Структура программы на языке Паскаль
Служебное слово program
и имя программы
Структура программы
Заголовок программы
Блок описаний
Блок операторов
Описание констант(const) и
описание переменных (var)
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Общий вид программы
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.
Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Раздел описания переменных
var | i, j: integer; | x:real; | a:char ; |
Целый тип
Вещественный тип
Символьный тип
Имена переменных
Простые типы данных
Название | Обозначение | Допустимые значения | Область памяти |
Целочисленный | integer | - 32 768 … 32 767 | 2 байта со знаком |
Вещественный | real | (2.9 *10-39 …1.7*10+38) | 6 байтов |
Символьный | char | Произвольный символ алфавита | 1 байт |
Строковый | string | Последовательность символов длиной меньше 255 | 1 байт на символ |
Логический | boolean | True и False | 1 байт |
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
Команда присваивания
<имя переменной>:=<выражение>
Вывод данных
Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора:
write (<выражение 1> ,< выражение 2> , ...,< выражение N>)
список вывода
Выражения - символьные, числовые, логические,в том числе переменные и константы
Пример: write ('s=', s).
Информация в кавычках выводится на экран без изменений
Формат вывода
Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной.
Оператор вывода | Результат выполнения оператора |
write (‘s=‘, s:2:0); | s=15 |
write (‘s=‘, s:3:1); | s=15.0 |
write (‘s=‘, s:5:1); | s= 15.0 |
write (s:x:y)
x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.
writeln - вывод c новой строки!
ОПЕРАТОР ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ НА ЭКРАН write(a); - стандартная процедура вывода значения переменной «а» или результатавычисления арифметического выражения на экранwriteln(а); - вывод с последующим переводом строкиwriteln; - стандартная процедура перевода курсора на новую строкуwrite(x:8:4) - форматированный вывод (8-общее кол-во позиций, 4-дробная часть)
Например: если А:=2; на экране: Write(a); 2Writeln(a); 2 и переход на следующую строкуWrite(‘a=’,a); a=2Write(‘a=’,a,’ метра’); a=2 метраWrite(‘Y=’, 4+6); Y=10Write(‘S=’,a,’*’,3,’=’,a*3); S=2*3=6, если a=2Write(‘z=’,z:8:4); z=135.6432, если z=1,356432223e02Writeln(‘погода’); погодаWriteln(‘хорошая’); хорошаяWrite(‘погода ’);Writeln(‘хорошая’); погода хорошая
10
Простейшая программа
program qq;
begin { начало программы }
end. { конец программы }
комментарии в фигурных скобках не обрабатываются
название программы
Задание
Выведите следующий текст на экран:
Привет всем!
Я лучший программист на свете!
Обратите внимание на то, что текст выводится в две разные строчки
Арифметические действия
Если в программе записать:
Writeln(‘3+8’);
То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 3+8
Если же записать:
Writeln(3+8); //без апострофов
То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 11, т.е. Pascal произведет сам расчёт
Попробуйте вычислить выражение: 185(14+16)
Ввод данных с клавиатуры
read (<имя переменной1>, …, <имя переменной N> )
Ввод в оперативную память значений переменных :
Выполнение оператора read:
компьютер переходит в режим ожидания данных:
пользователь вводит данные с клавиатуры:
несколько значений переменныхчисловых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя;
пользователь нажимает клавишу Enter.
список ввода
Ввод данных с клавиатуры
Команда ввода-вывода
var i, j: integer; x: real; a: char;
read (i, j, x, a);
После выполнения оператора readln курсор переходит на новую строку.
Варианты организации входного потока:
1 0 2.5 А<Enter> 1,0 <Enter> 1<Enter>
2.5, А<Enter> 0<Enter>
2.5<Enter>
А
Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
!
22
Переменные
Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
и другие…
Объявление переменных:
var a, b, c: integer;
Выделение места в памяти
variable – переменная
тип – целые
список имен переменных
23
Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.
Простейшее решение:
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.
24
Полное решение
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55
компьютер
пользователь
Программа
program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
r:=5.4;
c :=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln ('c =', c:6:4);
writeln ('s=', s:6:4)
end.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.