Тип урока: комбинированный, традиционный.
Цель: изучить способы изображения местности с помощью масштаба.
Задачи урока:
•· закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане;
•· сформировать понятие «масштаб», его виды;
•· научить учащихся пользоваться компасом, изображать расстояние на местности с помощью азимута в нужном масштабе.
ГОРИЗОНТ, СТОРОНЫ ГОРОИЗОНТА
Горизонт – это все, что мы видим вокруг себя
Открытый горизонт – когда видна линия горизонта, если же она не видна, то это закрытый горизонт
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
это нахождение сторон горизонта на местности
КОМПАС – прибор для ориентирования
Правило:
1. Положить компас на ровную, горизонтальную поверхность и дождаться пока стрелка не остановится.
2. Сориентировать компас, т.е. совместить синий конец стрелки с севером на компасе
3. Положить на компас палочку, травинку на центр и направить на предмет.
4. Определить азимут или направление по правилу АЗИМУТА
А З И М У Т
С
Лесн.
Это угол между направлением на север и каким-либо предметом по часовой стрелке
А=90º
А= 180º
А=0º
А = 360º
А = 270º
Ю
В
З
Пройти от растущего на поляне дуба 400 м по азимуту 100°, а затем 600 м по азимуту 180° и 200 м по азимуту 120 °.
в 1 см - 100 м
400м А=100
600м А=180
200м А=120
о
о
о
Масштаб
Масштаб - это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель - число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности.
Все объекты местности уменьшаются в одинаковое количество раз - это обязательное требование к созданию плана.
Таким образом, число 1/100 000 называется масштабом карты, и говорят, что карта сделана в масштабе одна тысячная.
Масштаб можно записать тремя способами, зачертите схему в тетради:
Масштаб
численный линейный именованный
Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.
Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.
Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов.
Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.
Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.
От пристани на реке (1) мы пошли по лугу (2) до деревянного моста (3). Перешли его и пошли по шоссе (4) вдоль железной дороги (5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи (7), мы свернули на просеку (8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру (9), берега которого местами оказались заболоченными (10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели нашего пути.
Начертите план местности.
о
о
о
о
Задача 1. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу: в 1 см-5 м, а затем по масштабу в 1 см-10 м.
Задача 2. Один сантиметр на плане соответствует расстоянию 100м. Начертите в тетради линейный масштаб и запишите соответствующий численный.
Задача 3. На плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100 000?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.