Волго-Вятский экономический район (ВВР) находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении.
Площадь района - 263,3 тыс. км². Население - 8,444 млн. чел.
Территорию района пересекают важные железнодорожные магистрали,
соединяющие центр с Уралом и Сибирью ,
нефте- и газопроводы из восточных регионов в Европейскую часть России.
Волго-Вятский район является частью старопромышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.
Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.
Из кустарных промыслов в Нижегородской области (XVIII в.) возникли первые железоделательные предприятия, из которых впоследствии возникли металлургические заводы.
Торговый дом в Нижнем Новгороде.
Исторически сложилось,
что Волго-Вятский район стал
одним из главных промышленных районов
Численность населения в Волго-Вятском экономическом районе составляет 8,5 млн. человек
По численности населения Волго-Вятский
экономический район занимает 7 место среди
других субъектов РФ.
Несмотря на то, что средняя плотность по
району составляет примерно 32 человека
на км², его территория заселена неравномерно.
Более 69% населения проживает в городах
Доля женского населения преобладает над долей мужского,
средний коэффициент превышения составляет 3,4.
Отрицательный прирост населения характерен для всех
административно-территориальных единиц.
Большую часть района представляют русские (89 %), из
других национальностей преобладают чуваши, марийцы,
мордовцы и татары.
Марийские женщины
Природные условия и ресурсы.
РЕСУРСЫ:
1)полезные ископаемые (ресурсы фосфоритов Вятско-Камского
месторождения)
2)лесные ресурсы
3)торф (запасы его оцениваются почти
в 2,0 млрд. т)
4)водные ресурсы
В силу благоприятности природно-географических и исторических условий Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, — главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселённая территория.
Сельское хозяйство.
Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России.
Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади.
На долю пашни приходится 75% сельхозугодий,
25% занимают луга и пастбища.
Промышленность.
Доля Волго-Вятского экономического
района в выпуске промышленной продукции,
стоимости основных фондов и численности
промышленно-производственного персонала РФ
превышает его удельный вес в общей численности
населения и площади в масштабе России.
ТРАНСПОРТ.
Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта: -железнодорожным,
-речным,
-автомобильным,
-трубопроводным,
-воздушным.
Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок.
Через территорию района проходят такие магистральные железнодорожные линии, как Москва - Нижний Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Нижний Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь.
Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.км.
Общая характеристика хозяйства Волго-Вятского района.
Волго-Вятский экономический район всегда относился к числу промышленно развитых регионов России. Область является финансовым донором, отдавая на формирование государственного бюджета более половины заработанных средств. По уровню индустриального развития область занимает одно из первых мест в стране. Выделяется она в условиях становления рынка значительным притоком иностранных инвестиций.
Волго-Вятский экономический район представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Для определения отраслей рыночной специализации промышленности района я решила использовать индекс душевого производства. Данный индекс рассчитывается по формуле: Ид = У отр.р./У нас.р., где
У отр.р. – удельный вес отрасли района в производстве страны;
У нас.р. – удельный вес населения района в производстве страны.
В результате расчета индекса душевого производства (удельный вес населения района в производстве страны равен 5,7%), я выяснила, что отраслями рыночной специализации района являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.
Экономический рост = Реальный ВВП 2007 г – Реальный ВВП 2006 г/Реальный ВВП 2006 г. = 2,7
Трудоспособное население составляет около 4,3 млн. чел.
Это более чем 50% населения района. В свою очередь из них более 50% занято в промышленности, а 25% в сельском хозяйстве и в лесном хозяйстве. Квалифицированные кадры составляют рабочие традиционных профессий, металлисты, кожевники, речники, деревообделочники.
Одной из самой острых проблем остается проблема безработицы в связи с сокращением численности занятых в экономике. В республике Чувашия на конец марта 2005 года зарегистрировано в органах службы занятости в качестве безработных 41,7 тысяч человек, или 6,4% экономически активного населения. В республике Марий Эл уровень безработицы составил 6,1% от экономически активного населения, что почти в 2 раза выше, чем в среднем по России.
Уровень развития хозяйства можно измерить с помощью трёх показателей: индекса общепромышленной специализации (удельный вес производительности промышленности района к аналогичному показателю по стране), индексу развития обрабатывающей промышленности и индекса развития внутренних и внешних перевозок. У ВВР эти индексы значительно выше 1 (на 1 января 2007 г).
СОСЕДИ.
Волго-Вятский экономический регион граничит с Северным, Центральным, Поволжским, Уральским регионами. Данные соседи отличаются высоким уровнем экономического развития, наиболее высокие показатели ВВП свойственны Центральному региону, это объясняется выгодным экономико-географическим положением, наличием научной базы и трудовых ресурсов, а также историческими предпосылками развития хозяйства.
Заключение!!!
Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития районов.
Одними из главных задач регионального развитая являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.
Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.
С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.
Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе.
Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.