Презентация на тему: "Организация счетной деятельности дошкольников"

  • pptx
  • 19.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация счетной деятельности дошкольников.pptx

Организация счетной деятельности дошкольников

Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:
Цель (выразить количество предметов числом),
Средство достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности),
Результат (итоговое число): сложность представляется для детей в движении результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знаний итогового числа при счете.
Счет – это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами.

Первый этап – манипулирование с множествами в развитии счетной деятельности.
Второй этап – в развитии счетной деятельности – появление интереса к сравнению величин и множеств, прослеживается у детей третьего года жизни.
Затем, отправляясь от практических действий с неопределенным количеством однородных предметов, обучаясь количественному сравнению множеств, но, еще не умея считать, не зная названий чисел, упражняясь дальше в сравнении множеств на основе счета с помощью числительных, дети постепенно поднимаются до абстрагирования числа, до отвлеченного представления о числе как о показателе мощности множества.

Третий этап – включение последовательное название слово – числительных. Происходит ознакомление детей с называнием счета, обучении умению отвечать на вопрос: «сколько?» называя при этом последнее при счете число. Счет предметов, предварительное сравнение сравнение их, например, 1 и 2, 3 и 2, 3 и 4, осуществляет педагог, а дети,наблюдая процесс счета, отвечают на вопросы: «Сколько всего кукол? Мишек? Поскольку мишек и кукол? (поровну, по три). Чего больше (меньше)?»
Понимание значимости итогового числа при счете усваивается детьми быстрее. Они дифференцируют итог счета от процесса счета, что весьма важно для данного этапа. Дети на данном этапе не сразу учатся считать предметы в большом количестве. Сравнивая две совокупности, состоящие из равного количества элементов, или две совокупности, одна из которых будет содержать на один элемент больше, дети в четыре года учатся считать, пользуясь словами – числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет и в пределах десяти.
1 и 2 2 и 3 3 и 4

Упражнениями по счету предшествует анализ состава предметов, выделение общих признаков, способа расположения. В процессе обучения счету постоянно варьируются задания, оценивается равное и неравное количество предметов (2 и 3, 3 и 3, 3 и 4 и т.д.) при ознакомлении со счетом для каждого числа показывается способ его получения. В ходе объяснения в сочетании с показом воспитатель знакомит детей с правилами счета: показывая рукой предметы, начиная от первого т.е. расположенного слева, одновременно следует называть последовательного числа. После названия числа, соответствующего последнему в ряду предмету, важно акцентировать внимание детей с помощью кругового движения рукой и ответить на вопрос «сколько?». Числа называются четко, строго в порядке следования, а сами пересчитываемые предметы не называются. Называть предметы следует лишь при подведении итога счета («Все 5 квадратиков»).

На данном этапе необходимо обращать внимание на выработку умений считать слева направо, брать предметы по одному правой рукой и раскладывать их слева на право. Это обстоятельство необходимо для дальнейшего обучения письму, чтению, хотя в определении количества особой роли не играет.
Обучение счету сопровождается беседами с детьми о назначении, применении счета в разных видах деятельности. Постепенно дошкольники переходят к пересчитыванию предметов быта, игрушек. Воспитатель должен стремится к тому, чтобы счет использовался детьми повсеместно, и число наряду с количественными и пространственными признаками предметов помогло бы детям лучше ориентироваться в окружающей действительности.

На четвертом этапе развития счетной деятельности дети 5-6 лет четко усваивают последовательность в названии числительных, более точно соотносят числительное с каждым элементом множества независимо от формы его расположения и качества его элементов. Они не только начинают понимать значение последнего числа, как итогового, но и начинают осознавать, что число показывает равночисленность множеств независимо от пространственно-качественных их особенностей, что оно всегда служит показателем лишь количества.

Детей знакомят с порядковым счетом до 10, учат определять порядковое место того или иного предмета, правильно отвечать на вопрос «который (по счету)?», развивает умение пользоваться порядковыми числительными. Важно до введения порядкового счета показать детям, что при ответе на вопрос «сколько?» можно считать не только слева направо, но и справа налево, с середины, с любого предмета; можно также считать предметы, расположенные не только в ряд, но и в форме круга, квадрата и т.п. Если вести счет правильно (не пропуская предметы, запомнив с которого начал считать и какие уже посчитал), результат получается всегда один и тот же. Необходимо так же показать, что при порядковом счете, когда требуется ответить на вопрос «который?», предметы располагают в ряд и считают обычно слева направо. (Можно считать и справа налево, но при этом обязательно уточнить, в каком направлении велся счет.) Так дети узнают, что для определения порядкового счета предмета среди других в ряду направление счета имеет существенное значение.

Пятый этап – обучение детей 6-7 лет счету множеств с различным основанием единицы, когда считаются уже не отдельные предметы, группы, состоящие из нескольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет.
В подготовительной к школе группе у детей совершенствуют навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, счета на слух и по осязанию, отсчитывания предметов из большего количества в соответствии с заданным числом. При условии успешного овладения навыками счета до 10 формируют умение считать в пределах 20.

Шестой этап–развития деятельности счета в основном падает уже на 1 класс школы, где, упражняясь в счете множеств с различным основанием единицы, дети усваивают счет десятками. В процессе развивающейся счетной деятельности у детей формируется целый ряд понятий, а также развивается новый вид деятельности – измерение. Пользуясь сначала счетом отдельных предметов, затем групп, измеряя ту или иную длину различными условными мерками, измеряя жидкие и сыпучие тела, измеряя температуру воды, воздуха градусами, измеряя длительность времени часами, дети осваивают понятие числа, которое развивается.
Усвоение счетной деятельности совершается в результате организованного обучения. При этом важно с самого начала создать четкий образ действия счета. Счетная деятельность состоит из ряда частных операций, еще неизвестных ребенку. Программой предусмотрена подготовительная работа, которая заключается в многочисленных упражнениях с множествами предметов. После выполнения различных практических действий с множествами ребенок, по моему мнению, может быть подготовлен к пониманию смысла и счета.

Таким образом, мы считаем, что обучение счету в детском саду является необходимым компонентом подготовки детей. В то же время счет не может быть единственным содержанием обучения и полностью обеспечивать математическое развитие дошкольников.

Спасибо за внимание!