Презентация на тему: Структура программы на языке Паскаль

  • ppt
  • 10.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 745402 (1).ppt

Структура программы на языке Паскаль

Служебное слово program
и имя программы

Структура программы

Заголовок программы

Блок описаний

Блок операторов

Описание констант(const) и
описание переменных (var)

Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой

Общий вид программы

program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Раздел описания переменных

var

i, j: integer;

x:real;

a:char ;

Целый тип

Вещественный тип

Символьный тип

Имена переменных

Простые типы данных

Название

Обозначение

Допустимые значения

Область памяти

Целочисленный

integer

- 32 768 … 32 767

2 байта со знаком

Вещественный

real

(2.9 *10-39 …1.7*10+38)

6 байтов

Символьный

char

Произвольный символ алфавита

1 байт

Строковый

string

Последовательность символов длиной меньше 255

1 байт на символ

Логический

boolean

True и False

1 байт

Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:

Команда присваивания

<имя переменной>:=<выражение>

Вывод данных

Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора:

write (<выражение 1> ,< выражение 2> , ...,< выражение N>)

список вывода

Выражения - символьные, числовые, логические, в том числе переменные и константы
Пример: write ('s=', s).

Информация в кавычках выводится на экран без изменений

Формат вывода

Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной.

Оператор вывода

Результат выполнения оператора

write (‘s=‘, s:2:0);

s=15

write (‘s=‘, s:3:1);

s=15.0

write (‘s=‘, s:5:1);

s= 15.0

write (s:x:y)
x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.

writeln - вывод c новой строки!

ОПЕРАТОР ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ НА ЭКРАН   write(a); - стандартная процедура вывода значения переменной «а» или результата вычисления арифметического выражения на экран writeln(а); - вывод с последующим переводом строки writeln; - стандартная процедура перевода курсора на новую строку write(x:8:4) - форматированный вывод (8-общее кол-во позиций, 4-дробная часть)

Например: если А:=2; на экране: Write(a); 2 Writeln(a); 2 и переход на следующую строку Write(‘a=’,a); a=2 Write(‘a=’,a,’ метра’); a=2 метра Write(‘Y=’, 4+6); Y=10 Write(‘S=’,a,’*’,3,’=’,a*3); S=2*3=6, если a=2 Write(‘z=’,z:8:4); z=135.6432, если z=1,356432223e02 Writeln(‘погода’); погода Writeln(‘хорошая’); хорошая Write(‘погода ’); Writeln(‘хорошая’); погода хорошая

10

Простейшая программа

program qq;
begin { начало программы }
end. { конец программы }

комментарии в фигурных скобках не обрабатываются

название программы

Учебная система программирования Pascal ABC.Net

Компиляция (F9)

Устранение ошибок в программе.

Программа

Результат исполнения

Остановка выполнения программы

Задача 1.

Вывести на экран текст в заданном формате:

Я
ученик
Арской
средней
школы №6

Задача 2. Вывести на экран строковый рисунок.

Задание

Выведите следующий текст на экран:
Привет всем!
Я лучший программист на свете!
Обратите внимание на то, что текст выводится в две разные строчки

Арифметические действия

Если в программе записать:
Writeln(‘3+8’);
То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 3+8
Если же записать:
Writeln(3+8); //без апострофов
То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 11, т.е. Pascal произведет сам расчёт

Попробуйте вычислить выражение: 185(14+16)

Ввод данных с клавиатуры

read (<имя переменной1>, …, <имя переменной N> )

Ввод в оперативную память значений переменных :

Выполнение оператора read:
компьютер переходит в режим ожидания данных:
пользователь вводит данные с клавиатуры:
несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя;
пользователь нажимает клавишу Enter.

список ввода

Ввод данных с клавиатуры

Команда ввода-вывода

var i, j: integer; x: real; a: char;
read (i, j, x, a);

После выполнения оператора readln курсор переходит на новую строку.

Варианты организации входного потока:
1 0 2.5 А<Enter> 1,0 <Enter> 1<Enter>
2.5, А<Enter> 0<Enter>
2.5<Enter>
А>

Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.

!

22

Переменные

Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
и другие…

Объявление переменных:

var a, b, c: integer;

Выделение места в памяти

variable – переменная

тип – целые

список имен переменных

23

Сложение двух чисел

Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.

Простейшее решение:

program qq;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.

24

Полное решение

program qq;
var a, b, c: integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

Программа

program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
r:=5.4;
c :=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln ('c =', c:6:4);
writeln ('s=', s:6:4)
end.

Улучшенная программа

program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
writeln('Вычисление длины окружности и площади круга');
write('Введите r>>');
readln(r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln ('c =', с:6:4);
writeln ('s=', s:7:4)
end.