Скульптура и вазопись Архаики
Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), достигавшие значительных размеров (до 3 м), устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти изваяния обнаженных фигур, наглядно воплощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполлонов».
Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз, полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков.
Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Они одеты в изящные хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) — относятся к VIII в. до н. э.
Поверхность ваз покрывалась орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения.
Амфора из Дипилона является одним из наиболее выразительных произведений вазописи. Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометрическим узором. В самой широкой части - сцена оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися линиями. Все призвано выразить экспрессию чувств, подчеркнуть мысль о бренности человеческого бытия.
К VI в. до н. э. повсеместно утверждается чернофигурный стиль вазописи. Изображения стали наносить густым черным лаком на глиняную поверхность. Естественный цвет глины после обжига приобретал ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно четко выделялись силуэты людей и животных. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологические сюжеты.
Эксеккий. Ахил и Аякс, играющий в кости. (540г до нашей эры)
Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (VI в. до н. э.). Темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности подвиги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады».
В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрывались черным лаком, а фигуры обводили контуром и оставляли не закрашенными. Внутри красного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пером прорисовывали линии, передающие черты лица, прическу, складки одежды. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистичные жанровые и бытовые сцены.
Мастер на вазе запечатлел диалог зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыденной, повседневной жизни людей. Взоры персонажей обращены вверх, к летящей ласточке — вестнице весны.
Мастер Евфроний.
«Прилет первой ласточки»
В период классики широкое распространение получила и скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Это переход от статичности к движению.
В прославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы черты гармонически развитого человека, в котором красота и пропорциональность тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. В динамичной позе атлета сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.
Дорифор
Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
Дискофор
Диадумен
Произведение Поликлета «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела юного копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развернуты, но левое плечо приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нарушается.
Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений были следующими: голова человека должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6. Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон», из которого, к сожалению, до наших дней сохранилось только два фрагмента.
Агесандр.
«Венера Милосская»
«Ника Самофракийская»
В эпоху эллинизма появляются новые темы и сюжеты, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и трагизм переживаний, и в то же время мечтательность персонажей, их гармоническое совершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.
Эпигон (предположительно),
«Галл, убивающий себя и жену»
Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня, запечатленная в легком, стремительном шаге вперед, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Драпировка ее тонкой одежды дробится на множество мельчайших развевающихся складок. В сочетании с могучими крыльями за спиной складки одежды создают ощущение полета.
Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.