Некоторые приемы продуктивного чтения
Штейникова О.Н.
учитель русского языка
и литературы МАОУ «СОШ №108»
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Технология продуктивного чтенияЦель – самостоятельное понимание текстов.Средство - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Метод 6 вопросов
«Один день из жизни литературного героя».
Круг «Вена»
Это две пересекающихся окружности, в каждой из которых пишется, например характеристика героев, а в месте пересечения окружностей (вене) указывается общее в образах. Данный приём используется для сравнения образов, произведений, исторических эпох и т. д.
«Письмо по кругу».
«Читаем наоборот»
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
«Нарисуйте счастье»
Комментированное чтение – это толкование текста в форме объяснений, предположений, рассуждений:
читать должны дети, а комментировать – учитель
интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор
комментарии должны быть краткими и динамичными
комментарии не должны превращаться в беседу
комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию
прерывание чтения ребёнка должно происходить естественно.
Памятка
Во время чтения. Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок:
В – найди, задай вопрос автору текста;
О – спрогнозируй ответ;
П – проверь себя по тексту.
Дневник двойных записей
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Достоинства технологии продуктивного чтения
применима самостоятельно вне урока
возрастосообразна и доступна
ориентирована на развитие личности читателя
развивает умение прогнозировать результаты чтения
способствует достижению понимания на уровне смысла
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.