Фёдор Андреевич Рау
(нем. Фридрих Вильгельм Рау) –
выдающийся российский и советский дефектолог немецкого происхождения,
один из организаторов высшего дефектологического образования в России,
доктор педагогических наук,
профессор,
с 1947 года член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.
Ф.А. Рау
(1868 – 1957)
Фридрих Вильгельм Pay родился 26 марта 1868 года в Германии в городе Ульм, в многодетной семье.
Кроме него у родителей было ещё четверо детей, но все они рано умерли, и Фридрих Вильгельм остался единственным ребёнком в семье.
Ульм на открытке 1900 года
Детство
Отец мальчика был простым рабочим на медно-литейном заводе.
Заработок отца был очень небольшой, его не хватало, и поэтому матери приходилось работать прачкой, судомойкой или сиделкой у больных.
Когда Фридриху было 10 лет, он лишился отца. И семья, которая и так жила небогато, попала в крайнюю нужду.
Будучи взрослым человеком, Фёдор Андреевич всегда вспоминал свою мать с особенной нежностью и уважением. Это была женщина, в которой ничто – ни материальные трудности, ни горе – не могло убить интереса к жизни.
Она очень любила поэзию и по вечерам читала сыну вслух что-нибудь из Шиллера и других немецких поэтов.
Иногда они вместе пели, и эти вечера маленький Фриц особенно любил. В нём рано проявилась любовь к музыке, и он всегда искал случая послушать её.
Когда один из знакомых подарил Фрицу скрипку, тот стал брать уроки игры на скрипке и очень скоро добился больших успехов.
На всю жизнь Фёдор Андреевич остался увлечённым ценителем и знатоком музыки.
Фриц был очень любознательным и настойчивым.
Несмотря на трудности мальчик учился в школе и по успеваемости был одним из лучших учащихся.
Мать Фрица мечтала о том, чтобы её сын выбился в люди – стал учителем.
Когда ему исполнилось 14 лет, он был принят в учительскую семинарию, что очень обрадовало его мать.
Фридрих Вильгельм Рау,
15 лет, 1883 год
В 14 лет Фридрих Вильгельм Рау остался круглым сиротой. Но учителя, Общество Попечения о бедных, бывший хозяин его отца, с сыном которого мальчик был дружен, приняли в нём большое участие и поддержали его.
Дальний родственник семьи Рау, довольно состоятельный человек, стал опекать Фрица. Он жил далеко, но помогал ему деньгами и посылал отеческие наставления в письмах.
Позднее, после личной встречи с мальчиком, он говорил: «Когда я увидел этого ребёнка, его чудные глубокие глаза, я решил, что его нужно сделать человеком и не пожалел о своём решении. Я знал, что этот мальчик далеко пойдёт».
Учительская семинария
В учительской семинарии Фриц был одним из первых по всем предметам.
На одном дворе с семинарией находилась школа глухонемых. Дети этой школы часто играли с учениками семинарии.
Глубоко заинтересованный глухонемыми, Ф.В. Pay попросил разрешения присутствовать на уроках в этой школе, и когда ему это разрешили, он стал посещать уроки и наблюдать, как учат в школе глухонемых.
По окончании учительской семинарии в Германии в апреле 1887 года Ф. В. Pay поступил на службу в одну из немецких начальных школ (для слышащих детей).
Но юноша мечтал стать специалистом по обучению глухонемых.
Он мечтал о том, чтобы попасть на работу в училище знаменитого учителя глухонемых Иоганна Фаттера во Франкфурте-на-Майне.
Фридрих
Вильгельм Рау,
19 лет, 1887 год
В начале пути
В конце сентября 1887 года Рау получил приглашение Иоганна Фаттера поступить на должность помощника учителя в училище для глухих во Франкфурте-на-Майне.
Он тут же дал своё согласие и 1 ноября 1887 года приехал во Франкфурт и приступил к исполнению своих обязанностей.
Четыре года он работал под руководством И. Фаттера.
За годы службы в этом училище Ф. В. Pay изучил теорию и методику обучения глухих, сдал экзамены на звание учителя глухих и логопеда.
Иоганн Фаттер
(1842 – 1916)
Наряду с подготовкой по специальности Ф. В. Pay изучал французский и английский языки.
Знание этих двух языков расширило возможности его деятельности в качестве сурдопедагога.
Он стал сотрудничать как референт в немецком и французском журналах.
В 1891 году в журнале «Орган» была напечатана его первая работа «Об устранении дефектов речи у детей».
Франкфурт-на-Майне, 1880 год
В 1891 году Фридрих Вильгельм Рау приехал на работу в Россию. Как оказалось, на всю жизнь.
В России он получил своё новое, русское, имя – Фёдор Андреевич.
В пору расцвета его деятельности друзья Рау из Германии написали ему письмо, в котором призывали его вернуться на родину, обещая помочь ему хорошо устроиться. Фёдор Андреевич ответил: «Нет, я Россию никогда не покину».
Переезд в Россию
Фёдор Андреевич Рау, 26 лет, 1894 год
В 1900 году Ф. A. Pay был назначен директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища.
С приходом Ф. A. Pay в Московское училище глухих началась коренная организационная перестройка его учебно-воспитательной работы.
Исходным средством обучения стала устная речь.
В это время за границей вводился метод В. Урбанчича по воспитанию слуха. Ф. A. Pay ввёл этот метод и в Московском училище. Им был организован слуховой класс с особым учителем, который вёл занятия по развитию слуха.
Московское Арнольдо-Третьяковское училище
Ф. A. Pay не только руководил училищем, но и помогал учителям работать с глухими детьми.
Он давал показательные уроки по постановке и коррекции звуков, учил учителей новому в то время звуковому методу постановки устной речи, обучения грамоте и чтению с губ.
Опытность директора, его методическая помощь учителям сделали училище глухих в Москве всероссийским методическим центром.
Ф. A. Pay стал методистом-руководителем этого центра.
Большой заслугой Ф. A. Pay следует считать и создание первого дошкольного учреждения для глухих детей. Оно было открыто в 1900 году в Москве.
Его главной задачей являлось достижение преемственности обучения глухих в детском саду и школе.
Руководство детским садом для глухих детей осуществляла жена Фёдора Андреевича Наталия Aлександровна Pay, получавшая от Ф. A. Pay постоянную помощь в решении педагогических и методических проблем этого учебного заведения.
Наталия Aлександровна Pay
(1870 – 1947)
Вся жизнь Ф. A. Pay была неразрывно связана с развитием советской сурдопедагогики.
В 1925 – 1948 годах Ф.А. Рау заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии АПН РСФСР.
Был председателем дефектологической секции исследовательского института научной педагогики и ответственным редактором журнала «Вопросы дефектологии».
За свою сурдопедагогическую деятельность он был награждён орденом Ленина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.