрофических последствий
монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига
через собирание русских земель

II этап – XVI век
Основная идея – укрепление государства,
единство и централизация

Особенности развития русской культуры в

Особенности развития русской культуры в

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.

Культурное возрождение Руси (идеи единства Русской земли и борьба с ордой);
Преодоление культурной разобщенности русских земель (Москва - культурный центр);
Возрождение культурной самобытности ( освобождение от византийского влияния);
Новые культурные контакты России с другими странами (итальянский след в русской культуре).
Расцвет русской иконописи






Грамотность Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах

Грамотность Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах

Грамотность

Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах.
Для письма применяли заостренные палочки – писала.
Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров.

Надпись на потире 1499 г.: «А делал Иван Фомин».

Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на раскопках в Новгороде.

Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии

Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии

Письменность

Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись обширные библиотеки.
Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила.
В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но позволяла писать быстрее.
В XV в. бумагу стали ввозить также из Франции, а позднее – из Германии.

Отослание апостолов на проповедь.
Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.

Просвещение Школы при церквях

Просвещение Школы при церквях

Просвещение

Школы
при
церквях

Монастыри – центры книжности
(книгописные мастерские и
библиотеки)

Бумага
с XIV века

С XV века
полуустав и
скоропись

как и прежде…

Середина XVI в. – зарождение книгопечатания

Первая
типография – 1553 г.

1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)

Письменность Манера письма в XIV в

Письменность Манера письма в XIV в

Письменность

Манера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу пришел полуустав.
Буквы стали мелкими, не такими геометрически правильными, расстояния между ними – разными, появились надстрочные знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в начертании букв.

Остромирово Евангелие 1057 г.
Древний устав.

Лаврентьевская летопись 1377 г.
Полуустав.

Письменность Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами

Письменность Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами

Письменность

Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.

В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент.

Евангелист Иоанн, диктующий Прохору.
Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.

Литература Воинская повесть : «Повесть о разорении

Литература Воинская повесть : «Повесть о разорении

Литература

Воинская повесть: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» Сафоний Рязанец, «Сказание о Мамаевом побоище»;
Хождения (путевые заметки) «Хождение за три моря» Афанасий Никитин
Возрождение общерусской летописи (с 1418 г. митрополит Фотий)
Публицистика, Иван Пересветов писал челобитные царю, где излагал проекты реформ
«Хронограф» –сборник сочинений по всемирной истории
«Четьи менеи» – энциклопедия русского средневекового общества
«Домострой» Сильвестор (энциклопедия по ведению домашнего хозяйства, воспитания детей)

Возрождение летописания. Ведущая роль -

Возрождение летописания. Ведущая роль -

Возрождение летописания.
Ведущая роль - Москва.
Идея единства Руси.
«Русский хронограф».
1408 г. Троицкая летопись
Погибла при пожаре 1812г.

Летописи

Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях

Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях

Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях.
«Житие святого Александра Невского»

Литература

Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей

Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей

Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый
составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского.

Жития

Сказания – истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны

Сказания – истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны

Сказания – истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны.

Хождения – сочинения о дальних путешествиях

Хождения – сочинения о дальних путешествиях

Хождения – сочинения о дальних путешествиях.

Хождения «Хождения за три моря»

Хождения «Хождения за три моря»

Хождения

«Хождения за три моря»
Тверской купец Афанасий Никитин (за 30 лет до Васко да Гамма) ходил в Индию

Исторические повести повесть "О битве на

Исторические повести повесть "О битве на

Исторические повести

повесть "О битве на Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем", повести об Александре Невском, "Повесть о Щелкане»
Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: "О побоище на Дону", "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" ( автор Софоний Рязанец)

Первый хронограф
В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

Житие Александра Невского Рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями , о его дипломатической деятельности и отношениях с

Житие Александра Невского Рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями , о его дипломатической деятельности и отношениях с

Житие Александра Невского

Рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями , о его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти.

Сказание о Мамаевом побоище Сказание сообщает целый ряд подробностей о

Сказание о Мамаевом побоище Сказание сообщает целый ряд подробностей о

Сказание о Мамаевом побоище

Сказание сообщает целый ряд подробностей о Куликовской битве, не зафиксированных другими источниками. Например, только в С. обстоятельно рассказано о действиях засадного полка серпуховского князя Владимира Андреевича, которые решили исход боя в пользу великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, только в С. сообщается о паломничестве Дмитрия Донского в Троицкий монастырь и о благословении Дмитрия Сергием Радонежским и т. д.

Общественная мысль Ереси Стригольники (Новгород,

Общественная мысль Ереси Стригольники (Новгород,

Общественная мысль

Ереси

Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.)
Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и
церковные таинства

Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.)
Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и
Святую Троицу

Иосифляне
(Иосиф Волоцкий):
Церковь должна быть
богатой, владеть земельной
собственностью

Нестяжатели
(Нил Сорский, Максим Грек,
Вассиан Патрикеев)
Отказ от церковного и
монастырского имущества

XV-XVI века

Филофей (I пол. XVI в.)
«Москва – третий Рим»

Возрождение каменного строительства

Возрождение каменного строительства

Возрождение каменного строительства.
Строительство крепостей (Кремль).
XV в. – приглашение итальянских мастеров.

Архитектура

Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период

Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период

Архитектура

Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия.


Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия.
Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород.

Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками,

Церковь Николы на Липне близ Новгорода.
1292 г.

Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов

Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов

Архитектура

Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол.

Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными.

Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.
Разрушена во время Великой Отечественной войны.
Восстановлена реставраторами.

Архитектура Каменное строительство в

Архитектура Каменное строительство в

Архитектура

Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов.

Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества.

До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в.

Успенский собор в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.

Архитектура В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен

Архитектура В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен

Архитектура

В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского.
В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин.

Московский Кремль при Иване III.
Худ. А.М. Васнецов.

В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных.
Строительство завершилось в 1516 г.

Архитектура Московский Кремль Белокаменный

Архитектура Московский Кремль Белокаменный

Архитектура Московский Кремль

Белокаменный Кремль
(1367-1368 гг.)

Московский Кремль
при Иване III
(конец XV – начало XVI вв.)

Кремль Ивана Калиты ( 14 век)

Кремль Ивана Калиты ( 14 век)

Кремль Ивана Калиты ( 14 век)

Кремль Дмитрия Донского ( конец 14 века)

Кремль Дмитрия Донского ( конец 14 века)

Кремль Дмитрия Донского ( конец 14 века)

Красный Кремль Ивана III ( середина 15 века) «Московский

Красный Кремль Ивана III ( середина 15 века) «Московский

Красный Кремль Ивана III ( середина 15 века)

«Московский Кремль при Иване III» А. М. Васнецов

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Соборная площадь –сердце Кремля

Соборная площадь –сердце Кремля

Соборная площадь –сердце Кремля

Архитектура Ансамбль Соборной площади

Архитектура Ансамбль Соборной площади

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля

Успенский собор
(1475-1479)
Аристотель
Фиорованти

Благовещенский
собор
(1484-1489)
Псковские
мастера

Архангельский собор
(1505-1508)
Алевиз Фрязин Новый

Колокольня
Ивана Великого
(1505-1508)
Бон Фрязин
Достроена
в 1660 г.

Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин
Пьетро Антонио
Солари

Архитектура Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во

Архитектура Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во

Архитектура

Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле.
В итоге в 1475–1479 гг. итальянец создал произведение типично русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского Возрождения.
Успенский собор – пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира.
Но этим сходство почти исчерпывается.

Успенский собор Московского Кремля.
Южный фасад.
Арх. Аристотель Фиораванти.

Успенский собор- в будущем место коронации царей и императоров

Успенский собор- в будущем место коронации царей и императоров

Успенский собор- в будущем место коронации царей и императоров России

Во время венчаний на царство в поздний период Российской империи архиерей вручал императору регалии — в правую руку скипетр, а в левую державу, и с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» произносил:

Церковь построена в память об Иване

Церковь построена в память об Иване

Церковь построена в память об Иване III.
Самое высокое здание Московского Кремля (81 м). В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

Архитектура В 1487–1491 гг. в Кремле была построена

Архитектура В 1487–1491 гг. в Кремле была построена

Архитектура

В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных послов.
Это был самый большой зал в тогдашней Руси.
Своды опирались на огромный центральный столп.

Грановитая палата Московского Кремля.
Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Грановитая палата внутри

Грановитая палата внутри

Грановитая палата внутри

Спас Вседержитель Андрея Рублева и

Спас Вседержитель Андрея Рублева и

Спас Вседержитель Андрея Рублева и Спас нерукотворный 12 века. Что изменил Рублев в лике Христа?

Андрей Рублев
Феофан Грек
Дионисий

Иконопись.

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой традиции
Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные

Андрей Рублёв 1380-1430

Святая Троица

Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи

Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи

Живопись

В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.
Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет.

Новгородская икона XIV в.
«Сошествие Христа во ад».

Новгородская икона XIV в. «Георгий-змееборец»

Живопись Крупнейший художник конца

Живопись Крупнейший художник конца

Живопись

Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек.
Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью.
Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными.
Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты полагают, что роспись церкви Федора Статилата выполнена учениками Феофана.

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан Грек. 1378 г.

Живопись В Москве Феофан расписал

Живопись В Москве Феофан расписал

Живопись

В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I.
В связи со сносом этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли.
Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора.
Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную сосредоточенность.

Архангел Гавриил.
Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.

Иконопись. Новгородская школа.

Иконопись. Новгородская школа.

Иконопись. Новгородская школа.

Пророки Даниил, Давид и Соломон

Живопись Последний великий живописец конца

Живопись Последний великий живописец конца

Живопись

Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок. 1440 или 1450 – после 1519).
До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре.

Христос Вседержитель.
Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
Дионисий.

БЫТ XIV-XVI века

БЫТ XIV-XVI века

БЫТ

XIV-XVI века

Быт Быт народа менялся медленно, изменения были заметны в крупных городах, в первую очередь в

Быт Быт народа менялся медленно, изменения были заметны в крупных городах, в первую очередь в

Быт

Быт народа менялся медленно, изменения были заметны в крупных городах, в первую очередь в Москве. Дома богатых князей были двух и трехэтажные, обнесенные высоким забором, со многими жилыми палатами, где для украшения использовали восточные ковры, употребляли в обиходе золотую, серебряную, оловянную посуду, такие хоромы освещались сальными свечами

Быт простого народа Русские люди всех сословий ценили хорошую баню

Быт простого народа Русские люди всех сословий ценили хорошую баню

Быт простого народа

Русские люди всех сословий ценили хорошую баню. В богатых домах были мыленки. Позднее в богатые дома провели водоводы
Быт простого народа: крестьян, ремесленников и работных людей отличался своей традиционностью. По- прежнему строились деревянные рубленные избы, глинобитные печи топились по черному. Бедные крестьяне по-прежнему сооружали себе избы-полуземлянки.

Жилища Жилища чаще всего были срубными

Жилища Жилища чаще всего были срубными

Жилища

Жилища чаще всего были срубными. Топились они по-черному, дым выходил через специальное дымовое отверстие. Каменные печи с дымоходами встречались в самых богатых домах, «белая изба», «белая горница» обычно специально отмечались. Основная постройка называлась избой. Дома феодалов состояли из нескольких срубов, иногда на высоких подклетях. На дворе могла стоять и башня — «повалуша» или «терем». Окна были небольшими, в богатых домах — слюдяные, в остальных — закрытые бычьим пузырем.

Жилища

Жилища

Жилища

Жилища

Исключительно красочным и живописным был женский костюм

Исключительно красочным и живописным был женский костюм

Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской одежды внизу, как и мужской, могла доходить до 6 м. Линия проймы была прямая, рукав не имел оката и мог по-разному оформляться внизу в различных видах одежды.

Женская одежда

Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола

Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола

Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
Приволока — безрукавная накидка.
Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
Летник — старинная верхняя женская одежда.

Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов

Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов

Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.

Нижней одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом

Нижней одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом

Нижней одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью .

Женская одежда

Наряду с сарафанами в женском костюме

Наряду с сарафанами в женском костюме

Наряду с сарафанами в женском костюме Московской Руси продолжали носить старинные запону, нагрудник, поневу, передник..

Женская одежда

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:
Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две

Головной убор

Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма

Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма

Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма. Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с подвесками — рясы вдоль щек, поднизь — на лоб. В косу девушки вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные украшенные накосники в конце косы.

Головной убор

У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника

У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника

У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол — «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани. Кику могли носить под убрусом или сверху него.

Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью

Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью

Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани . В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем. Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц.

Головной убор

Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц

Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц

Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц.
Немецкий историк и путешественник Олеарий в своем «Описании путешествия в Московию» рассказывает, что боярыня Черкесская отказалась белиться и румяниться, так как имела очень красивый естественный цвет лица.

Жены других бояр были возмущены этим и уговаривали ее не пренебрегать народными обычаями.

Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения

Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения

Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения. Форма деталей и манера ношения этих видов кафтана подчеркивали полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду. Дорогую шелковую или бархатную ферязь длиной до пола на подкладке из дорогого меха надевали только на правый рукав, собирая его длину многочисленными сборками. Левый рукав свисал до самого пола .

Мужская одежда

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

В комплекс мужской одежды входили рубаха и порты, поверх которых надевались зипун, однорядка, охабень, шуба

В комплекс мужской одежды входили рубаха и порты, поверх которых надевались зипун, однорядка, охабень, шуба

В комплекс мужской одежды входили рубаха и порты, поверх которых надевались
зипун, однорядка, охабень, шуба.

Мужская одежда

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык

Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык

Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык . Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Мужская одежда

КАФТАН, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением

КАФТАН, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением

КАФТАН, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии . Другие были прилегающего силуэта с отрезной линией талии, с широкой сборчатой нижней частью . Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток.

Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие узорчатые ткани, отделку петлицами на груди и по боковым разрезам; металлические, деревянные, плетеные из шнура и жемчужные пуговицы высокий…

Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие узорчатые ткани, отделку петлицами на груди и по боковым разрезам; металлические, деревянные, плетеные из шнура и жемчужные пуговицы высокий…

Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие узорчатые ткани, отделку петлицами на груди и по боковым разрезам; металлические, деревянные, плетеные из шнура и жемчужные пуговицы  высокий богато расшитый воротник-козырь, окантовку борта, горловины, низа изделия и низа рукавов разноцветной с золотом и серебром тесьмой или галуном.

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Презентация на тему : Русская культура в 14-16 веках

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником (рис

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником (рис

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником (рис. 3). Верх шубы обычно покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчины

Мужская одежда

Мужская одежда Шубу застегивали на шнуры

Мужская одежда Шубу застегивали на шнуры

Мужская одежда

Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорез для продевания рук, при этом оставшаяся нижняя часть рукавов свободно свисали. В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все. Однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства.

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук. У мужчин были лапти и сапоги.

обувь

ЛАПТИ — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка

ЛАПТИ — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка

ЛАПТИ — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
ЧЁБОТЫ — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
Голенища назывались ПРЕЖНИКИ. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.
ИЧИГИ — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
ВАЛЕНКИ — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
ОНУЧИ — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
ПОРШНИ — простейшая русская кожаная обувь.

Обувь

Обувь

Обувь

Обувь

Одежда Трудно поверить, но в XIV-XVI веках сарафан был мужской одеждой

Одежда Трудно поверить, но в XIV-XVI веках сарафан был мужской одеждой

Одежда

Трудно поверить, но в XIV-XVI веках сарафан был мужской одеждой.

Век спустя его шили с прорехой у плеча и очень длинными, узкими рукавами, которые можно было свободно откинуть и завязать сзади, не продевая в них руки.
Хорошо знакомый нам сарафан - платье без рукавов, женщины стали носить в России лишь в XVII веке.

Русская кухня Несмотря на то, что на

Русская кухня Несмотря на то, что на

Русская кухня

Несмотря на то, что на Руси долгое время были неизвестны многие современные продукты: картофель, помидоры, кукуруза, рис, иностранцы отмечали, что русский стол – богатейший в мире, даже у простого народа. Основными продуктами на Руси были репа, капуста, редька, огурцы, фрукты, ягоды, грибы, рыба и иногда мясо. Изобилие злаков - рожь, пшеница, овес, просо, горох, чечевица – позволяли готовить множество сортов хлебов, блинов, каш, квасов, пива и водки.

Русская кухня и изменения в ней

Русская кухня и изменения в ней

Русская кухня и изменения в ней

Русская кухня не поддавалась иностранному влиянию, а адаптировала блюда к русским реалиям.
Православие оказывало сильное влияние на все стороны жизни русского человека, не исключая и традиционную русскую кухню. Постные блюда богаты витаминами и микроэлементами, но не содержат жиров, что позволяет очистить организм и дать ему сил для тяжелой крестьянской работы.

История русской кухни Современная русская кухня окончательно сложилась немногим более ста лет тому назад, во вторую половину

История русской кухни Современная русская кухня окончательно сложилась немногим более ста лет тому назад, во вторую половину

История русской кухни

Современная русская кухня окончательно сложилась немногим более ста лет тому назад, во вторую половину XIX в. В своем развитии русская кухня прошла несколько этапов.
  - древнерусская кухня (IX-XVI вв.);  - старомосковская кухня (XVII в.);  - кухня петровско-екатерининской эпохи (XVIII в.);  - петербургская кухня (конец XVIII в.-60-е годы XIX в.);

Из пряностей чаще всего использовались лук, чеснок, хрен, укроп, причем в весьма больших количествах, а также петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика,…

Из пряностей чаще всего использовались лук, чеснок, хрен, укроп, причем в весьма больших количествах, а также петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика,…

Из пряностей чаще всего использовались лук, чеснок, хрен, укроп, причем в весьма больших количествах, а также петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже в Х-XI вв. Позднее, в XV - начале XVI вв., их дополнили имбирем, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном. 

В начальный период развития русской кухни складывается и склонность к употреблению жидких горячих блюд, получивших тогда общее название "хлёбова"

В начальный период развития русской кухни складывается и склонность к употреблению жидких горячих блюд, получивших тогда общее название "хлёбова"

В начальный период развития русской кухни складывается и склонность к употреблению жидких горячих блюд, получивших тогда общее название "хлёбова". Наибольшее распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заварихи, болтушки, саломаты и другие разновидности мучных супов. 

В XVII в. окончательно складываются все основные типы русских супов, при этом появляются неизвестные в средневековой Руси кальи, похмелки, солянки, рассольники. 

Что касается мяса и молока, то эти продукты употребляли сравнительно редко, причем обработка их не отличалась сложностью. Мясо, как правило, варили в щах или кашицах, молоко пили сырое, томленое или скисшее. Из молочных продуктов делали творог и сметану, а производство сливок и масла долгое время оставалось почти неизвестным, по крайней мере до XV-XVI вв. эти продукты появлялись редко, нерегулярно. 

Традиции русской кухни 1 Кашу на

Традиции русской кухни 1 Кашу на

Традиции русской кухни

1 Кашу на Руси ели как самостоятельное блюдо, и как гарнир к рыбе и мясу. Лучшими кашами считались крутые, рассыпчатые. Жидкие каши считались низшим сортом.
2 Классическая русская окрошка готовится из двух овощей. Один овощ обязательно имеет нейтральный вкус, а другой имеет ярко выраженный вкус и запах. В окрошку добавляют рыбу с нейтральным вкусом, говядину или курятину. Обязательные элементы окрошки – вареные яйца и сметана. В качестве приправы используется горчица, черный перец или соленые огурцы.
3 Среди постных русских десертов есть интересное блюдо – солодуха из пророщенного ржаного зерна. Это жидкое блюдо розового цвета с медовым ароматом, богатое витаминами. Солодуху ели во время зимних постов.

Трапеза В старину каждая трапеза имела свой определенный час

Трапеза В старину каждая трапеза имела свой определенный час

Трапеза

В старину каждая трапеза имела свой определенный час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Вся семья собиралось за столом, где у всякого было свое место. Во главе стола сидел хозяин дома, он же первым садился за стол, за ним все остальные домочадцы. Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб. Жидкие горячие блюда обычно подавали в общей большой миске на всю семью. Хозяин дома следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других.
Твердые, вареные, печеные, жареные продукты и кушанья (мясо, рыба и др.) подавались нарезанными кусками на общем большом блюде. Куски брали руками (до появления вилок).

Тарелки заменяли большие ломти хлеба. Гости клали на них, как на тарелку, густую пищу, куски мяса, рыбы и др. После обеда такие «хлебные тарелки» обычно съедались.

Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Все это лишний раз подтверждает то почтение и даже благоговение, которое русские люди испытывали по отношению к хлебу насущному.

Посуда Различалась утварь богатых и бедных людей

Посуда Различалась утварь богатых и бедных людей

Посуда

Различалась утварь богатых и бедных людей. В боярских домах парадная посуда была из серебра, повседневная — из олова. В домах среднего достатка «суды оловянные» служили посудой для гостей, а ежедневно пользовались глиняной и деревянной.

Деревянная посуда Первая посуда появляется примерно 6-7 тысяч лет назад

Деревянная посуда Первая посуда появляется примерно 6-7 тысяч лет назад

Деревянная посуда

Первая посуда появляется примерно 6-7 тысяч лет назад. Делали ее из дерева.

Чугунная посуда

Чугунная посуда

Чугунная посуда

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2024