Сенсорные эталоны- это представления о чувственно-воспринимаемых свойствах объектов.
Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные,
главные качества.
А.В.Запорожец
Сенсорные эталоны- это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЭТАЛОНА-ФОРМА
создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня системного развития детей;
умение узнавать форму ,называть ее и действовать с нею
использование эталона в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов;
создание условий для формирования восприятия
Задачи по использованию сенсорного эталона- форма
добиваться четкого различия признака формы и других признаком, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона(геометрических фигур);
формировать умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро устанавливать то, что является особенным и что общим , закономерно повторяющимся в разных фигурах;
формировать у ребенка умение узнавать в соответствии с эталоном(той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделять в предмете наиболее существенные признаки;
группировать предметы по разным признакам( объемные, плоские, имеющие углы и округлые); сравнивать предметы по форме от других качеств, признаков;
приобщать родителей к организации игр в семье и детском саду
Психологические процессы сенсорных эталонов
С помощью психических процессов как ощущение и восприятие познается окружающий мир. Согласно исследованиям, ощущение и восприятие -это особые действия анализаторов, направленные на обследование предметов и их свойств и развивая анализаторы ребенка, мы тем самым обучаем его действиям обследования предметов – перпциптивным действиям. Основой познания должен выступать чувственный практический опыт ребенка, приобретаемый с помощью всех анализаторов. В возрасте от 4 до 5 лет у ребенка идет активный процесс наглядно-образного мышления. Это говорит о том, что действия детей в основном носят практический, опытный характер. Как правило, дети среднего дошкольного уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет из окружения; способны классифицировать предметы по признаку – величине, цвету, форме; могут выделять такие особенности, как высота, длина и ширина.
В этом возрасте в структурно-функциональной организации мозга ребенка происходят значимые изменения . Значит, сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста имеет свои психологические особенности. И эти особенности педагогу необходимо учитывать при организации образовательной деятельности. В среднем дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств разных предметов: наложение, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе познания он знакомится с разновидностями таких свойств как цвет, форма, величина, характеристика времени, пространства, звука, вкуса, запаха, качества поверхности. Ребенок учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.
Педагогические процессы сенсорных эталонов
Под педагогическими условиями понимается характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей развивающей среды, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование и развитие педагогической системы. Педагогические условия по формированию сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста это- планомерная, последовательная и систематическая работа в совокупности с потенциальными возможностями развивающей среды, ориентированная не на отдельные принципы обучения, а на их систему.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться и расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Совершенствование восприятия с использованием сенсорного эталона - форма
Восприятие ребенка в дошкольном возрасте расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми персептивными действиями. Каждое новое персептивное действие, освоенное ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается с младшего дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы (продолжается их совершенствование и в младшем школьном возрасте).
Направление взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса
Совместная деятельность
-анкетирование, опросы, беседы, консультации;
-родительские собрания, круглые столы;
-практические семинары;
-сайт МДОУ
-проведение совместных мастер классов;
-дни открытых дверей;
-проведение спортивных и календарных праздников ;
-дни добрых дел (трудовой десант)
-творческие и тематические выставки;
-выпуск фотоколлажей ;
-проектная деятельность
Педагог и родитель
Ребенок и родитель
Педагог родитель ребенок
Работа с родителями
Проведение родительских собраний
Консультации для родителей
Анкетирование
Совместные дидактические игры
Практические семинары с родителями
Оформление альбомов группы « Мы играем»
Выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с сенсорными эталонами
Игровые практикумы
Результаты работы
Расширение знаний детей об сенсорных эталонах;
Сформированность потребности в самостоятельном применении этих знаний как в ДОУ, так и дома;
Закрепление знаний и применение их в повседневной жизни;
Упорядочивание хаотических представлений ребенка, полученных при взаимодействии с внешним миром;
Обогащение словарного запаса детей;
Повышение заинтересованности родителей проблемой сенсорного воспитания; совместная работа педагогов и родителей по закреплению и совершенствованию навыков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.