Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся через использование современных форм и методов обучения
МАОУ СОШ № 90
Учитель начальных классов
Макарова Л.Р.
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
Уметь работать в команде и обладать навыками общения
Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
Эффективно использовать знания реальной жизни
Может ли это обеспечить проблемное обучение?
Ответ: ДА
Актуальность
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие творческих и мыслительных способностей
Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация - это ситуация, условие которой или известно, или вполне доступно, требование и вопрос понятны и создают у человека состояние озадаченности и психологического дискомфорта, побуждают искать выход из положения неопределенности и дефицита информации.
Проблемная ситуация
Основные методы
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.
3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий
от проблемной ситуации диалог
Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников.
Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета?»
- Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное).
- Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар).
- Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )
Подводящий к теме диалог
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников.
Урок математики по теме: : «Литр».
У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём
- Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.
Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.
Рассмотрим проблемные ситуации на уроках
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Работа в группах.
- Сейчас в группах будете решать пример 56 х 21=
Какие есть гипотезы?
С чего надо начать?
Каждая группа выдвигает
гипотезы и фиксирует
на листе.
56 х 21 = ?
Математика Приём 1.
Математика.
Озвучивание каждой группой своих гипотез
- Прокомментируйте свой способ решения.
На доске появляются несколько гипотез:
56 х 21=5 х 2 + 6 х 1 = 100 + 60 = 160
56 х 21= 50 х 20 + 6 х 1 = 1006
56 х 21=56 х 20 + 56 х 1 = 1176
- Как проверить, какой способ верный?
Математика. Приём 1.
Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
9 – 4 + 3 = 8 9 – 4 + 3 = 2
- Что вы замечаете?
- Почему получились разные ответы?
- Какое действие выполнялось первым? А вторым?
- Определите тему урока.
«Порядок действий в выражениях»
Математика. Приём 1
Проблемная ситуация «с затруднением»
Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Математика 2 класс.
Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц?
2 + 2 + 2 + 2 = 8
Затем задаётся задача:
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?»
практическое задание,
невыполнимое
второклассниками.
Окружающий мир.Приём 3.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Мы путешествуем по материкам.
Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят верх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то…
Что вас удивило в стихотворении?
Что интересного заметили?
Какой возникает вопрос?
Так какой материк будем сегодня изучать?
Русский язык.
Прочитайте слова.
Хлеб, бережок, хлебный, побережье, хлебушек, бережёт.
Запишите однокоренные слова группами.
бережок побережье
бережёт
Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт?
Чем они похожи и чем отличаются?
Какое слово вы не записали?
хлебхлебныйхлебушек
РАДУГА! | |||||||
Н | В | К | М | Б | И | В | П |
А | Ы | Е | С | О | Л | ||
Т | Ё | С | В | И | Т | ||
А | К | Е | У | ! | Н | Й | |
И | ! | Ц | Т | А | ! | , |
Литературное чтение.
Головоломка «Радуга»
Здесь спряталась известная пословица. Чтобы ее отыскать, надо «пройти по радуге»: сначала прочитать все буквы красного цвета, затем – оранжевого и так далее. Чтение – как в книге: слева направо, с верхнего ряда до нижнего. Начинай с буквы «Н»
РАДУГА! | |||||||
Н | В | К | М | Б | И | В | П |
А | Ы | Е | С | О | Л | ||
Т | Ё | С | В | И | Т | ||
А | К | Е | У | ! | Н | Й | |
И | ! | Ц | Т | А | ! | , |
Достоинства:
Недостатки:
способствует развитию умственных сил,
самостоятельности, развитию творческого
мышления;
• обеспечивает более прочное усвоение
знаний , развивает аналитическое и логическое
мышление;
• вооружает школьников методами познания
окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
• не всегда легко сформулировать учебную проблему;
• не весь учебный материал можно построить
в виде проблем;
• проблемное обучение не способствует
отработке навыков;
не экономично – требует больших затрат
времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.