Презентация на тему "Зона физического воспитания в группе. Стандартное и не стандартное оборудование".

  • pptx
  • 22.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Нестандартное оборудование.pptx

Сообщение
«Уголок физического воспитания в детском дошкольном учреждении.
Стандартное и нестандартное оборудование.»

Подготовила:
воспитатель МБО СШ №36
дошкольные группы, г. Тверь
Овчинкинв ЮлияВикторовна

В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:
увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц;
снижается сила и работоспособность мускулатуры;
нарушаются функции организма.
Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Если организовать физическое развитие детей с использованием стандартного и нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Оптимизация – это процесс приведения объекта (системы) в оптимальное (наилучшее) состояние, в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.

- Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования оборудования.

Цель

- приобретать двигательный опыта и физические качества: координацию и гибкость;
- формировать опорно-двигательную систему организма;
- развивать равновесие, координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закреплять навыки выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- овладевать подвижными играми с правилами;
- приобретать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной сфере
- Развивать выразительность и красоту движений;
Развивать творчество, фантазию при использовании нетрадиционного оборудования;
Мотивировать детей на двигательную активность, через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности.

Задачи:

Задачи педагога при создании зоны физического воспитания.

1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.
4. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.

Требования к комплектации физкультурного уголка

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Требования к комплектации физкультурного уголка

1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
6. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
.7. Уголок  должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформленым.
8. доступен в использовании каждым ребенком.
9. Соответствовать возрасту детей и требованиям программы.
10.При организации физкультурного уголка должны быть учтены интересы, как мальчиков, так и девочек.
11.Содержать наличие символик физкультуры и спорта.
12. Уголок должен быть расположен так, чтобы было возможно активно использовать в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Физическая культура: совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения; развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость; формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Прогулки-походы на спорт-площадку.
Подвижные игры.
Физические упражнения на прогулке.
Индивидуальная и дифференцированная работа.
Спортивные праздники и развлечения.
Здоровье: проводить комплекс оздоровительных мероприятий:
Утренняя гимнастика.
Гимнастика после сна.
Физкультурные минутки во время НОД.
Двигательные разминки.
Дни и недели здоровья.

Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях



Безопасность: совершенствовать технику основных движений, формирова-ние навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх в непосредственно образовательной деятельности (НОД), при пользовании спортивным инвентарем во время прогулок, при самостоятельном использовании нестандартного оборудования.
Социализация: создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуж-дение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
Спортивные праздники.
Подвижные игры.
Труд: участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и нестандартного оборудования во время образовательной области «Физическая культура» и самостоятельной деятельности.




Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях

Познание: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения с нестандартным оборудованием на ориентировку в пространстве, подвиж-ные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имита-ция движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из нестандартного спортивного оборудо-вания), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спор-те, спортсменах.
Коммуникация: проговаривание действий и называния упраж-нений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы занятий физической культурой.

Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях


Чтение художественной литературы: закреплять умение детей согласовы-вать движение со стихотворным текстом, закреплять знания детей о произведениях на сюжетных занятиях и развлечениях:
Элементы логоритмики
Физкультминутки
Двигательные разминки.
Художественное творчество: привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми и родителями нестандартных физкультурных пособий, рисование мелом разметки для подвижных игр в летний оздоровительный период.
Музыка: ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера:
Подвижные игры под музыку
Ходьба бег под музыку
ОРУ под музыку.

Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях

  Ясельная группа Цели: 1.Развитие ловкости, координации движений. 2.Обучение согласованным действиям. 3.Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке.   Теоретический материал - картотека подвижных игр; - картотека малоподвижных игр; картотека утренних гимнастик;   Оборудование спортивного уголка: 1.Мячи. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. 5.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания. 6.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки. 7.Мешочки с грузом малые (для бросания). 8.Доска ребристая или дорожка ребристая. 9.Нетрадиционное спортивное оборудование.  

Младшая группа   Цели: 1.Развитие ловкости, координации движений. 2.Обучение согласованным действиям. 3.Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке.   Теоретический материал - картотека подвижных игр; - картотека малоподвижных игр; - картотека физкультминуток; - картотека утренних гимнастик;   Оборудование спортивного уголка: 1.Мячи. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. 5.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания. 6.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки. 7.Мешочки с грузом малые (для бросания). 8.Доска ребристая или дорожка ребристая. 9.Нетрадиционное спортивное оборудование.

  Средняя группа   Цели: 1.Развитие ловкости, координации движений. 2.Обучение основным движениям и спортивным упражнениям: прыжки с места, метание предметов и т. д. 3.Совершенствование умение бросать и ловить мяч, ходить по прямой ограниченной дорожке.   Теоретический материал - картотека подвижных игр; - картотека малоподвижных игр; - картотека физкультминуток; - картотека утренних гимнастик; - иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта; - символика и материалы по истории Олимпийского движения   Оборудование спортивного уголка: 1.Мячи. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур, скакалки. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания. 7.Ленточки, платочки. 8.Кегли. 9.Мешочки с грузом (малый и большой). 10.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки. 11.Нетрадиционное спортивное оборудование

Старшая группа   Цели: 1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности. 2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий. 3.Развитие глазомера. 4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости. 5.Развитие умения быть организованными. 6.Формирование правильной осанки. 7.Поддержание интереса к различным видам спорта.   Теоретический материал - картотека подвижных игр; - картотека малоподвижных игр; - картотека физкультминуток; - картотека утренних гимнастик; -иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта; - символика и материалы по истории Олимпийского движения   Оборудование спортивного уголка: 1.Мячи большие, малые, средние. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. �5.Гимнастические палки. 6.Кольцеброс. 7.Кегли. 8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий. 9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках». 10.Детская баскетбольная корзина. 11.Длинная и короткая скакалки. 12. «Летающие тарелки». 13.Мешочек с грузом малый и большой. 14.Гантели детские. 15.Нетрадиционное спортивное оборудование

  Подготовительная группа   Цели: 1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности. 2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий. 3.Развитие глазомера. 4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости. 5.Развитие умения быть организованными. 6.Формирование правильной осанки. 7.Поддержание интереса к различным видам спорта.   Теоретический материал - картотека подвижных игр; - к�ртотека малоподвижных игр; - картотека физкультминуток; - картотека утренних гимнастик; -сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы); - иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта; - символика и материалы по истории Олимпийского движения   Оборудование спортивного уголка: 1.Мячи большие, малые, средние. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Кольцеброс. 7.Кегли. 8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий. 9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках». 10.Детская баскетбольная корзина. 11.Длинная и короткая скакалки. 12. «Летающие тарелки». 13.Мешочек с грузом малый и большой. 14.Гантели детские. 15.Нетрадиционное спортивное оборудование

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; - коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ; - бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног. - нестандартное оборудование, сделанное своими руками; - мячики – ежики; - мешочки с разной крупой для рук; - эспандер.

Материалы для изготовления нестандартного оборудования:

Бросовый материал:
пробки,
футляры от «киндер-сюрпризов»,
«чупа-чупсов»,
пластиковые бутылочки,
нитки,
палочки,
проволока,
камушки,
дощечки,
фломастеры,
пуговицы,
лоскутки ткани
ленты и др.

Оборудование

Применение

Развитие

1.


«Карусель»


Подвижные игры

Ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость

2.

«Конусы»
«Пенёчки»


Перешагивание, ориентир, бег змейкой

Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

3.



«Бильбоке»



Самостоятельная деятельность, для игр

Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля

4.

«Палочка-отдыхалочка»

Дыхательная гимнастика

Органы дыхания

5.

«Цветные кочки»

Для основных видов деятельности
(перешагивания, перепрыгивания, обегания)

Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

6.

«Рыбалка»

Подвижная игра

Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость

7.


«Цветные дорожки»


Укрепление осанки

Развитие координации движений, пространственных представлений(вправо – влево)

Перечень нестандартного оборудования

Оборудование

Применение

Развитие

8.



«Валик»

Для ОРУ, игр – соревнований, ходьбы, бега, прыжков, для упражнений в равновесии, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии

Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия

9.


«Султанчики»

Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы , праздника, развлечения, соревнования. Используется для приветствия команд

Развивает мускулатуру рук

10.

«Силачи»

Мячик «Ёжик» - тренажёр для рук

11.

Дорожка«Здоровья»

Для профилактики
плоскостопия у детей

Массаж стоп

12.

«Мягкие мячики»

Игра с мячом, для метания

Развитие глазомера, меткости

13.


«Разноцветные ленточки»

Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений

Развития координационных способностей

14.


«Веселые платочки»

Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений

Развитие координационных способностей

Перечень нестандартного оборудования

Оборудование

Применение

Развитие

15.


«Липкие рукавички»


Ловля мячика

Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции

16.


«Извилистые дорожки»

Упражнения в равновесии, для прокатывания мяча, ползания, прыжков, игр, профилактики плоскостопия, для построений в круг, как ориентир

Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе, внимательности

17.

Тренажер
«Орешки»

Массаж шеи, головы, верхнего плечевого пояса, спины, груди, ног

Улучшает кровообращение

18.

«Скамейка-горка»

Для игр с прокатыванием мяча.

Развитие равновесия

19.

«Необычные гантели»

Для ОРУ, самостоятельная деятельность

Развитие мускулатуры рук

20.

«Весёлые колечки»

Кольцеброс, самостоятельная деятельность

Развитие меткости, глазомера

21.

«Колючие ёжики»

Массажер для ладоней

Развитие мелкой моторики

22.

Канатоходцы

Ходьба приставным шагом боком, как зрительные ориентиры; для подвижных игр

Для профилактики плоскостопия

Перечень нестандартного оборудования

Оборудование

Применение

Развитие

23.

Массажер из счет

Самомассаж стоп

Предупреждение и коррекция плоскостопия и косолапости

24.

Коврик «Травка»

Массаж стоп

Предупреждение и коррекция плоскостопия

25.

Дорожки
«След в след»

Упражнять детей в ходьбе с правильным разворотом стопы.

Развивает координацию движений, равновесия

26.

«Коврики с пуговицами»

Массаж ступней

Ходьба с целью
профилактики плоскостопия

27.

Флажки
«Косички»


Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы праздника, развлечения, соревнования. Используется для приветствия команд


Развивает координацию движений

28.

Ленты на палочках
Ленты на кольцах

29.

«Мяч над головой»

Многофункциональный тренажёр (игровые упражнения – «Достань мячик», «Кто выше подпрыгнет», «Проползи змейкой» )

Тренажер для развития мышц разгибателей бедра и подошвенных разгибателей, для брюшного пресса, а также для игр

Перечень нестандартного оборудования

Оборудование

Применение

Развитие

30.

Мешочки
для метания

Для общеразвивающих упражнений, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель.

Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки

31.

«Поймай рыбку»

Самостоятельная деятельность

Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость.

32.


Кольцеброс

Используется в играх

Развивает глазомер детей, координацию движений, ловкость, упражнять в счёте, воспитывать волевые качества

33.

«Весёлые колечки»

Для общеразвивающих упражнений, для метания, самостоятельная деятельность

Развивает мышцы ног, рук, координация движений

34.


«Лужицы»


Перешагивание, ориентир
.

Развивать устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений.

35.


«Степ – платформа»

Используется для профилактики заболеваний, которые
вызваны гиподинамией, т.е. недостатком движений.

Развитие координации движений, выносливости посредством степ – аэробики, укрепляет и развивает сердечно – сосудистую и дыхательную системы

36.

«Мячики-попрыгунчики»

Самостоятельная деятельность,
для игр

Для развития мелкой моторики пальцев рук, ловкость

Перечень нестандартного оборудования

Оборудование

Применение

Развитие

37.


«Вёсёлые кубики»

Используется для выполнения обще развивающих упражнений; как зрительные ориентиры для перешагивания, перепрыгивания построений и перестроений т.д.; для подвижных игр

Развитие мускулатуры рук и плечевого пояса

38


«Найди свой домик»

Используется как подвижная игра

Быстроту, ориентировка в пространстве, мелкая моторика, глазомер

39.

«Лыжи»

Используется в играх – эстафетах, например по «Горной Тропе»

Развивает мышцы ног, координацию движений

40.

Атрибуты для игр
(маски ,эмблемы различных животных)

Используются в подвижных играх, для проведения праздников, эстафет

41.


Теннисные мячики

Упражнение на дыхания («Сдуй шарик со стола», «Выдуй шарик из чашки»)

Развивает силу воздушной струи, формирует ритмичный выдох

42.

«Мяч в сетках»

В самостоятельной деятельности , в коррекционной работе

Развивает мышцы ног, координацию движений

43.

«Попади в цель»

Дартц. Используется в играх

Развивает глазомер

44.

«Разноцветные шары»

В самостоятельной деятельности , в коррекционной работе

профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД

.

Нестандартное оборудование для ходьбы, бега, прыжков: «Извилистые дорожки», «След в след», «Цветные дорожки»

Нестандартное оборудование для прыжков, ходьбы, бега, подвижных игр: «Цветные кочки», «Квадраты и кружочки»

Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия: «Коврики с пуговицами», «Коврики травка», «Коврики массажные», Массажная дорожка «Следочки», «Мешочки с бобами»

Нестандартное оборудование для метания, бросания, ходьбы: Мешочки с песком 200 и 250 гр., мячики набивные тканевые, мячики «Снежки», мешочки с горохом массажные.

Нестандартное оборудование для ОРУ: «Косички», «Ленты на кольцах», флажки, «Ленточки на палочках», «Цветные платочки», «Жгутики», «Гантели», «Цветные палочки», «Султанчики», «Весёлые колечки», «Палочки-отдыхалочки» – для дыхательной гимнастики.

Нестандартное оборудование для ходьбы, бега, равновесия, ползания, ориентирования: «Ребристые дорожки», рейки для дорожек разной длины и ширины, «Конусы малые», «Конусы большие», «Цветочная полянка», конусы с флажками, «Арки».

Нестандартное оборудование для подвижных игр: «Карусель», «Лошадки», Маски-шапочки зверей, птиц, рыб. «Змейка из киндер-сюрпризов». Тунель для ползания, лазания, эстафет.

Спасибо за внимание!


Воронцова О. Как сделать занятия физкультурой интереснее. // Здоровье дошкольника №2 – С. 14. – 2011 г.
Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г.
Подольская Е. Суставная гимнастика для дошкольников. // Здоровье дошкольника №3 – С.16. – 2011г.
Горелова С. Сюжетно – игровые физкультурные досуги. // Здоровье дошкольника №5 – С.39. - 2011г.
Федоренко Н. «Сказка про Лень» сюжетно – познавательное физкультурное занятие для детей младшего возраста. // Здоровье дошкольника №1.-С.16. – 2012г.
Исса О.Ф., Рютина Л.Т. Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – тематических физкультурных занятиях. // Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №2 – С.30. – 2008г.

Информационные ресурсы