Сообщение
«Уголок физического воспитания в детском дошкольном учреждении.
Стандартное и нестандартное оборудование.»
В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:
увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц;
снижается сила и работоспособность мускулатуры;
нарушаются функции организма.
Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Если организовать физическое развитие детей с использованием стандартного и нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Оптимизация – это процесс приведения объекта (системы) в оптимальное (наилучшее) состояние, в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Цель
- приобретать двигательный опыта и физические качества: координацию и гибкость;
- формировать опорно-двигательную систему организма;
- развивать равновесие, координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закреплять навыки выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- овладевать подвижными играми с правилами;
- приобретать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной сфере
- Развивать выразительность и красоту движений;
Развивать творчество, фантазию при использовании нетрадиционного оборудования;
Задачи:
Задачи педагога при создании зоны физического воспитания.
1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.
4. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.
Требования к комплектации физкультурного уголка
- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Требования к комплектации физкультурного уголка
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
Физическая культура: совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения; развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость; формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Прогулки-походы на спорт-площадку.
Подвижные игры.
Физические упражнения на прогулке.
Индивидуальная и дифференцированная работа.
Спортивные праздники и развлечения.
Здоровье: проводить комплекс оздоровительных мероприятий:
Утренняя гимнастика.
Гимнастика после сна.
Физкультурные минутки во время НОД.
Двигательные разминки.
Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях
Безопасность: совершенствовать технику основных движений, формирова-ние навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх в непосредственно образовательной деятельности (НОД), при пользовании спортивным инвентарем во время прогулок, при самостоятельном использовании нестандартного оборудования.
Социализация: создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуж-дение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
Спортивные праздники.
Подвижные игры.
Труд: участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и нестандартного оборудования во время образовательной области «Физическая культура» и самостоятельной деятельности.
Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях
Познание: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения с нестандартным оборудованием на ориентировку в пространстве, подвиж-ные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имита-ция движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из нестандартного спортивного оборудо-вания), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спор-те, спортсменах.
Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях
Чтение художественной литературы: закреплять умение детей согласовы-вать движение со стихотворным текстом, закреплять знания детей о произведениях на сюжетных занятиях и развлечениях:
Элементы логоритмики
Физкультминутки
Двигательные разминки.
Художественное творчество: привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми и родителями нестандартных физкультурных пособий, рисование мелом разметки для подвижных игр в летний оздоровительный период.
Музыка: ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера:
Подвижные игры под музыку
Ходьба бег под музыку
ОРУ под музыку.
Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях
Ясельная группаЦели:1.Развитие ловкости, координации движений.2.Обучение согласованным действиям.3.Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке. Теоретический материал- картотека подвижных игр;- картотека малоподвижных игр;картотека утренних гимнастик; Оборудование спортивного уголка:1.Мячи.2.Обручи.3.Толстая веревка или шнур.4.Флажки.5.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.6.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.7.Мешочки с грузом малые (для бросания).8.Доска ребристая или дорожка ребристая.9.Нетрадиционное спортивное оборудование.
Младшая группа Цели:1.Развитие ловкости, координации движений.2.Обучение согласованным действиям.3.Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке. Теоретический материал- картотека подвижных игр;- картотека малоподвижных игр;- картотека физкультминуток;- картотека утренних гимнастик; Оборудование спортивного уголка:1.Мячи.2.Обручи.3.Толстая веревка или шнур.4.Флажки.5.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.6.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.7.Мешочки с грузом малые (для бросания).8.Доска ребристая или дорожка ребристая.9.Нетрадиционное спортивное оборудование.
Средняя группа Цели:1.Развитие ловкости, координации движений.2.Обучение основным движениям и спортивным упражнениям: прыжки с места, метание предметов и т. д.3.Совершенствование умение бросать и ловить мяч, ходить по прямой ограниченной дорожке. Теоретический материал- картотека подвижных игр;- картотека малоподвижных игр;- картотека физкультминуток;- картотека утренних гимнастик;- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;- символика и материалы по истории Олимпийского движения Оборудование спортивного уголка:1.Мячи.2.Обручи.3.Толстая веревка или шнур, скакалки.4.Флажки.5.Гимнастические палки.6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.7.Ленточки, платочки.8.Кегли.9.Мешочки с грузом (малый и большой).10.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки.11.Нетрадиционное спортивное оборудование
Старшая группа Цели:1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.3.Развитие глазомера.4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.5.Развитие умения быть организованными.6.Формирование правильной осанки.7.Поддержание интереса к различным видам спорта. Теоретический материал- картотека подвижных игр;- картотека малоподвижных игр;- картотека физкультминуток;- картотека утренних гимнастик;-иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;- символика и материалы по истории Олимпийского движения Оборудование спортивного уголка:1.Мячи большие, малые, средние.2.Обручи.3.Толстая веревка или шнур.4.Флажки.�5.Гимнастические палки.6.Кольцеброс.7.Кегли.8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».10.Детская баскетбольная корзина.11.Длинная и короткая скакалки.12. «Летающие тарелки».13.Мешочек с грузом малый и большой.14.Гантели детские.15.Нетрадиционное спортивное оборудование
Подготовительная группа Цели:1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.3.Развитие глазомера.4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.5.Развитие умения быть организованными.6.Формирование правильной осанки.7.Поддержание интереса к различным видам спорта. Теоретический материал- картотека подвижных игр;- к�ртотека малоподвижных игр;- картотека физкультминуток;- картотека утренних гимнастик;-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы);- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;- символика и материалы по истории Олимпийского движения Оборудование спортивного уголка:1.Мячи большие, малые, средние.2.Обручи.3.Толстая веревка или шнур.4.Флажки.5.Гимнастические палки.6.Кольцеброс.7.Кегли.8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».10.Детская баскетбольная корзина.11.Длинная и короткая скакалки.12. «Летающие тарелки».13.Мешочек с грузом малый и большой.14.Гантели детские.15.Нетрадиционное спортивное оборудование
. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ;- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;- мячики – ежики;- мешочки с разной крупой для рук;- эспандер.
Материалы для изготовления нестандартного оборудования:
Бросовый материал:
пробки,
футляры от «киндер-сюрпризов»,
«чупа-чупсов»,
пластиковые бутылочки,
нитки,
палочки,
проволока,
камушки,
дощечки,
фломастеры,
пуговицы,
лоскутки ткани
ленты и др.
№ | Оборудование | Применение | Развитие |
1. |
|
| Ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость |
2. | «Конусы» |
| Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений |
3. |
|
| Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля |
4. | «Палочка-отдыхалочка» | Дыхательная гимнастика | Органы дыхания |
5. | «Цветные кочки» | Для основных видов деятельности | Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений |
6. | «Рыбалка» | Подвижная игра | Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость |
7. |
|
| Развитие координации движений, пространственных представлений(вправо – влево) |
Перечень нестандартного оборудования
№ | Оборудование | Применение | Развитие |
8. |
| Для ОРУ, игр – соревнований, ходьбы, бега, прыжков, для упражнений в равновесии, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии | Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия |
9. |
| Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы , праздника, развлечения, соревнования. Используется для приветствия команд | Развивает мускулатуру рук |
10. | «Силачи» | Мячик «Ёжик» - тренажёр для рук | |
11. | Дорожка«Здоровья» | Для профилактики | Массаж стоп |
12. | «Мягкие мячики» | Игра с мячом, для метания | Развитие глазомера, меткости |
13. |
| Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений | Развития координационных способностей |
14. |
| Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений | Развитие координационных способностей |
Перечень нестандартного оборудования
№ | Оборудование | Применение | Развитие |
15. |
|
| Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции |
16. |
| Упражнения в равновесии, для прокатывания мяча, ползания, прыжков, игр, профилактики плоскостопия, для построений в круг, как ориентир | Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе, внимательности |
17. | Тренажер | Массаж шеи, головы, верхнего плечевого пояса, спины, груди, ног | Улучшает кровообращение |
18. | «Скамейка-горка» | Для игр с прокатыванием мяча. | Развитие равновесия |
19. | «Необычные гантели» | Для ОРУ, самостоятельная деятельность | Развитие мускулатуры рук |
20. | «Весёлые колечки» | Кольцеброс, самостоятельная деятельность | Развитие меткости, глазомера |
21. | «Колючие ёжики» | Массажер для ладоней | Развитие мелкой моторики |
22. | Канатоходцы | Ходьба приставным шагом боком, как зрительные ориентиры; для подвижных игр | Для профилактики плоскостопия |
Перечень нестандартного оборудования
№ | Оборудование | Применение | Развитие |
23. | Массажер из счет | Самомассаж стоп | Предупреждение и коррекция плоскостопия и косолапости |
24. | Коврик «Травка» | Массаж стоп | Предупреждение и коррекция плоскостопия |
25. | Дорожки | Упражнять детей в ходьбе с правильным разворотом стопы. | Развивает координацию движений, равновесия |
26. | «Коврики с пуговицами» | Массаж ступней | Ходьба с целью |
27. | Флажки |
|
|
28. | Ленты на палочках | ||
29. | «Мяч над головой» | Многофункциональный тренажёр (игровые упражнения – «Достань мячик», «Кто выше подпрыгнет», «Проползи змейкой» ) | Тренажер для развития мышц разгибателей бедра и подошвенных разгибателей, для брюшного пресса, а также для игр |
Перечень нестандартного оборудования
№ | Оборудование | Применение | Развитие |
30. | Мешочки | Для общеразвивающих упражнений, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель. | Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки |
31. | «Поймай рыбку» | Самостоятельная деятельность | Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость. |
32. |
| Используется в играх | Развивает глазомер детей, координацию движений, ловкость, упражнять в счёте, воспитывать волевые качества |
33. | «Весёлые колечки» | Для общеразвивающих упражнений, для метания, самостоятельная деятельность | Развивает мышцы ног, рук, координация движений |
34. |
|
| Развивать устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений. |
35. |
| Используется для профилактики заболеваний, которые | Развитие координации движений, выносливости посредством степ – аэробики, укрепляет и развивает сердечно – сосудистую и дыхательную системы |
36. | «Мячики-попрыгунчики» | Самостоятельная деятельность, | Для развития мелкой моторики пальцев рук, ловкость |
Перечень нестандартного оборудования
№ | Оборудование | Применение | Развитие |
37. |
| Используется для выполнения обще развивающих упражнений; как зрительные ориентиры для перешагивания, перепрыгивания построений и перестроений т.д.; для подвижных игр | Развитие мускулатуры рук и плечевого пояса |
38 |
| Используется как подвижная игра | Быстроту, ориентировка в пространстве, мелкая моторика, глазомер |
39. | «Лыжи» | Используется в играх – эстафетах, например по «Горной Тропе» | Развивает мышцы ног, координацию движений |
40. | Атрибуты для игр | Используются в подвижных играх, для проведения праздников, эстафет | |
41. |
| Упражнение на дыхания («Сдуй шарик со стола», «Выдуй шарик из чашки») | Развивает силу воздушной струи, формирует ритмичный выдох |
42. | «Мяч в сетках» | В самостоятельной деятельности , в коррекционной работе | Развивает мышцы ног, координацию движений |
43. | «Попади в цель» | Дартц. Используется в играх | Развивает глазомер |
44. | «Разноцветные шары» | В самостоятельной деятельности , в коррекционной работе | профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД |
.
Нестандартное оборудование для ходьбы, бега, прыжков:«Извилистые дорожки», «След в след», «Цветные дорожки»
Нестандартное оборудование для прыжков, ходьбы, бега, подвижных игр:«Цветные кочки», «Квадраты и кружочки»
Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия:«Коврики с пуговицами», «Коврики травка», «Коврики массажные», Массажная дорожка «Следочки», «Мешочки с бобами»
Нестандартное оборудование для метания, бросания, ходьбы:Мешочки с песком 200 и 250 гр., мячики набивные тканевые, мячики «Снежки», мешочки с горохом массажные.
Нестандартное оборудование для ОРУ:«Косички», «Ленты на кольцах», флажки, «Ленточки на палочках», «Цветные платочки», «Жгутики», «Гантели», «Цветные палочки», «Султанчики», «Весёлые колечки», «Палочки-отдыхалочки» – для дыхательной гимнастики.
Нестандартное оборудованиедля ходьбы, бега, равновесия, ползания, ориентирования:«Ребристые дорожки», рейки для дорожек разной длины и ширины, «Конусы малые», «Конусы большие», «Цветочная полянка», конусы с флажками, «Арки».
Нестандартное оборудование для подвижных игр:«Карусель», «Лошадки», Маски-шапочки зверей, птиц, рыб.«Змейка из киндер-сюрпризов». Тунель для ползания, лазания, эстафет.
Воронцова О. Как сделать занятия физкультурой интереснее. // Здоровье дошкольника №2 – С. 14. – 2011 г.
Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г.
Подольская Е. Суставная гимнастика для дошкольников. // Здоровье дошкольника №3 – С.16. – 2011г.
Горелова С. Сюжетно – игровые физкультурные досуги. // Здоровье дошкольника №5 – С.39. - 2011г.
Федоренко Н. «Сказка про Лень» сюжетно – познавательное физкультурное занятие для детей младшего возраста. // Здоровье дошкольника №1.-С.16. – 2012г.
Исса О.Ф., Рютина Л.Т. Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – тематических физкультурных занятиях. // Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №2 – С.30. – 2008г.
Информационные ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.