Презентация "Некоторые аспекты модернизации образовательного процесса ДОО в соответствии с ФГОС ДО"

  • pptx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Модернизация ДО.pptx

Некоторые аспекты модернизации образовательного процесса ДОО в соответствии с ФГОС ДО

2

3

1 января 2014 г. - точка отсчета новой жизни российского дошкольного образования - «по стандарту».
новый закон «Об образовании в РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, базового уровня образовательной системы.
Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень.

Основная идея ФГОС ДО-

сделать дошкольное образование современным и повернуть лицом к ребенку и его семье
Это является основой для модернизационного проекта ДОУ

4

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)

Учебный блок

Блок совместной деятельности взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Основная форма-занятие (в соответствие с сеткой занятий)

Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач
(утр. прием, прогулка, питание и т. д.)

Актуальная предметно-развивающая среда

5

Модель организации образовательного процесса


Совместная деятельность взрослого и детей


Самостоятельная деятельность детей

1.Непосредственно-образовательная деятельность
Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
2.Решение образовательных задач в ходе режимных моментов


Актуальная предметно-пространственная развивающая среда

6

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели

Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) 
Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность
Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

7

Признаки различных моделей организации образовательного процесса

Учебная модель

Совместная деятельность взрослого и детей

1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию)
2.Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий)

1.Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого)
2.Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей

8

Признаки различных моделей организации образовательного процесса

Учебная модель

Совместная деятельность взрослого и детей

3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная

4.Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы)
5.Рассадка «взрослый напротив ребенка»

3.Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах
4.Диалог (общение) взрослого и ребенка

5.Рассадка взрослых и детей «по кругу»


9

Признаки различных моделей организации образовательного процесса

Учебная модель

Совместная деятельность взрослого и детей

6.Обязательность участия в образовательном процессе
7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей)

8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса

6. Необязательность участия

7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка
8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса

10

11

Пути достижения (образовательные технологии)

12

Технология –
создание центров активности

13

Технология,
направленная на создание условий
для осознанного и ответственного
выбора

«Работающие» стенды в жизни детей( технологии)

«Наше солнышко»,«Звезда недели», «Ты – самый лучший» и др.- это вроде взрослой доски почёта.
- По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах.
- Воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем.

14

!!!!«Доска выбора»,

с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности.
-В средней группе –это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку-гномика
- В старших – стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своими именами.
- В младшей группе у ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.

15

стенды «Сколько нас?»

-плакаты с отпечатками детских ладошек
- воздушный шар с написанными именами
- гирлянда из крупных бумажных колечек с именами
-улей, где у каждой пчёлки есть имя
Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров.
Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».

16

Групповые сборы ( технология)

(утренний, вечерний или дневной сбор) - время, когда все дети собираются вместе, и все вместе занимаются каким-то общим делом:
приветствие друг друга
игра
пение песни
чтение книги
беседа о том, что дети делали во время выходных,
-планирование деятельности и демонстрация её результатов !!!!!!

17

«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»

18

Формы совместной деятельности детей и педагогов:

Игра

Игровое упражнение

Чтение

Мастерская

Ситуация

Коллекционирование

Экспериментирование
и исследование

Проектная деятельность

Беседа, загадка, рассказ, разговор

Викторины и конкурсы

Формы совместной музыкально-художественной деятельности

«Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации»

«Мастерская»

- форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.)

19

20

«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность

Принципы формирования ситуаций:
доступность содержания
возможности для варьирования содержания
соответствие задачам социализации ребёнка-дошкольника
соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети

Педагогическое акцентирование внимания детей на каком-либо событии реальной жизни, коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственное включение ребёнка в неё

Ситуация

Естественная

Специально созданная

Преднамеренное моделирование ситуации, в которую включается ребёнок, чтобы совершить нравственно ценное действие или поступок

Ситуации морального выбора

Ситуации общения и взаимодействия

Проблемные ситуации

Игровые ситуации

Ситуативный разговор с детьми

21

«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка

Создание коллекций для реализации образовательных областей

Физическое развитие:
«Виды спорта: зимние и летние», «Полезные для здоровья продукты (травы, напитки)» и др

Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультфильмов, книг, кинофильмов» «Вежливые слова» «Профессии» «Знаки дорожного движения» «История вещей» и др

Познавательное развитие:
«Животные разных регионов Земли» «Водоемы» «Камни (минералы)» «Инструменты» и др

Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Любимые композиторы» «Изделия народных промыслов» «Музеи мира» «История открытий» и др

Речевое развитие:
коллекции разнообразных сюжетных картин по самым разным тематикам, «Любимые герои детских книг», «Герои сказок Пушкина» и др

По форме: Индивидуальные Коллективные

По мотиву: Эмоциональные
Познавательные Социальные

Виды коллекций

22

«Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними

«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий

Формы экспериментирования и исследования

Практическое

Умственное

Социальное

23

«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса

«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр

Ребенок — активный субъект образовательного процесса:
он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта
он самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения
он выступает в роди инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых
он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно