Проблемное обучение
«Распознание проблемы, которая может быть решена,
и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие»
М. Полани
Выполнила:
студентка группы 3н1
Денисова Наталья
Проблемное обучение
Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
Развитие профессионального проблемного мышления.
Виды проблем:
Научная проблема представляет «белые пятна», неисследованные участки известных знаний, трудности, с которыми сталкивались исследователи, комплексы противоречий, окружающих «знание о незнании» и т.д.
Учебную проблему предлагается понимать как «диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно»
Теоретическая проблема основывается на некоторых общих положениях, известных учащемуся и отправляется от них.
Практическая проблема она ставит перед учащимся некоторое «интеллектуальное» препятствие, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия.
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение знаний (учитель создает проблемные ситуации и ставит учащихся в позицию активного участника познавательного процесса).
Частично-поисковый (учитель привлекает учащихся к поиску путей решения проблемы, совместному выводу, «открытию закона», правила и т.д.).
Исследовательский (учащиеся самостоятельно осуществляют полный цикл проблемной познавательной деятельности, самостоятельную постановку проблемы и ее решения, проверку решения и т.д.).
Основные приёмы проблемного обучения:
Постановка проблемы;
Создание проблемной ситуации;
Разрешение проблемной ситуации (поиск);
Анализ полученного решения;
Приемами учения – выполнение логических операций, воспроизведение знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана, восприятие информации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.