Презентация опыта работы «Организация недели космических приключений в детском саду»

  • docx
  • 19.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация опыта работы.docx

Презентация опыта работы

«Организация недели космических приключений в детском саду»

 

Организуя с детьми дошкольного возраста мероприятия познавательного цикла, нельзя не затронуть тему космоса.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые, в том числе смена времен года, дня и ночи. Наблюдая, они понимают, что на небе днем светит солнце, а ночью – луна и множество звезд.

Космос – это загадочный мир разнообразных космических объектов! Тема Вселенной привлекает и интересует детей дошкольного возраста как что-то волшебное и таинственное. Вот почему звезды, планеты, спутники, ракеты и многое другое всегда вызывают активный интерес у детей.

Без сомнения, рассказывать детям о тайнах космоса, устройстве звездного мира, уникальности нашей планеты необходимо начинать с дошкольного возраста, так как познавательный интерес к данной теме у дошкольников высокий.

Дети задают вопросы: «Почему солнце ярче луны?», «Сколько звезд на небе?», «Что такое метеор и что – метеорит?», и т.д. Но самостоятельно, опираясь на свои возможности и личный опыт, ребенок не может найти ответы на интересующие его вопросы по данной теме – поэтому на помощь приходят педагоги.

Анализ условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, в том числе познавательных способностей и способностей к моделированию в практике организации дошкольного образования, позволил выделить следующие проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей воспитанников к тематике Вселенной и космоса, к исследованиям в области отечественной космонавтики, а также к празднику – День космонавтики.

 2. Поверхностные знания детей о Вселенной, о космосе и его исследовании, о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника – День космонавтики.

3. Отсутствие упорядоченных, системных знаний детей в соответствующих образовательных областях, опосредующих возможность поэтапного осознания себя частью планеты, космоса в целом.

4. Отсутствие методического сопровождения в решении задач данного направления.

5. Отсутствие необходимого уровня психолого-педагогической компетенции в области технологии содействия умственному развитию детей дошкольного возраста, развития у них планетарного сознания.

6. Отсутствие пособий и материалов, необходимых для работы с детьми по данной теме.

7. Неточность формулировок инструкций, предлагаемых детям; избыточность специальных  терминов; перегрузка детей информацией.

8. Отсутствие взаимодействия семей воспитанников с педагогами и специалистами организации дошкольного образования по формированию у дошкольников интереса к теме «Космос».

Однако необходимо помнить, что поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. Кроме того, дошкольники должны иметь возможность реализовать полученные знания в различных культурных практиках: в игре, продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности, двигательной деятельности, в искусстве.

Поэтому в МОУ «Бендерский детский сад № 15» была определена своевременность и актуальность проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста по теме космоса. Освоение данного направления посредством проекта актуально и очень эффективно, так как дает каждому ребенку не только интересную информацию, но и возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, физическую активность, социально-коммуникативные навыки.

В свою очередь, познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством освоения знаний о космосе требует комплексного подхода к решению обозначенной проблемы, который должен быть представлен интеллектуальным, эмоциональным и практически-действенным компонентами.

Интеллектуальный компонент предполагает наличие знаний о разных сторонах окружающей действительности, в первую очередь – затрудненной для непосредственного восприятия детьми. Здесь важным является отбор материала в соответствии с возрастом, доступность информации и в то же время избегание явления «все известно».

Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и  будет способствовать  развитию детской любознательности и активности.

Эмоциональный компонент призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей на тему космоса обеспечивается использованием в ходе реализации воспитательно- образовательных задач средств материальной и духовной культуры.

Кратчайшим путем донесения до души, до сознания  ребенка сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т.д. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно), слайд-презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах (дошкольники с удовольствием поют прослушанные строки: «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил, Как он песни пел, весел был и смел…») и др.

Практичеки-действенный компонент представлен познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью детей, спектр которой достаточно широк. Это игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и др.), рисование, лепка, конструирование, моделирование, простейшие опыты и эксперименты (светят ли звезды днем, как образовались кратеры на Меркурии, опыты с вестибулярным аппаратом, притяжением и др.).

Знания, которыми представлен интеллектуальный компонент, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны, знания будут служить багажом для перспективной деятельности и развития.

Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом. Эти знания дети отражают в сюжетно-ролевой игре «Мы – космонавты», «Полет на Марс», рисуют и лепят ракету, космонавта в скафандре, делают летательные аппараты из бросового материала и т.д. Кроме того, эти знания мировоззрение ребенка и мотивируют поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем.

Интеграция как взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности способствует развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, интеллектуально-эстетического развития, повышает мотивацию к усвоению материала, формирует у детей более глубокие, обобщенные и разносторонние знание и целостное представления о космосе и вселенной, взаимосвязи всех составляющих окружающего мира.

Проект по организации недели космических приключений в детском саду был нацелен на углубление знаний детей о космосе, расширение их представлений о том, что мы все являемся жителями планеты Земля и частью Вселенной.

Работа по ознакомлению детей с космосом осуществлялась в трех направлениях:

¾   Взаимодействие с детьми.

¾   Организация работы педагогов.

¾   Партнерские взаимоотношения с родителями.

Поэтому основными задачами недели космических приключений являются: 

         Для детей:

¾   систематизация детских представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, звездах и созвездиях;

¾   приобщение воспитанников к современным знаниям о космосе;

¾   развитие познавательного интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы;

¾   формирование основ гражданской позиции дошкольника как представителя Вселенной («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях;

¾   осознание уникальности нашей планеты и важности ее изучения как космического объекта;

¾   развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

¾   воспитание чувства гордости за достижения ученых и космонавтов;

¾   совершенствование коммуникативных навыков, формирование дружеских взаимоотношений.

Для педагогов:

¾   обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

¾   создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

¾   пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Для родителей:

¾   привлечение семьи к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;

¾   стимулирование творческой активности родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

¾   способствование установлению партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в вопросах всестороннего гармоничного детей;

¾   установление дружеских связей с другими родителями, что ведет к объединению по интересам;

¾   обеспечение возможности работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.

Особенности содержания проекта были  определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему развитию детей старшего дошкольного возраста:

¾   вариативность содержания и технологий проекта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

¾   создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, физической активности.

Данным проектом были рекомендованы мероприятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также разнообразные формы совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Работа над проектом осуществлялась в три этапа:

Первый этап, подготовительный, направлен на выявление первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов.

Выявление знаний детей осуществлялось во время утреннего сбора в группе, посредством предоставления наглядного материала по данной тематике и предложения детям ответить на вопросы или описать иллюстрацию. Это позволило узнать, какая информация знакома детям, и что их больше интересует в космическом пространстве.

Также на подготовительном этапе уделено внимание информированности родителей о предстоящей деятельности. Были оформлены папки-передвижки «Голубая планета Земля», «Наша Вселенная», «Покорители космоса», собраны фотографии о космосе. Подобрана познавательная и художественная литература (Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. /                       Т.А. Шорыгина, М.Ю. Парамонова; Л. Обухова «Вижу Землю», Ю. Нагибин «Рассказы о Ю. Гагарине», научно-познавательная сказка «Звезда по имени Солнце»).

   Подобраны и изготовлены материалы и оборудование для осуществления продуктивной деятельности, физкультурных мероприятий, познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Созданы условия для самостоятельной деятельности детей:

¾   Центр конструктивных игр: мелкий и крупный конструктор для игр.

¾   Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для игр «Полет в космос».

¾   Центр художественного творчества.

¾   Центр опытов и экспериментов.

Для педагогов проведены консультации (Для чего и как знакомить дошкольников с космосом), в методическом кабинете оформлена тематическая выставка.

Второй этап, основной, стал временем конкретной реализации содержания проекта. Были предусмотрены разнообразные формы работы с детьми: образовательная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, беседы с детьми, викторины, совместные мероприятия с родителями и т.д.

Оформлены выставки «Планета Земля», «Звездные просторы».

¾   Чтение художественной литературы:

К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», В. Кащенко «Найди созвездие», В. Бороздин «Первый в космосе», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», А. Леонов «Шаги над планетой».  Из данных книг дети узнали, как человек совершил первый полет, расширили свои представления о небесных телах и астрономических явлениях.

¾   Беседы с детьми:

«Земля – наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?», «Планеты и звезды», «Ю. Гагарин – первый космонавт планеты». Целью данных бесед было расширение представлений дошкольников о Вселенной, а также поддержка познавательной инициативы у воспитанников.

¾   Познавательно исследовательская деятельность:

«Земля – наш дом во Вселенной», «Ракета летит к звездам», «Большое космическое путешествие», «Спасем нашу планету». Целью этой деятельности было приобретение знаний дошкольниками через презентации, составленными педагогами, работы с энциклопедиями, с картами звездного неба, иллюстрациями, изучение телескопа. Также дети познакомились с глобусом, картой Земли, узнали, что только на нашей планете есть жизнь.

¾   Продуктивные виды деятельности:

Рисование «Путь к звездам», «Космонавты».

Аппликация + рисование «Космический коллаж».

Лепка «Инопланетяне».

Конструирование «Ракета», «Наш космический корабль».

Коллаж-панно «Космическое пространство».

В ходе продуктивной деятельности дети получили возможность художественного воплощения своих представлений о космосе и Вселенной.

¾   Дидактические игры:

«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», «Изучение космоса», «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту», «Потому, что…», «Ритмический рисунок» и т.д.

¾   Строительная игра «Космодром».

¾   Настольно – печатная игра «Большое космическое путешествие».

¾   Подвижные игры:

«Найди свое место в космическом корабле», «Собери космический модуль», «Гонки в планеходе», «Земля – Марс – Земля» и др.

¾   Космические» физминутки и динамические паузы.

Через игровую деятельность дети закрепили полученные знания и активизировали словарь по теме космоса.

¾   Сюжетно-ролевые игры:

«Мы астрономы», «Подготовка к полету», «Космодром», «Обсерватория». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и сами игры также обогащали представления детей о космическом пространстве, о покорителях космоса, закрепляли полученные знания. Отправляясь в космическое путешествие в процессе таких игр, как «Полет на Марс», «Юные космонавты», дети закрепляли представления о строении Солнечной системы, лучше познакомились профессией космонавта.

¾   Досуговая деятельность:

Также в увлекательной форме дети расширили и закрепили свои знания в ходе следующих мероприятий:

o   Физкультурный досуг «Через тернии к звездам».

o   Музыкальный досуг «Космические приключения».

¾   Использование мультимедийного оборудования:

o   Посещение виртуального музея «В гостях у Звездочёта»;

o   Просмотр мультфильмов. (Серия «Космос для детей», «Незнайка на Луне»; Смешарики «Космическая одиссея», «Спасение улетающих», «Доктор Панда в космосе», «Планеты Солнечной системы», «Белка и Стрелка. День космонавтики», «Космические археологи» и т.д.).

¾   Мини-музей «Космос»

Для мини-музея родители изготовили панно «Звездное небо», атрибуты к играм. Наиболее эффективной работой для мини музея является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению космических просторов. Созданы макет «Солнечной системы», фотогазета «Первый космонавт», модели ракет, спутника.

Третий этап, итогово-оценочный, посвящен подведению итогов, анализу результатов.

На данном этапе проводился анализ результатов детей. А также проверка информированности родителей  о знаниях детей по теме космоса через фотомонтаж.

Предусмотрено предоставление опыта работы на педагогическом совете в виде презентации.

        Таким образом, в рамках реализации проекта космических приключений, в процессе тематических мероприятий, сюжетных и дидактических игр, продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, у старших дошкольников наряду с развитием познавательной инициативы, творчества обогатился словарный запас, развилась детская любознательность, сформированы и расширены естественно-научные представления о космосе.

Педагоги повысили качество работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды деятельности; вырос уровень педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метода проектов).

Родители приобрели знания и практические навыки при взаимодействии с ребенком. Кроме того, отмечено становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.