ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ПАВЛОВНЫ ШЕРЕР
Перебрав 15 вариантов начала своего произведения, Л.Н.Толстой остановился именно на июле 1805 года и на салоне Анны Павловны Шерер (известной фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны), где в Петербурге собираются высшие слои столичного общества: разговоры в ее салоне хорошо передают сложную политическую атмосферу того времени.
Толстой полагал, что для начала романа должна быть найдена такая обстановка, чтобы из нее, «как из фонтана, разбрызгивалось действие в разные места, где будут играть роль разные лица». Таким «фонтаном» оказался вечер в придворном салоне, в котором, по позднейшему определению автора, как нигде, «высказался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение… общества».
Кто собрался в гостиной Шерер?
Роман «Война и мир» открывается изображением великосветского общества, собравшегося в гостиной сорокалетней фрейлины императорского двора А.П. Шерер. Это министр князь Василий Курагин, его дети (бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит), княгиня Лиза Болконская — «высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...»
Какое значение имеет эпизод вечера у Анны Павловны Шерер?
Он открывает роман и знакомит читателя с основными политическими и нравственными оппонентами в системе образов. Главным историческим содержанием первых пяти глав является художественная информация о политических событиях в Европе летом 1805 года и о предстоящей войне России в союзе с Австрией против Наполеона.
Все эти сцены окрашивает определенная авторская интонация, в которой и просматривается нравственная оценка каждого из участников действия: тонкая ирония по отношению к князю Василию с его светским умением маскировать истинные цели под видом безразличия, усталости или мимолетного интереса; почти открытая насмешка над общественным «энтузиазмом» Анны Павловны и ее паническим страхом перед всем, что выходит за рамки чопорной «говорильной мастерской», добрая улыбка по отношению к «неумеющему жить» Пьеру Безухову; явное сочувствие князю Андрею. В основе этого нравственного разграничения симпатия к искренним, бескорыстным героям, живущим духовными интересами, и явное или скрытое осуждение самовлюбленности, эгоизма, расчетливости, лицемерия, духовной пустоты людей, утративших в светской среде естественные человеческие качества.
«ЖИЗНЬ СЕРДЦА» РОСТОВЫХ
Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света.
Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне - обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых – «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен.
Главный гость Ростовых — Марья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись». В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо — утонченный виконтэмигрант. Появление фигуры, подобной Марье Дмитриевне, невозможно в салоне Шерер так же, как невозможно ее разговоры: «. . . ты что, старый греховодник, . . . чай, скучаешь в Москве? собак гонять негде? » За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья.
Вечернее празднование именин
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Душевную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом — Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем — Наталья. «У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь»
Семья Ростовых – идеал семейного благополучия, по Толстому
Главное свойство семьи Ростовых — открытость души, радушие: именины — на 80 кувертов (столовый прибор на парадном обеде), полный дом гостей, способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь. Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам.Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.
Толстой создал образы разных членов семьи Ростовых: добродушного и хлебосольного отца, воплощающего тип старого барина; трогательно любящей детей, немножко сентиментальной матери; рассудительной Веры и пленительной Наташи; восторженного и ограниченного Николая; шаловливого Пети и тихой, бесцветной Сони, целиком ушедшей в самопожертвование. У каждого из них свои интересы, свой особый душевный мирок, но в целом они составляют «мир Ростовых» , для которых главный принцип жизни — бескорыстная доброта и самопожертвование, искренность, душевная отзывчивость, благородство, готовность прийти на помощь.
Мир Ростовых
Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение.
Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска.
Отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийской деревни Шенграбен и ждали сражения
Шенграбенское сражение
Шенграбенское сражение.План спасения отрядом Багратиона основной части русской армии явился актом воли Кутузова, покоился на нравственном законе и был противопоставлен Толстым произволу решения о сражении под Аустерлицем. Исход сражения решается духом всего войска, который чутко ощущается Багратионом, действиями капитана Тушина
Багратион ведет солдат а атаку. Шенграбенский бой.
Батарея капитана Тушина
Вывод: Решающее сражение в кампании 1805 – 1807 гг. Шенграбен – это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель – задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армиюЦель сражения благородна и понятна солдатамПоведение бойцов – героизм, подвиги.Итог: победа
АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ
Битва под Аустерлицем — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции, созданной европейскими державами. Сражение вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I в этой битве сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Эта одна из крупнейших битв наполеоновской эпохи произошла 20 ноября (2 декабря) 1805 года.
Вывод:
Аустерлиц – «сражение трех императоров». Цель его – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя»Цель сражения не понята солдатамиПоведение бойцов – неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя АндреяПоражение
Разочарование А.Болконского в наполеоне
Раненый, Болконский видит перед собой Наполеона и понимает, что не может быть велик человек, который повинен в смерти тысячи людей. Понимает, что прежнее его стремление к славе ничтожно: «И так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Так приходит разочарование в Наполеоне, понимание ничтожности подвига совершенного во имя личной славы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.