Цель урока:
Сформировать представление о строении и процессах жизнедеятельности кишечнополостных на примере представителей различных классов; обратить внимание на усложнение организации по сравнению с представителями одноклеточных.
Развивать знания о строении многоклеточных животных, об основах науки систематике; развивать навыки работы с интерактивной доской.
Воспитывать интерес к предмету через интеграцию биологии и информатики, осуществлять эстетическое воспитание.
Актуализация знаний:
1. Представителей какого царства живых организмов мы начали изучать на прошлых уроках ?
2. С точки зрения какой науки мы рассматриваем строение растений и животных?
3. Что изучает систематика?
4. Назовите основоположника систематики?
Тип кишечнополостные. Название кишечнополостных происходит от двухслойных организмов с единственной полостью тела — кишечной. Кишечная полость сообщается с внешней средой ротовым отверстием.
Кишечнополостные ведут исключительно водный и в большинстве случаев морской образ жизни.
Одни из них свободно плавают, другие – сидячие и прикрепленные ко дну животные. Сидячая форма называется – полип, свободноплавающая – медуза.
Внутреннее строение кишечнополостных.
Наружный слой их состоит из нескольких разновидностей клеток и называется эктодермой (экто — наружный, дерма — кожа), а внутренний слой — энтодермой (энто — внутренний). Эктодерма выполняет покровную и двигательную функции, а энтодерма — функции переваривания пищи (роль пищеварения). Между ними тонкая базальная мембрана – пластинка. У медузы прослойка между этими слоями заполнена студенистым веществом – мезоглеей.
Питание гидры.
Стрекательные, или крапивные - располагаются преимущественно в эктодерме щупалец. Внутри клеток находится капсула с ядовитой жидкостью и свернутая в спираль трубчатая нить. На поверхности стрекательных клеток имеется чувствительный волосок. Эти клетки служат гидре оружием нападения и защиты. При прикосновении добычи или врага к чувствительному волоску стрекательная капсула моментально выбрасывает нить наружу. Ядовитая жидкость, попадая в нить, а затем через нить в тело животного, парализует его или убивает.
Ушастая медуза — раздельнополый вид. Созревшие яйцеклетка и сперматозоиды попадают в систему канальцев и желудок и затем выводятся через рот наружу. Оплодотворение яйцеклетки происходит в воде. Личинка, развившаяся из оплодотворенной яйцеклетки, называется планулой.
Половое размножение ушастой медузы
Нервная система.
Нервная система кишечнополостных диффузного типа – сплетение нервных клеток, которые своими отростками срастаются между собой.
Нервные клетки гидры срастаясь друг с другом, образуют нервную сеть.
Кишечнополостные животные:
Регулируют численность рыб, ракообразных в природе;
Создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;
Скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.
Объекты опытов (регенерация и др.)
Используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)
Значение кишечнополостных.
Интересные факты:
Известно –
что стрекательные клетки кишечнополостных могут стать «трофейным оружием» ресничных червей. Черви, поедая кишечнополостных, не могут переварить их стрекательные клетки. Последние, попав в кожу червей, начинают выполнять защитные функции.
Кроссворд – закрепление.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
8
По вертикали:
1.Тип многоклеточных животных
9.Восстановление организмом утраченных или поврежденных
частей тела.
По горизонтали:
2.Кишечнополостное животное
3.Ответноя реакция организма на раздражение
4.Бесполое размножение гидры
5.Часть тела гидры.
6.Симметрия тела кишечнополостных
7.Группа клеток сходных по строению и функциям
8.Часть тела многоклеточного организма
9.
Кроссворд
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
8.
По вертикали:
1.Тип многоклеточных животных
9.Восстановление организмом утраченных или поврежденных
частей тела.
По горизонтали:
2.Кишечнополостное животное
3.Ответноя реакция организма на раздражение
4.Бесполое размножение гидры
5.Часть тела гидры.
6.Симметрия тела кишечнополостных
7.Группа клеток сходных по строению и функциям
8.Часть тела многоклеточного организма
л
у
ч
е
в
а
я
п
о
д
о
ш
в
а
т
к
а
н
ь
о
р
г
а
н
р
е
г
е
н
а
е
ц
и
я
я
г
и
д
р
а
р
е
ф
л
е
к
с
к
ш
ч
н
о
о
о
с
ы
е
п
о
к
о
в
а
н
и
е
Домашнее задание
1. § 37, ответить устно на вопросы после параграфа.
2. Выучить конспект, термины.
3. Задача: Известен факт: рак-отшельник, живущий в море, из тех, что в качестве панциря использует чью-то старую раковину, сажает на неё актинию. Какая польза от этого раку, а какая актинии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.