это человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой–либо религии.
Праведник —
это человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
Праведник —
Кто такой праведник?
это святой, который прославился своими подвигами и святостью в обычной мирской жизни, а не в монастыре.
Праведник —
Автор так описывает её отношение к вере:
Матрёнино отношение к вере
«Не сказать, однако, чтобы Матрёна
верила как–то истово. Даже скорей
была она язычница, брали в ней верх
суеверия… Сколько жил я у неё —
никогда не видал её молящейся,
ни чтоб она хоть раз перекрестилась.
А дело всякое начинала “с Богом!”»
Матрёна — обычная старуха, которая живёт в просторном, хоть и обветшалом доме одна.
Из хозяйства у неё только грязно–белая криворогая коза и старая колченогая кошка.
Матрёна глазами Игнатича
Матрёна ведёт обычную для деревенского жителя жизнь.
Она рано встаёт и сразу же начинает хлопотать по хозяйству.
Много работает.
Ворует торф, чтобы протопить зимой дом.
Питается Матрёна скудно: одной картошкой или ячневой кашей.
Образ жизни Матрёны
Она даже поросёнка не держала, за что односельчане её осуждали.
«Не гналась за обзаводом», — говорили они.
Золовка вспоминает, что и красиво одеваться Матрёна не любила.
Образ жизни Матрёны
«Не всегда это было посолено,
как надо, часто пригорало,
а после еды оставляло налёт на нёбе,
дёснах и вызывало изжогу».
Матрёна очень трудолюбива.
Образ жизни Матрёны
«У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа».
Матрёна очень много работает, и не только на себя.
Она с удовольствием помогает другим, никому не отказывая и не требуя платы.
В книге «Бодался телёнок с дубом» Солженицын вспоминает слова Александра Твардовского о рассказе «Матрёнин двор»:
Какие люди окружают Матрёну?
«Уж до такой степени у вас деревня
с непарадной стороны —
ну, хоть бы один заходик с парадной…
Все вокруг — дегенераты, вурдалаки…»
Жена председателя с Матрёной не здоровается, приказывая приходить на колхозные работы со своими вилами, хотя Матрёна в колхозе давно не работает и платы от него не получает.
Врач к Матрёне приехала «злая очень».
Пастухов автор описывает так:
здоровенный «немоглухой» и мальчишка «с постоянной слюнявой цыгаркой в зубах».
Какие люди окружают Матрёну?
Племянник Матрёны Андрей — ленивый, наглый, неуправляемый мальчишка, вечный второгодник.
Родные сёстры Матрёны одержимы жаждой наживы.
Узнав, что Матрёна согласилась отдать горницу, они обругали её и сказали, что не хотят её больше видеть.
Какие люди окружают Матрёну?
Даже близкая подруга Маша, со слезами рассказывая о гибели Матрёны, не забывает о кофточке, которую непременно надо забрать, «пока родня не налетела».
Какие люди окружают Матрёну?
Фаддей, бывший возлюбленный Матрёны, и вовсе фигура демоническая.
«Высокий чёрный старик с чёрными космами, чёрными усами и чёрной бородой».
Именно жажда наживы Фаддея и сгубила Матрёну.
Чтобы получить участок земли для младшей дочери, Фаддей разобрал горницу, разрушил дом Матрёны.
Какие люди окружают Матрёну?
Даже на похоронах он не успокаивается.
Какие люди окружают Матрёну?
«Дочь его трогалась разумом, над зятем
висел суд, в собственном доме его лежал
убитый им сын, на той же улице — убитая
им женщина, которую он любил когда–то, —
Фаддей только ненадолго приходил постоять
у гробов, держась за бороду. Высокий лоб
его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта
была — спасти брёвна горницы от огня
и от козней матрёниных сестёр».
Какие люди окружают Матрёну?
Характерно и описание похорон Матрёны.
Игнатич замечает, что даже в плаче родни над гробом звучат споры за наследство.
Да и сам плач писатель видит неискренним:
«В плаче заметил я холодно–продуманный, искони–заведённый порядок».
Трагическая жизнь Матрёны
С Матрёной обошлись жестоко и люди, и власти, и судьба.
Она не смогла выйти замуж за человека, которого любила.
Её муж Ефим изменял ей, а во время войны он пропал без вести.
Игнатич почему–то предполагает, что если Ефим жив, то «женат где–нибудь в Бразилии или в Австралии. И деревня Тальново, и язык русский изглаживаются из памяти его».
Трагическая жизнь Матрёны
Всех шестерых детей Матрёна потеряла ещё младенцами.
Её семьёй стала воспитанница Кира, младшая дочка Фаддея.
Трагическая жизнь Матрёны
Терзает Матрёну и болезнь.
«И в эту жизнь, густую заботами,
ещё врывалась временами тяжёлая немочь,
Матрёна валилась и сутки–двое лежала
пластом. Она не жаловалась,
не стонала, но и не шевелилась почти».
Характер Матрёны
Болезнь, невзгоды, обиды и потери не сломили Матрёну.
Её душа осталась такой же чистой и светлой.
Матрёна всегда готова помочь каждому, кому нужна помощь.
По доброте своей она не может отказать даже незнакомому человеку.
Характер Матрёны
Ведь она отговаривала Игнатича идти к ней, даже отправляла искать другое жильё.
Не роптала, когда квартирант по–хозяйски «свою раскладушку развернул у окна и, оттесня от света любимые матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил стол».
Матрёна отдавала непрошеному жильцу самую крупную картошку и ни разу ни в чём его не упрекнула.
Характер Матрёны
Матрёна не завидует людям, ни на кого не держит зла.
«Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила…»
Характер Матрёны
Улыбка у Матрёны «добрая», «извиняющаяся» и «лучезарная».
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
Говорит Матрёна плавно, певуче.
Писатель отмечает, что речь её начинается «каким–то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
Фото Матрёны из личного архива А. И. Солженицына
Праведница Матрёна
«Она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Праведница Матрёна
Праведничество — это естественный образ жизни Матрёны, которая живёт с Богом в душе.
Она следует Божьему закону интуитивно, поэтому Матрёну можно назвать «природной праведницей».
Диалектизмы и просторечия в рассказе
Писатель старается сблизиться со своей героиней.
Просторечия и диалектные слова встречаются не только в речи крестьянки Матрёны, но и в тексте повествования.
«нутряная Россия…»
«беспритульная Матрёна…»
«…и за обзаводом не гналась; и не бережная…»
«тараканов менело…»
Диалектизмы и просторечия в рассказе
Писатель старается сблизиться со своей героиней.
Просторечия и диалектные слова встречаются не только в речи крестьянки Матрёны, но и в тексте повествования.
«бывалоча…»
«пособить…»
«молонья…»
Сближение образов Игнатича и Матрёны
Также часто писатель повторяет, что Матрёна одинока.
У Матрёны есть близкая подруга Маша, к ней часто заходит жена Фаддея — вторая Матрёна.
Не забывает про приёмную мать Кира.
На Крещение к Матрёне пришли сёстры.
«К себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия».
Сближение образов Игнатича и Матрёны
Подчёркивается и пренебрежение к материальной стороне жизни.
Вот как рассказывается о бедной жизни и плохой еде в доме Матрёны:
«Я мирился с этим, потому что жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования».
Цветопись и светопись в рассказе
Писатель Виктор Астафьев говорил, что прозаики «деревенской школы» одновременно воспевали и отпевали деревню.
Солженицын в своём рассказе только отпевает деревню.
В рассказе нет светлых красок.
Дом Матрёны серый от старости, с изгнивающей щепой.
Комнаты в нём тёмные, зеркало тусклое, оконца хилые, красавица на плакате грубая.
Цветопись и светопись в рассказе
Описание посёлка Торфопродукт ужасает: «однообразные, худо штукатуренные бараки», дымящие и свистящие поезда с торфом.
«Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные да подпыривать друг друга ножами».
Цветопись и светопись в рассказе
Только в улыбке Матрёны и коротком воспоминании о её юности есть краски и свет:
«…вспыхнул передо мной голубой, белый
и жёлтый июль четырнадцатого года:
ещё мирное небо, плывущие облака
и народ, кипящий со спелым жнивом.
Я представил их рядом: смоляного
богатыря с косой через спину;
её, румяную, обнявшую сноп.
И — песню, песню под небом».
Фото Матрёны из личного архива А. И. Солженицына
Картины гибели деревни
Идиллическая картина прошлого только подчёркивает беспросветность настоящего.
Праведница Матрёна погибает, люди набрасываются на её дом, стараясь урвать себе кусок из скудного наследства.
О Матрёне уже никто не думает, вспоминают её недобрым словом.
Только Игнатич и оценил красоту её души.
Что ждёт теперь село, оставшееся без праведника, без которого оно не стоит?
Нравственный смысл рассказа–притчи
Мрачная картина, нарисованная писателем, побуждает задуматься об истинных ценностях и смысле человеческой жизни.
О том, что добро — это не имущество.
О том, что нельзя жить только для себя.
О том, что жажда накопительства губит даже невинных людей и ведёт мир к разрушению.
«Почему судьба старой крестьянки,
рассказанная на немногих страницах,
представляет для нас такой большой
интерес? Эта женщина неначитанная,
малограмотная, простая труженица.
И, однако, её душевный мир наделён
такими качествами, что мы с ней
беседуем, как с Анной Карениной».
Александр Трифонович Твардовский
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.