1 слайд
Начать своё выступление мне хочется словами Сергея Владимировича Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
2 слайд.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
3 слайд
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству- это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Так писал Василий Александрович Сухомлинский.
4 слайд
Президент России В. В. Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее…»
5 слайд
Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
6 слайд
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществлятся в интеграции всех образовательных областей. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, проявляя себя в хороших поступках, сами не замечая этого.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется очень большое внимание. В этом участвует весь педагогический коллектив, создавая атмосферу доброты, взаимоуважения, душевного комфорта.
Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами.
7 Слайд
Рассмотрим формы системы работы по формированию нравственно –патриотических чувств у дошкольников: проектная деятельность, работа с мультимедийным оборудованием, организация концертов, встречи с творческими людьми и т. д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала. Планирование проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ, а также с родителями.
8 слайд
В работе над данной темой я определила для себя 3 основных направления, это:
Классическое культурное наследие, с которым дети знакомятся в процессе образовательной деятельности и различных мероприятиях это: «Неделя классической музыки», «Музыкально - поэтическая гостиная», «Осенние напевы», «Кружева Зимы», «Звонкий голос весны». Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
9 слайд
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Народная музыка, проходит красной нитью, через различные традиционные детские праздники, что позволяет развивать нравственно –патриотические чувства у дошкольников.
С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания народных игр, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
10 слайд
Уже стало традицией нашего детского сада проводить такие фольклорные развлечения как: «Рождественские забавы», «Пасхальная радость», праздник Масленицы, «Троица».
11 слайд
Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.
12 слайд
Историческое прошлое позволяет нам воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защищавших наше Отечество.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение патриотических праздников это: «День защитника Отечества», «День народного единства», «День Победы», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. При подборе музыкального репертуара учитывались не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира.
Свою гражданскую позицию дети с удовольствием проявляют, участвуя в различных конкурсах и фестивалях в рамках патриотического воспитания.
13 слайд
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
14, 15, 16 слайд
Мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, сценках, танцуют вместе с детьми, играют в оркестре.
17 слайд
Также дети младшего возраста в соответствии со своими возможностями принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими детьми.
18 слайд
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний, летний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением.
19 слайд
Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
20 слайд
Итак, изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс дало ощутимые результаты: дети познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, различными жанрами народной музыки, композиторами классической и современной музыки. Дети с трепетом относятся ко многим музыкальным композициям отечественных авторов.
Музыка своей Родины прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
21 слайд
Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем, дало ощутимые результаты. А приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми. Настоящими патриотами своей Родины. Услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.