МАОУ «Начальная школа «Мультипарк»
«Основные подходы к формированию
метапредметных результатов
в начальных классах»
Главная задача – научить школьников учиться,
т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Вектор смещения акцентов ФГОС
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности
формирование универсальных способов действий
Достижение метапредметных результатов освоения ООП НОО
Метапредметные результаты | базовый уровень – | повышенный уровень – |
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | - умение воспроизвести цель деятельности; | - умение самостоятельно ставить цель (целеполагание) |
Метапредметные результаты | базовый уровень – | повышенный уровень – |
2. Освоение способов | - умение видеть проблему; | - умение ставить проблемные вопросы; |
Метапредметные результаты | базовый уровень – | повышенный уровень – |
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | - умение определять последовательность действий и составлять план работы; | - умение на основе самостоятельного оценивания вносить необходимые коррективы в исполнение учебного действия; |
Метапредметные результаты | базовый уровень – | повышенный уровень – |
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать | - умение понимать, выполнена или нет учебная задача; | - умение определить причину неуспеха; |
Метапредметные результаты | базовый уровень – | повышенный уровень – |
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | умение анализировать свои действия | - умение прогнозировать последующий ход действий; |
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Модель – образец, заменяющий настоящий объект. Знаковые формы различны: формулы, схемы, шкалы, графики, чертежи, макеты. | - умение самостоятельно переводить информацию из одной знаковой системы в другую; |
7. Активное использование | - слушать и слышать друг друга; | - использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; |
Работа с информацией: | - умение использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе: |
- умение составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; | - умение понимать информацию, представленную в неявном виде; |
10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | - умение сравнивать предметы: находить общее и различие; | - умение построить рассуждение; |
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | - умение вести диалог, учитывая разные мнения; | - умение доказательно формулировать собственное мнение. |
12. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - умение договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре или творческой группе; | - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | - умение договариваться (учитывать различные позиции при работе в паре, группе); | - умение выслушать говорящего и принять его мнение;-умение признать себя неправым |
14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности . | - умение описать изучаемые объекты | - умение видеть главные и отличительные характеристики |
15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | - умение различать понятия; | - умение выделять существенные связи между понятиями разных областей. |
16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного предмета | -умение применять методы поиска и оценки информации; | - умение применять методы хранения, обработки, систематизации, анализа информации; |
Образовательные компетенции:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Образовательные продукты:
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
исследовательские работы;
рефераты;
проекты;
сочинения;
макеты;
презентации;
модели;
сценические постановки;
поделки и т.п.
Учебные ситуации
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? | Соотнесите предметы и звуковые модели слов. | В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. | Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? |
Учебные ситуации
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? | Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. | В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. | Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.