Тип урока: комбинированный, традиционный.
Цель: изучить способы изображения местности с помощью масштаба.
Задачи урока:
•· закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане;
•· сформировать понятие «масштаб», его виды;
•· научить учащихся пользоваться компасом, изображать расстояние на местности с помощью азимута в нужном масштабе.
КОМПАС – прибор для ориентирования
Правило:
1. Положить компас на ровную, горизонтальную поверхность и дождаться пока стрелка не остановится.
2. Сориентировать компас, т.е. совместить синий конец стрелки с севером на компасе
3. Положить на компас палочку, травинку на центр и направить на предмет.
4. Определить азимут или направление по правилу АЗИМУТА
Масштаб
Масштаб - это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель - число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности.
Все объекты местности уменьшаются в одинаковое количество раз - это обязательное требование к созданию плана.
Таким образом, число 1/100 000 называется масштабом карты, и говорят, что карта сделана в масштабе одна тысячная.
Масштаб можно записать тремя способами, зачертите схему в тетради:
Масштаб
численный линейный именованный
Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.
Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.
Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов.
Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.
Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.
От пристани на реке (1) мы пошли по лугу (2) до деревянного моста (3). Перешли его и пошли по шоссе (4) вдоль железной дороги (5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи (7), мы свернули на просеку (8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру (9), берега которого местами оказались заболоченными (10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели нашего пути.
Начертите план местности.
Школьники из точки один по азимуту 45 прошли 150 метров до точки два (мост), затем из точки два после проведения различных наблюдений на реке она по азимуту 110 прошли еще 200 метров и подошли к точки три (кустарник). Из точки три по азимуту 180 прошли еще 220 метров и остановились на точке четыре (родник). Из точки четыре школьники по азимуту 90 прошли 180 метров и добрались до точки пять (лес), где и закончили экскурсию.
о
о
о
о
Задача 1. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу: в 1 см-5 м, а затем по масштабу в 1 см-10 м.
Задача 2. Один сантиметр на плане соответствует расстоянию 100м. Начертите в тетради линейный масштаб и запишите соответствующий численный.
Задача 3. На плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100 000?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.