Презентация на тему "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

  • docx
  • 23.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала К слайдам.docx

1 слайд

Начать своё выступление мне хочется словами Сергея Владимировича Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

 

2 слайд.

Одним из этапов  нравственно-патриотического воспитания  является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.  

 

3 слайд

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству- это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Так писал Василий Александрович Сухомлинский.

 

4 слайд

Президент России В. В. Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее…»

 

5 слайд

Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. 

 

6 слайд

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника,  осуществлятся в интеграции всех образовательных областей.   В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, проявляя себя в хороших поступках, сами не замечая этого.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется очень большое внимание. В этом участвует весь педагогический коллектив, создавая атмосферу доброты, взаимоуважения, душевного комфорта.

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами.

7 Слайд 

Рассмотрим формы системы работы по формированию нравственно –патриотических чувств у дошкольников: проектная деятельность,  работа с мультимедийным оборудованием, организация концертов, встречи с творческими людьми и т. д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала. Планирование проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ, а также с родителями.

8  слайд

 В работе над данной темой я определила для себя 3 основных направления, это:

Классическое культурное наследиес которым дети знакомятся в процессе образовательной деятельности и различных мероприятиях это«Неделя классической музыки»«Музыкально - поэтическая гостиная»«Осенние напевы»«Кружева Зимы»«Звонкий голос весны». Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

 

9 слайд

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка, проходит красной нитью, через различные традиционные детские праздники, что позволяет развивать нравственно –патриотические чувства у дошкольников.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые  в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.  На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания народных игр, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

 

10 слайд

Уже стало традицией нашего детского сада проводить такие фольклорные развлечения как: «Рождественские забавы»«Пасхальная радость», праздник Масленицы, «Троица».

 

11 слайд

Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.

 

12 слайд

Историческое прошлое позволяет нам воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защищавших наше Отечество.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми,    особенно  мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение патриотических праздников это«День защитника Отечества»«День народного единства»«День Победы», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.  При подборе  музыкального репертуара учитывались не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и  сила воздействия музыки, песен на  чувства  и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира.

Свою гражданскую позицию дети с удовольствием проявляют, участвуя в различных конкурсах и фестивалях в рамках патриотического воспитания.

 

13 слайд

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.   Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

 

14, 15, 16 слайд

Мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, сценках,  танцуют вместе с детьми, играют в оркестре.

 

17 слайд

Также дети младшего возраста в соответствии со своими возможностями принимают  участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими детьми.

 

18 слайд

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песенвоспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний, летний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением.  

19 слайд

Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

 

20 слайд

Итак, изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс дало ощутимые результаты: дети познакомились с русскими  народными музыкальными инструментами, различными жанрами народной музыки, композиторами классической и современной музыки. Дети с трепетом относятся ко многим музыкальным композициям отечественных авторов.

Музыка своей Родины  прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

 

21 слайд

Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем, дало ощутимые результаты. А приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми. Настоящими патриотами своей Родины. Услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»


 

Скачано с www.znanio.ru