В январе 2023 года исполнилось 175 лет со дня рождения знаменитого русского художника Василия Сурикова – мастера исторической живописи.
Его полотна ценят за реалистичность, яркие детали и внимание к каждому герою.
Василий Суриков, 1895 год.
Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Сибири, в городе Красноярск.
Он был потомком донских казаков, которые с Ермаком пришли в эти земли в конце XVI века.
Художник гордился своими корнями и писал о родных местах: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, силу и здоровье».
Красноярск, XIX век
РАННИЕ РАБОТЫ
О первых рисунках он рассказывал: «Рисовать я с самого детства начал. Ещё, помню, совсем маленьким был, на стульях рисовал». Маленькому автору нравилось рисовать лошадок, и он огорчался, что не сразу получались лошадиные ноги.
В шесть лет мальчик впервые изобразил Петра I. Он скопировал портрет с чёрно-белой гравюры и смело его раскрасил: мундир намазал синькой, а отвороты – брусникой. В будущем критики оценили Сурикова именно как великолепного колориста.
В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребнёвым. Вместе они часто ходили писать пейзажи на открытом воздухе.
Под руководством Николая Гребнёва Василий написал картину «Плоты на Енисее». Это самая ранняя работа Василия Сурикова. Ему было всего 14 лет.
Василий Суриков.
Плоты на Енисее, 1862.
После окончания училища продолжать своё обучение он не мог – после смерти отца у семьи не хватало денег.
Но его рисунки увидел губернатор Павел Замятнин, он захотел поддержать юношу. Замятнин нашёл ему мецената – золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Пётр Иванович Кузнецов
В.И. Суриков.
Портрет губернатора П. Н. Замятнина, 1860-е.
Первой самостоятельной работой Сурикова в Академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге».
Полотно купил Пётр Кузнецов. Сегодня оно хранится в Красноярском художественном музее. У картины есть второй вариант. Он принадлежит Государственному Русскому музею.
В.И. Суриков.
Вид памятника Петру I
на Сенатской площади, 1870.
ЕДИНСТВЕННЫЙ В ЖИЗНИ БОЛЬШОЙ ЗАКАЗ
В 1877 году Василий Суриков получил заказ написать четыре фрески для храма Христа Спасителя в Москве.
Ему предстояло трудиться 2 года, но оплата была весомой – 10 000 рублей, и он согласился.
Закончив храмовые росписи, Суриков больше не брал заказов.
За редчайшим исключением он писал только то, к чему лежала душа. И если готовая картина ему не нравилась, никакие деньги не могли бы заставить его сохранить такую работу.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ
Вершиной творчества Василия Сурикова считаются три исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове» и «Боярыня Морозова». Искусствоведы объединяют их в серию «Историческая трилогия».
Все они хранятся в Третьяковской галерее.
«Утро стрелецкой казни»
«Утро стрелецкой казни» – первое крупное историческое полотно художника.
На холсте шириной в 4 м мастер запечатлел Москву конца XVII века. Когда молодой Пётр I только вступил на трон, несогласные с правлением стрельцы в июне 1698 года попытались свергнуть царя и присягнуть его сестре Софье. Бунт был подавлен, мятежников приговорили к казни.
На IX передвижной выставке «Стрельцы» стали хитом. Художник Илья Репин писал: «… она – наша гордость на этой выставке. Могучая картина!».
Коллекционер Павел Третьяков купил полотно прямо с выставки за 8000 рублей.
«Меншиков в Берёзове»
Александр Меншиков был ближайшим соратником Петра I. Когда в 1725 году император умер, Меншиков фактически стал править государством. Но его честолюбивые планы рухнули после внезапной смерти Екатерины I. Меншиков был сослан в Сибирь.
Здесь его и представил Василий Суриков: в суровом северном городке Берёзове, в низкой холодной избе, где словно застыло само время.
Впервые «Меншикова» показали в 1883 году на XI выставке передвижников.
Павел Третьяков заплатил за него 5000 рублей. Эти деньги Суриков потратил на путешествие в Европу.
«Боярыня Морозова»
Эта картина увидела свет в феврале 1887 года.
Боярыня Феодосия Морозова жила в середине XVII века, во времена царя Алексея Михайловича.
Эта богатейшая женщина была не согласна с реформами царя и пошла с ним на конфликт. В 1671 году её арестовали. Она до конца настаивала на своих убеждениях и умерла в заточении.
На картине Суриков показал, как закованную в цепи Морозову везут на допрос по людным улицам.
Сегодня многие исследователи считают эту картину пиком творчества художника, расцветом его карьеры.
Но дальше судьба преподнесла Сурикову серьёзный удар. Через год, в апреле 1888 года, умерла его жена.
Ей было всего 30 лет. После её смерти Суриков заболел.
От бесконечной скорби Сурикова спас отъезд из Москвы: он отправился к брату в Сибирь.
Василий Суриков.
Портрет Елизаветы Суриковой
СИБИРЬ
В мае 1889 года Суриков с двумя дочерьми прибыл в Красноярск — и там понемногу пошёл на поправку.
Его поддержал младший брат Александр, который подал мысль написать картину о взятии снежного городка: «Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал своё художество». Так родилась единственная большая «неисторическая» картина Василия Сурикова.
Братья Василий и Александр Суриковы, 1873.
Взятие городка было любимой забавой сибиряков. Для игры строилась ледяная крепость с крепкими стенами, затем участники делились на команды и начинали борьбу. Нападающие шли в атаку на лошадях, а защитники отпугивали их криками и хворостинами. Играли до тех пор, пока кони не прорвутся и снежный городок не рухнет.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже «Городок» получил именную медаль.
После этого художник вернулся к историческим картинам.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Картина была написана в 1895 году.
Она изображает решающую битву за Сибирь в 1582 году. В ней столкнулись казачья дружина Ермака и войско татарского хана Кучума. В этой битве победили казаки. Позже они обосновались в Сибири, и кто-то из этих воинов стал предком Суриковых.
Павел Третьяков давал за картину 30 тысяч рублей, но Суриков продал её за 40 тысяч императору Николаю II.
«Переход Суворова через Альпы»
Следующей крупной темой для Василия Сурикова стал подвиг суворовских войск в сентябре 1799 года.
Эта картина очень понравилась Николаю II. Он купил её для музея имени Александра III (сегодня это Государственный Русский музей).
В.И. Суриков.
Переход Суворова через Альпы, 1899.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
В последний период жизни художник продолжал много путешествовать, строил планы на крупные картины.
Он умер в Москве 19 марта 1916 года в возрасте 68 лет.
Бюст В.И. Сурикова
в Румянцевском саду,
Санкт-Петербург
Памятник В.И. Сурикову в Красноярске
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.