3
1 января 2014 г. - точка отсчета новой жизни российского дошкольного образования - «по стандарту».
новый закон «Об образовании в РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, базового уровня образовательной системы.
Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень.
Основная идея ФГОС ДО-
сделать дошкольное образование современным и повернуть лицом к ребенку и его семье
Это является основой для модернизационного проекта ДОУ
4
Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)
Учебный блок | Блок совместной деятельности взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей |
Основная форма-занятие (в соответствие с сеткой занятий) | Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач | Актуальная предметно-развивающая среда |
5
Модель организации образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
1.Непосредственно-образовательная деятельность
Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
2.Решение образовательных задач в ходе режимных моментов
Актуальная предметно-пространственная развивающая среда
6
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели
Исключение учебного блока (но не процесса обучения!)
Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность
Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
7
Признаки различных моделей организации образовательного процесса
Учебная модель | Совместная деятельность взрослого и детей |
1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию) | 1.Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) |
8
Признаки различных моделей организации образовательного процесса
Учебная модель | Совместная деятельность взрослого и детей |
3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная | 3.Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах |
9
Признаки различных моделей организации образовательного процесса
Учебная модель | Совместная деятельность взрослого и детей |
6.Обязательность участия в образовательном процессе | 6. Необязательность участия |
10
«Работающие» стенды в жизни детей( технологии)
«Наше солнышко»,«Звезда недели», «Ты – самый лучший» и др.- это вроде взрослой доски почёта.
- По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах.
- Воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем.
14
!!!!«Доска выбора»,
с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности.
-В средней группе –это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку-гномика
- В старших – стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своими именами.
- В младшей группе у ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.
15
стенды «Сколько нас?»
-плакаты с отпечатками детских ладошек
- воздушный шар с написанными именами
- гирлянда из крупных бумажных колечек с именами
-улей, где у каждой пчёлки есть имя
Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров.
Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».
16
Групповые сборы ( технология)
(утренний, вечерний или дневной сбор) - время, когда все дети собираются вместе, и все вместе занимаются каким-то общим делом:
приветствие друг друга
игра
пение песни
чтение книги
беседа о том, что дети делали во время выходных,
-планирование деятельности и демонстрация её результатов !!!!!!
17
«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»
18
Формы совместной деятельности детей и педагогов:
Игра
Игровое упражнение
Чтение
Мастерская
Ситуация
Коллекционирование
Экспериментирование
и исследование
Проектная деятельность
Беседа, загадка, рассказ, разговор
Викторины и конкурсы
Формы совместной музыкально-художественной деятельности
«Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации»
«Мастерская»
- форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.)
19
20
«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность
Принципы формирования ситуаций:
Педагогическое акцентирование внимания детей на каком-либо событии реальной жизни, коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственное включение ребёнка в неё
Ситуация
Естественная
Специально созданная
Преднамеренное моделирование ситуации, в которую включается ребёнок, чтобы совершить нравственно ценное действие или поступок
Ситуации морального выбора
Ситуации общения и взаимодействия
Проблемные ситуации
Игровые ситуации
Ситуативный разговор с детьми
21
«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка
Создание коллекций для реализации образовательных областей
Физическое развитие:
«Виды спорта: зимние и летние», «Полезные для здоровья продукты (травы, напитки)» и др
Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультфильмов, книг, кинофильмов» «Вежливые слова» «Профессии» «Знаки дорожного движения» «История вещей» и др
Познавательное развитие:
«Животные разных регионов Земли» «Водоемы» «Камни (минералы)» «Инструменты» и др
Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Любимые композиторы» «Изделия народных промыслов» «Музеи мира» «История открытий» и др
Речевое развитие:
коллекции разнообразных сюжетных картин по самым разным тематикам, «Любимые герои детских книг», «Герои сказок Пушкина» и др
По форме: Индивидуальные Коллективные
По мотиву: Эмоциональные
Познавательные Социальные
Виды коллекций
22
«Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними
«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий
Формы экспериментирования и исследования
Практическое
Умственное
Социальное
23
«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса
«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр
Ребенок — активный субъект образовательного процесса:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.