Рассказ
Малый эпический жанр.
В основе рассказа лежит одно событие или история.
В нём мало персонажей и одна сюжетная линия.
Как правило, объём рассказа небольшой
Эпопея
Самый крупный эпический жанр, масштабное, монументальное литературное полотно.
В эпопее изображаются важные, исторически значимые события общенационального масштаба
Сказ
Эпическое произведение, повествование в котором ведётся от лица персонажа–рассказчика.
Отличительные черты сказа — это подражание устной речи и близость к фольклорной традиции
Рассказ Шолохова поднимается
до вселенского обобщения.
Это достигается с помощью методов реализма.
Основные методы реализма — типизация
и максимально точное описание мира.
Шолохов — писатель–реалист.
Он создал типичный образ русского человека, выходца из народа.
Реализм Шолохова
Время и пространство в рассказе
«…этим разнесчастным бабёнкам
и детишкам не слаже нашего в тылу
приходилось. Вся держава на них
оперлась! Какие же это плечи нашим
женщинам и детишкам надо было иметь,
чтобы под такой тяжестью не согнуться?
А вот не согнулись, выстояли!»
Действие в рассказе происходит и в Воронеже, и в Германии, и на белорусской земле,
и на Дону, где автор–рассказчик беседует
с героем–рассказчиком.
Шолохов говорит о проблеме нравственного выбора
Андрей Соколов сумел сохранить своё человеческое достоинство, потому что даже на грани жизни и смерти поступал согласно своим нравственным убеждениям, а не стремился выжить любой ценой
В рассказе есть и персонажи, которые идут на трусость
и подлость, чтобы сохранить жизнь
Например, Крыжнев, которого Андрей Соколов убивает в церкви.
В этом эпизоде ярко проявляется реализм Шолохова.
Писатель не скрывает, что на войне были и трусы, и подлецы
«Вечные темы» в рассказе
Но таких, как доктор или Андрей Соколов, было больше.
Именно они — народ–победитель.
Андрей Соколов
Главный повествователь.
Основная история звучит из его уст.
Это позволяет читателю сильнее проникнуться переживаниями главного героя, разделить его чувства, увидеть события его глазами
С его помощью читатель может видеть Андрея Соколова со стороны.
Подмечает множество деталей, которые характеризуют героя.
Руки у Андрея Соколова большие и грубые, значит, он привык к тяжёлой работе.
Вещмешок тощий, значит, пожитков у него почти нет
Автор–рассказчик
Повествователи в рассказе
«Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Мастерство художественной детали
«Он на полуслове резко оборвал рассказ,
и в наступившей тишине я услышал, как у него
что–то клокочет и булькает в горле. Чужое
волнение передалось и мне. Искоса взглянул
я на рассказчика, но ни единой слезинки не
увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах.
Он сидел, понуро склонив голову, только большие,
безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал
подбородок, дрожали твёрдые губы...»
Такие эмоциональные детали гораздо красноречивее говорят о страдании человека, чем мог бы рассказать он сам.
«Пожалуй, главное здесь любовь к людям,
сердце, которое ранит чужая боль, которое
страстно хочет счастья и потому так бьётся,
чутко отзываясь на всё — и тяжёлое
и радостное — что несёт с собой жизнь.
Во всех испытаниях, посылаемых судьбой,
настоящий человек должен выстоять,
не растратив, не заглушив самых добрых
побуждений своего сердца».
Михаил Александрович Шолохов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.