Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85
МАДОУ «Детский сад №85»
Презентация
«Народные промыслы Нижегородского края»
г. Нижний Новгород
2020 год
Подготовила: воспитатель МАДОУ
«Детский сад №85» Осипова О.А.
г. Нижний Новгород
2022 год
Нижегородская область уже давно славится своими промыслами. Именно здесь зародились и развивались более 20 народных промыслов и ремесел. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово, Балахна, и другие издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотной вышивкой.
Балахнинские кружева
Особое место в народном художественном творчестве Нижегородской губернии занимает балахнинский кружевной промысел.
Богата нижегородская земля талантами и традициями. Сколько разных умений досталось нам от предков.
Валяльный промысел
Валяльный промысел в Нижегородском крае имеет свои традиции. В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. Простые валенки «каталки» (отсюда название «катанки» из овечьей шерсти естественных цветов – черной, серой, белой)
Городецкая золотая вышивка
Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка.
Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым.
Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти.
Городецкая роспись
Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов, и находится он в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд. Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.
Глиняная игрушка
Изготовление игрушек, как глиняных, так и деревянных, на Нижегородчине во все времена было занятием повсеместным. Игрушки были вылеплены из белой или красной глины.
В Василёве (Чкаловске), Арзамасе, Богородске, Ардатове, Выксе и других местностях края работали гончары.
Деревянная игрушка
Деревянная игрушка является одним из самых древних видов народного творчества. Как правило, такие игрушки делались внутри семьи. Отец (старший брат) с помощью топора и ножа из деревянной болванки мог легко изготовить простую по форме куклу для маленького ребёнка. С 5-6 лет дети делали игрушки сами.
Казаковская филигрань
Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казакове Нижегородской области. Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России.
В этой технике создают объемные предметы - подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань .
Лозоплетение
Лозоплетение как вид декоративно-прикладного искусства развивается в Нижегородском крае с конца XIX-начала ХХ вв. Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владели искусством плетения из лозы — здесь до сих пор делают не только изящные и легкие корзины, но и мебель.
Полховско-Майданская роспись
Этот центр нижегородской росписи расположен на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района.
Первые токарные изделия (посуду), продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали.
Позже игрушки начали покрывать выжженным рисунком. Вскоре контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками.
Сейчас роспись выполняется анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы — орнаменты из цветов (шиповник, мак, ромашка, тюльпан) и наивно нарисованные условные сельские пейзажи с закатным состоянием природы («зорькой»).
Резьба по дереву
Резьба по дереву (Городецкий, Семеновский, Ковернинский, Чкаловский, Ветлужский, Павловский, Тоншаевский, Воскресенский, Краснобаковский районы, г. Н. Новгород).
Глухую деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и селах близ Балахны и Городца, в разное время называли поразному: «глухой резьбой», «домовой», «долотной», но в дальнейшем, «корабельною резью».
Тематика такой резьбы традиционно унаследовала фольклорные языческие мотивы – это различные мотивы родной природы: симметрично располагающийся богатый растительный орнамент, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также солярные символы, главные элементы которых – ромб как символ земли и круг – символ солнца (иногда восходящего солнца – полукруг). Соединение круга и ромба всегда считалось символом плодородия.
Семеновская матрешка
Семеновская роспись приобрела широкую известность украшением традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами. Родилась куколка нового облика в нач. ХХ в. в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца.
В основе мериновской росписи – крупные цветы, на веточках размещены маленькие пятилепесковые цветочки, колокольчики или рябинка, все они обрамляются крупными листьями. Разживка на цветах и листьях делается штрихами черной туши.
Хохломская роспись
Не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки (без предварительных чертежей, эскизов и проработке на бумаге или копирования). Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте. Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области.
Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: «верховое» письмо, при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо «фоновое», в котором узор золотой, фон черный или красный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.