Появление первой русской азбуки на Руси
По одной из наиболее распространённой версии, письменности у восточных славян не существовало, а первой русской азбукой стала кириллица, созданная братьями Кириллом и Мефодием. По летописи следует, что они просто добавили к уже существовавшему греческому алфавиту некоторые новые символы, получив в результате азбуку, названную по имени одного из братьев.
Школа Московской Руси
Обучение детей проходило при монастырях или на дому у священников.
Процесс обучения строился на запоминании, т.к. не существовало грамматики.
Развитие школ потребовало издания учебников.
Первые детские книги – это учебные книги – азбуки, буквари, азбуковники.
«Домострой»
В XVI веке появился знаменитый «Домострой» – свод правил общественных и семейных отношений, написанный в 1547г. духовником Ивана Грозного, протопопом Сильверстом.
Обучал религиозным обрядам, страху божию, давал советы, как учить сына ремеслу, а дочь хозяйству.
Настольная книга в домах Московской Руси.
Букварь Василия Бурцева
На первой странице рисунок класса, где учитель держит розгу над учеником. Здесь же помещалось посвящение розге:
«Розга ум острит, память возбуждает.
И волю злую в благу прелагает...
Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте...
Ибо не зла вам, но добра желают...»
Потешные (или фряжские, т.е. немецкие) листы
- это оттиски на меди и дереве, сначала иностранного, а затем и русского происхождения.
Появились в XVII веке.
Содержание носило религиозный, исторический, географический и сказочный характер.
По ним велось обучение (дьяк Зотов по таким листам обучал царевича Петра).
Потешные листы положили начало детской иллюстрированной книге.
«Лицевой букварь» Кариона Истомина – 1694 г.
Монах Чудова монастыря в Москве
Справщик (редактор) Печатного двора, с 1698 г. – его начальник
Просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер
В 1692 г. создал рукопис-ный экземпляр для обучения детей Петра I, украшенный золотом
«Лицевой букварь» Кариона Истомина
Каждой букве отведена страница, во главе буквенного ряда стоит человек в доспехах, поза которого напоминает ее начертание (это и есть лицевое изображение).
Затем идут великолепные образцы написания буквы в разных стилях от вязи до скорописи не только по-славянски, но по-гречески, по-латыни и даже по-польски.
Рисунки растений и животных, построек и предметов быта гармонично сочетаются со следующими ниже виршами, включающими названия изображений, оставляют яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.
«Лицевой букварь» Кариона Истомина
Отсутствие молитв и наставлений, «стихи нравоучительны», сочинения Истомина о пользе учения, труда и наук как раз и вызывали «охоту учитися», а заодно превращали этот необыкновенный букварь в иллюстрированную маленькую энциклопедию «гражданских обычаев и дел правных».
Впервые в русском букваре был использован способ наглядного представления материала.
Предназначался для массового обучения детей, причем, что прогрессивно, лиц обоего пола.
Эпоха Петра I
Развитие книгопечатания в новое время требовало упрощенных начертаний букв, отвечающих полиграфической технике и сближающих русские буквы с латинскими.
К этому времени Петр I, издав в 1708 г. указ, повелевающий печатать гражданские книги «новоизобретенными литерами», ввел на Руси так называемый гражданский шрифт.
Одновременно вместо буквенных изображений цифр были введены арабские, что упрощало процесс усвоения арифметики. Так юридически был утвержден окончательный образец нового начертания букв русского алфавита.
С Петра I начинается эпоха Просвещения в России.
Эпоха Петра I
Гражданский шрифт с правкой Петра I и вычеркиванием церковно-славянского шрифта.
Первой книгой, напечатанной гражданским шрифтом, была книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению» – 1717г.
Состояла из 2-х частей.
Носила сословный характер.
«Юности честное зерцало»
1-я – букварь для школьного, домаш-него воспитания и самообучения (содержал склонения и спряжения глаголов, основы математики, изречения из Библии и пр.).
2-я – раздел «Показание к житейскому обхождению», предназначенный молодым людям и девицам, препода-вал им правила поведения дома и в обществе в соответствии с жизнью русского дворянства Петровской эпохи.
Славяно-Греко-Латинская Академия
Учреждена по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого.
Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. В ней обучались не только дети аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Среди первых студентов были русские, украинцы, белорусы, македонцы и грузины.
Среди выдающихся выпускников был Михаил Васильевич Ломоносов, впоследствии – основатель МГУ.
В 1814 году Академия была преобразована в Московскую духовную академию и перенесена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Дальнейшее развитие образования, культуры и искусства в эпоху Просвещения (XVIII век)
На русское Просвещение оказало сильное влияние Просвещение Франции (Вольтер, Руссо, Дидро).
Особое внимание уделялось образованию народа. В провинциях начальные школы для детей основываются не на религиозных учениях, как было раньше, а приобретают научный оттенок.
В Петербурге открывается ряд специальных школ - медицинские, инженерные, горные, военные, ремесленные и другие школы.
Во второй половине XVIII века возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.
Дальнейшее развитие образования, культуры и искусства в эпоху Просвещения (XVIII век)
Возникает интерес к педагогике и педагогической мысли, к вопросам воспитания и образования.
Переводится и издается на русском языке большое количество иностранной литературы, в том числе и для детей (около 300 книг), в частности, энциклопедия чешского педагога Яна Амоса Коменского «Мир в картинках», считающаяся первой детской энциклопедией.
В конце XVIII века детская книга отделяется от учебной и становится самостоятельной.
Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»
Новикόв Николай Иванович (1744 – 1818).
Просветитель, писатель, журналист, издатель.
Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах. Издавал книги по всем отраслям знаний.
Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»
Выходил в 1785-1789 гг. как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости».
Главная задача журнала определя-лась стремлением воспитать патриотов и добрых граждан своего отечества.
В журнале печатались статьи из многих областей науки: «О системе мира», «О солнце», «О воде», «О пользе гор», «Разговор об огне» и пр.
Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»
Научный материал излагался живо и занимательно: в форме записок путешественника, бесед наставника с детьми, переписки отца с сыном.
В художественных произведениях ставились вопросы о недостатках и пороках дворянства, разоблачались надменность, честолюбие, паразитизм господствующего сословия и воспитывались любовь к труду, уважение к крестьянам.
Н.И. Новикόв привлек к работе в журнале молодых писателей, студентов Московского университета и преподавателей московского Благородного пансиона при университете.
Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»
В 1789 году журнал был закрыт по царскому указу.
Н.И. Новикόв вошёл в историю как один из первых русских политических заключённых: по приказу императрицы Екатерины II за просветительскую деятельность заключён в Шлиссельбургскую крепость (1792—1796).
Однако, журнал переиздавался и после заточения Новикόва в Шлиссельбургскую крепость (второе издание вышло в 1799—1804 гг.; третье — в 1819 г.).
Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»
Значение журнала было так велико, что через 60 лет после его первого выхода в свет В. Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикόва…». С.Т.Аксаков вспоминал, что именно научные статьи журнала «Детское чтение» пробудили в нем интерес к естественным наукам, а знаменитый хирург Н.И.Пирогов говорил, что увлекался «Детским чтением» больше, чем «Робинзоном Крузо», «Дон Кихотом» и волшебными сказками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.