Презентация по русскому языку. Тема:"Однокоренные слова. Корень слова".

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 06.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учащиеся должны научиться оперировать терминологией по теме: "Однокоренные слова. Корень слова".
Иконка файла материала Презентация по русскому языку. Тема Однокоренные слова. Корень слова-состав слова..pptx

Русский язык. Тема: «Что такое Корень слова?».

Составитель:
Малышева В.Н.

Цель. Задачи урока.

Научиться находить в словах корень –общую часть родственных слов.

***Уметь находить корень в слове.
***Оперировать терминами: состав слова, однокоренные слова, корень слова, другие части слова.
***Развивать речь, память, внимание.

Содержание урока.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
***Расшифруйте запись и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.
WRКYUОSDРFGЕJLНZXЬWR TYСUSЛFGОJLВZVАNV *** Что обозначает эта запись???
*** Запишите дату. Классная работа.
***Запишите расшифрованную запись в тетрадь.

Содержание урока.

Какие слова называются ОДНОКОРЕННЫМИ? Что такое КОРЕНЬ СЛОВА?
***Однокоренными называют слова, которые имеют одинаковый корень и близкий смысл.
*** Корень слова –это общая часть родственных слов:
ЦВЕТ, ЦВЕТ-ОЧЕК, ЦВЕТ - ЁТ, ЦВЕТ - НИК.
ДОМ, ДОМ-ИК, ДОМ-ИЩЕ, ДОМ-ОВОЙ.
ЛЕС, ЛЕС –ОК, ЛЕС-НИК, ЛЕС-НОЙ, ЛЕС-ОЧЕК.

Содержание урока.

Правило:
Корень слова – это общая часть родственных слов.
Примеры:
Солнце, солнышко, солнечный, солнцепёк.
Бег, бегун, беговая, побегать, прибегал.
Лиса, лисонька, лисичка, лисий, лисица.

Содержание урока.

***Над правилом работают все, затем рассказывают друг другу в парах.
*** Работа по карточке в парах сменного состава.
---Спишите, выделите корни в словах.
Чистота, чистый, чистенький, чистюля.
Гроза, грозный, грозовая.
Боль, больной, болеть, приболел, заболели.
Жаль, жалость, жалеет, пожалеть.
Свет, светит, светлый, светлячок, светлеет.
Гриб, грибник, грибной, грибочек.

Содержание урока.

Работа над заданиями.
Упр.1
Прочитайте слова,
Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Продиктуйте в паре соседу, чтобы он записал.
(1 вариант диктует 2му и наоборот 2вариант диктует 1-му варианту.)
Обменяйтесь работами.
Проверьте запись по карточке-образцу.
Оцените работу в паре.

Содержание урока.

Упр. 1
Карточка 1 варианта.
Ябл…ко, яг…да, п…м…дор, ур…жай, уж…н, ж…вотное, за…ц, м…две…ь, со…нце, в…рона.

Упр. 1.
Карточка 2 варианта.
Р..сунок, … …тобус, …зык, п…н…дельник, тракт…р, быстр…, с…рока, св…т…фор, к…пуста, к…ртоф…ль.

Содержание урока.

***Проверяют работы, оценивают.
Упр.2.
---Повторение орфограммы ЧА-ЩА.
Вставьте вместо точек нужное сочетание.
Тётя уго…ла нас …ем. Это вода из клю… .
…йка – птица. Кипя…я вода.
Миша кри…л. Тыся… рублей.
В щи положили …вель. Скрипу…я дверь.
Наша да…у рощи. Звери ры…ли.
Надвигалась ту… . Тре…т морозы.
Спишите. Подчеркните орфограммы ЧА-ЩА.

Содержание урока.

Упр. 3. Восстановите слова, вставив пропущенные сочетания ЧК, ЧН, НЧ. **.
Печка, дево**ка, ня**ить, ру**ой, звёздо**а, но**а, ту**а, бре**ать, но**ой, косто**а, до**а, вну**а, ко**ить, ко**ать, ре**ой, све**а.
Подпишите над словами части речи.
Разберите по составу слова: косточка, речной, ночная.
Выполните звукобуквенный анализ слова ЗВЁЗДОЧКА.
(Фонетический разбор).

Содержание урока.

Итог урока:.
Какие задания вам понравились?
Над чем пришлось поразмыслить?
Какие задания вызвали затруднение?
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Над чем ещё хочется поработать?

Содержание урока.

Содержание урока.

Вы славно потрудились !!!








Спасибо за работу.