Презентация "Особенности авторского повествования в рассказе "Судьба человека"

  • pptx
  • 02.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 62. Особенн. авторск. повеств. в рассказе Судьба человека.pptx

Особенности авторского повествования
в рассказе
«Судьба человека»

Что такое рассказ?


Какими признаками обладает эпопея?


Каковы особенности сказа?

Немного литературоведения…

Рассказ

Малый эпический жанр.
В основе рассказа лежит одно событие или история.
В нём мало персонажей и одна сюжетная линия.
Как правило, объём рассказа небольшой

Эпопея

Самый крупный эпический жанр, масштабное, монументальное литературное полотно.
В эпопее изображаются важные, исторически значимые события общенационального масштаба

Сказ

Эпическое произведение, повествование в котором ведётся от лица персонажа–рассказчика.
Отличительные черты сказа — это подражание устной речи и близость к фольклорной традиции

Рассказ–эпопея

«Однажды кто–то остроумно назвал
это произведение рассказом–эпопеей.
И подлинно: объём совсем невелик,
а содержание в нём вместилось —
впору доброму роману, с захватом
в полном смысле эпическим».

Михаил Александрович Шолохов

Рассказ Шолохова поднимается
до вселенского обобщения.

Это достигается с помощью методов реализма.

Основные методы реализма — типизация
и максимально точное описание мира.

Шолохов — писатель–реалист.

Он создал типичный образ русского человека, выходца из народа.

Реализм Шолохова

Типичное в образе Андрея Соколова

Содержание рассказа
«Судьба человека»

Время и пространство в рассказе

«…этим разнесчастным бабёнкам
и детишкам не слаже нашего в тылу
приходилось. Вся держава на них
оперлась! Какие же это плечи нашим
женщинам и детишкам надо было иметь,
чтобы под такой тяжестью не согнуться?
А вот не согнулись, выстояли!»

Действие в рассказе происходит и в Воронеже, и в Германии, и на белорусской земле,
и на Дону, где автор–рассказчик беседует
с героем–рассказчиком.

Шолохов говорит о проблеме нравственного выбора

Андрей Соколов сумел сохранить своё человеческое достоинство, потому что даже на грани жизни и смерти поступал согласно своим нравственным убеждениям, а не стремился выжить любой ценой

В рассказе есть и персонажи, которые идут на трусость
и подлость, чтобы сохранить жизнь

Например, Крыжнев, которого Андрей Соколов убивает в церкви.
В этом эпизоде ярко проявляется реализм Шолохова.
Писатель не скрывает, что на войне были и трусы, и подлецы

«Вечные темы» в рассказе

Но таких, как доктор или Андрей Соколов, было больше.
Именно они — народ–победитель.

«Вечные темы» в рассказе

Композиция рассказа

Писатель прибегает к кольцевой композиции.

Андрей Соколов

Главный повествователь.
Основная история звучит из его уст.
Это позволяет читателю сильнее проникнуться переживаниями главного героя, разделить его чувства, увидеть события его глазами

С его помощью читатель может видеть Андрея Соколова со стороны.
Подмечает множество деталей, которые характеризуют героя.
Руки у Андрея Соколова большие и грубые, значит, он привык к тяжёлой работе.
Вещмешок тощий, значит, пожитков у него почти нет

Автор–рассказчик

Повествователи в рассказе

«Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Мастерство художественной детали

«Он на полуслове резко оборвал рассказ,
и в наступившей тишине я услышал, как у него
что–то клокочет и булькает в горле. Чужое
волнение передалось и мне. Искоса взглянул
я на рассказчика, но ни единой слезинки не
увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах.
Он сидел, понуро склонив голову, только большие,
безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал
подбородок, дрожали твёрдые губы...»

Такие эмоциональные детали гораздо красноречивее говорят о страдании человека, чем мог бы рассказать он сам.

Рассказ Андрея Соколова приближён к нормам устной речи.


Его речь образная, в ней много поговорок, метких словечек, просторечных выражений
и бранных слов.

Признаки сказа

Профессия тоже отражается в речи героя. Андрей Соколов использует профессиональный жаргон:

Признаки сказа

Сказовая форма повествования делает образ героя более реалистичным и правдоподобным, сближает героя с читателем.

Рассказ «Судьба человека» начинается с описаний природы, которые несут в себе глубоко символичное значение.

Описание природы у Шолохова необыкновенно лирично.

Финал у рассказа открытый.
История героев не завершается.

Андрей Соколов едет с сыном на новое место,
так что они стоят у порога своей новой жизни,
и есть надежда, что их жизнь сложится благополучно.

Символические противопоставления
в рассказе «Судьба человека»

Картины дружной весны, трогательный портрет ребёнка, пробуждение жизни

Ужасы войны и смерти

Человечность

Изуверства

Отвага и порядочность

Трусость и предательство

В своём рассказе писатель утверждает главные ценности:

Мастерство писателя

«Пожалуй, главное здесь любовь к людям,
сердце, которое ранит чужая боль, которое
страстно хочет счастья и потому так бьётся,
чутко отзываясь на всё — и тяжёлое
и радостное — что несёт с собой жизнь.
Во всех испытаниях, посылаемых судьбой,
настоящий человек должен выстоять,
не растратив, не заглушив самых добрых
побуждений своего сердца».

Михаил Александрович Шолохов