Приемы активизации новых слов
1. На уровне слова:
-Кроссворд
-Запись слов с доски в тетрадь в алфавитном порядке
-Картинный диктант
-Списывание словарных слов в порядке возрастания слогов или наоборот.
-Образование единственного числа из множественного или наоборот
-Образование другой части
-Подбор однокоренных слов. Образование новых слов при помощи суффикса или приставки и др.
2. На уровне словосочетания:
-Придумывание словосочетаний со словарными словами
-Запись слов с разными предлогами и составление словосочетаний.
-Замена словосочетания одним словом (пешеходная дорожка с боку от проезжей части улицы- тротуар)
-Подбор эпитетов. Узнавание по эпитетам (спортивный, скоростной, горный — велосипед).
3. На уровне предложения:
-Дописывание предложения (в предложении пропущено словарное слово).
-Восстановление деформированного предложения.
-Распространение предложений.
-Составление предложения с заданным словом.
-Составление предложений с несколькими данными словами.
-Составление предложений по образцу.
-Составление предложений с заменой некоторых слов.
-Работа с пословицами и фразеологизмами.
4. На уровне текста:
-Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
-Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
-Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к названной теме)
-Восстановление деформированного текста.
-Выписывание из данного текста заданных слов и др.
Условия развития словаря учащихся
1. Нетрадиционный способ предъявления нового слова, яркая, запоминающаяся его презентация на уроке.
2. Коммуникативная значимость новых слов для учащихся. Объяснение лексического значения слова детьми на основе их социального опыта, контекстного понимания данного слова, ассоциативных связей.
3. Развитие во время словарной работы других психических процессов, помимо речи: памяти, внимания, операций анализа и синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения, классификации и др.
4. Создание на уроке ситуаций многократного повторения и закрепления на этапе активизации слова, использование его в речевом материале на других уроках.
Общие требования к проведению словарной работы
Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учеб-ного времени.
Необходимо стремиться к контекстному объяснению новыхслов.
Процесс презентации слов должен опираться на работувсех возможных анализаторов.
Объяснение значения слова — это только начальный этапработы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова.
5. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Любые приемы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
6. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.