Зина Портнова
С августа 1943 года разведчик партизанского отряда. Была схвачена немцами.
На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (Витебской области Белоруссии), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена.
Больше месяца зверски пытали девочку немцы.
Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку.
Ей было 17 лет.
Марат Казей.
Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою, сражаясь до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с собой.
Ему было 14 лет
Снайпер Василий Курка
Удивительная военная судьба: с первого до последнего дня Вася Курка провоевал в одном и том же полку одной и той же дивизии! Сделал неплохую военную карьеру, дослужившись до звания лейтенанта и приняв под командование стрелковый взвод. Записал на свой счет, по разным данным, от 179 до 200 уничтоженных гитлеровцев. Прошел с боями от Донбасса до Туапсе и назад, а потом и дальше, на Запад, до Сандомирского плацдарма. Там-то лейтенант Курка и был смертельно ранен в январе 1945-го, меньше чем за полгода до Победы.
Летчик Аркадий Каманин
Аркадий добился своего: сначала он поднимается в воздух в качестве летнаба, потом — штурмана на У-2, а затем отправляется в первый самостоятельный вылет. И наконец — долгожданное назначение: сын генерала Каманина становится летчиком 423-й отдельной эскадрильи связи. До победы Аркадий, дослужившийся до звания старшины, успел налетать почти 300 часов и заслужить три ордена: два — Красной Звезды и один — Красного Знамени.
Разведчик Юрий Жданко
Летом 1942-го вместе с группой разведчиков-сослуживцев взрывает стратегически важный мост через Березину, отправив на дно реки не только мостовое полотно, но и девять проезжавших по нему грузовиков, а меньше чем через год оказывается единственным из всех связных, кто сумел прорваться к окруженному батальону и помочь ему выйти из «кольца». Но разорвавшийся буквально под ногами снаряд прервал фронтовую карьеру Юры. Он попал в госпиталь.
Пехотинец Анатолий Комар
Всего два месяца довелось ему носить недавно появившиеся в Красной армии погоны и ходить в разведку. В ноябре того же года, возвращаясь из свободного поиска в тылу у немцев, группа разведчиков раскрыла себя и была вынуждена прорываться к своим с боем. Последним препятствием на пути назад оказался пулемет, прижавший разведку к земле. Анатолий Комар метнул в него гранату, и огонь стих, но стоило разведчикам подняться, как пулеметчик снова начал стрелять. И тогда оказавшийся ближе всех к врагу Толя поднялся и упал на пулеметный ствол, ценой жизни купив товарищам драгоценные минуты для прорыва.
Мы, конечно, в атаки не шли, И фашистов, увы, не бомбили,Но и мы свою лепту внеслиВ дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка,Не в последних рядах воевал,А другой, потерявший отца,Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган,Просыпался, глаза протирал,И работу свою продолжал...
(Татьяна Шишова)
Сын полка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.