II. Углубление знаний о разрядах числительных. М а т е р и а л д л я н а б л ю д е н и я
Внимательно послушайте текст об английском учёном Давиде Ливингстоне. Выпишите сочетания с числительными.
В конце девятнадцатого века на географической карте мира было ещё много белых пятен. Две трети Центральной и Южной Африки оставались неисследованными, хотя там побывало немало европейцев: португальцев, немцев, англичан.
Задание: Среди выписанных сочетаний подчеркните одним цветом числительные, отвечающие на вопрос с к о л ь к о?, а другим цветом — числительные, отвечающие на вопрос к а к о й п о с ч ё ту (к о т о р ы й п о п о р я д к у)?
Давид Ливингстон хотел узнать неведомое, открыть неоткрытое. Науке географии он посвятил свою жизнь. В Африке, где он провёл тридцать два года, вечным памятником ему остались город, названный его именем, притоки рек, которые он первым нанёс на карту, горы и водопад, которые он открыл.
Проверка. На вопрос какой? отвечают порядковые числительные, на вопрос сколько? – количественные. Чтение обучающимися количественных и порядковых числительных, выписанных из текста «Давид Ливингстон».
Задание: Среди выписанных сочетаний подчеркните одним цветом числительные, отвечающие на вопрос с к о л ь к о?, а другим цветом — числительные, отвечающие на вопрос к а к о й п о с ч ё ту (к о т о р ы й п о п о р я д к у)?
Он плавал на лодках по рекам Замбези и Конго, пятьдесят тысяч километров прошёл по Африке пешком. А когда уже не мог ходить, его, больного, умирающего, африканцы, преданно любившие своего белого друга, несли девять месяцев на носилках через всю Африку, пройдя около двух тысяч километров к прибрежному городу Багамойо...
Проверка. На вопрос какой? отвечают порядковые числительные, на вопрос сколько? – количественные. Чтение обучающимися количественных и порядковых числительных, выписанных из текста «Давид Ливингстон».
III. Развитие умений правильно образовывать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные.
Упр. 481
Омонимичность частей речи — упражнение 482, теоретический материал «Лингвистические заметки» с. 43. Чтение.
Упр. 483. Теоретический материал «Лингвистические заметки» с. 44. Чтение.
Упр. 484.
Упр. 485.
К упр. 490
При сочетании с существительными числительные либо управляют существительными, либо согласуются с существительными. Если числительное стоит в И. п. (или в сходном с ним В. П.), то числительное управляет Р. П. существительного (два стола, пять книг), причём при числительных два, три, четыре, а также составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное стоит в ед. ч. (два окна, двадцать два окна), при всех остальных числительных – во мн. числе (пять окон, пятьдесят окон, пятьдесят пять окон).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.