Паспорт проекта
Творческое название проекта: «Волшебный ветерок» (дети 5-6лет)
Вид проекта: исследовательский (краткосрочный)
Разработчик проекта: Зацепина Наталья Петровна
Участники проекта: - дети старшей группы (участвуют в образовательной и
игровой деятельности)
- воспитатели (организуют образовательный процесс;
выполняют совместную продуктивную деятельность;
консультируют родителей)
- родители (закрепляют полученные знания на практике)
Актуальность: В развитии личности ребенка огромное значение имеет познавательная деятельность. Дети знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и т.п. Дошкольники начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и форме и т.д..
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать. Экспериментирование способствует развитию речи. Это хорошо видно на всех этапах. Также экспериментирование связано с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет выполнена практическая работа (зарисовка результата эксперимента и т.д.).
Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.
Цель проекта: Формирование интереса к исследовательской деятельности и
экспериментированию
Основные задачи проекта:
Образовательные: - углублять представления о живой и неживой природе
- пополнять и активизировать словарный запас об окружающем
мире
Развивающие: - развитие личностных качеств (активности, самостоятельности,
любознательности и т.п.)
- интеллекта (внимания, памяти, логического мышления)
- творческих способностей
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- развить познавательные способности и умения через исследовательскую
деятельность накопить опыт который пригодиться в жизни.
Технологии и методики, используемые в работе:
1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»; 2010г.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста»; 2011г.
3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет»; 2012г
4. Султанова М. «Простые опыты с воздухом» «Простые опыты с водой» (для
дошкольников); 2015г.
5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность в д/с»
Характер контактов: внутри одной возрастной группы
Результат, продукт проектной деятельности: выставка творческих работ
создание альбома с зарисовками
презентация проекта
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный * Определение проекта
* Формирование цели и задачи
* Опрос детей
* Подготовка группы к проведению проекта
Опрос детей
Проблемная ситуация: - Как увидеть воздух?
Гипотезы детей:
- Предположим мы дунем в воду через трубочку?
- Что, если подуть в шарик?
- Допустим мы надуем мыльный пузырь?
- Возможно ли с помощью других предметов создать движение воздуха?
2 этап. Основной
Рассматривание книг с опытами
Организация «Лаборатории Знайки»
Знакомство с материалами и предметами
Беседы: «Что внутри нас», «Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают », « Почему шарик увеличивается от воздуха» и др.
Настольно печатные игры: «Что из чего сделано», «Найди пару», «Что лишнее» и др.
Продуктивная деятельность: «Волшебные пузырьки», «Ветерок поймали в шарик», «Чудо веер», «Кораблик».
Создание альбома с зарисовками
- Организация «Лаборатории Знайки»
- Знакомство с материалами и предметами
Центр экспериментирования
Работа воспитателя– подготовить материал: ёмкости для воды, соломинки, лупы, мензурки, воздушные шарики и т.д.
Работа родителей – подготовить материал:
непромокаемые фартуки,
салфетки
- Продуктивная деятельность
Проверка гипотез:
В рамках игровой деятельности дети проверяли правильность выдвинутых гипотез
Дети решили проверить первую гипотезу. Что же будет если дунуть в воду через трубочку (из лёгких выйдет воздух и в воде появятся пузырьки).
С помощью опыта проверили вторую гипотезу. Что, если подуть в шарик (Шарик будет наполняться воздухом из лёгких. Он не порвётся потому что резиновый (резина тянется)). Сделали зарисовку воздушных шариков.
Продуктивная деятельность (изо) « Ветерок поймали в шарик»
Детям стало интересно, что ещё можно надуть с помощью воздуха. Ну конечно же это мыльные пузыри. Но они не такие прочные, как резиновые шарики и легко лопаются. Опыт показал, что необходимо управлять своим дыханием (если быстро надувать мыльные пузыри они лопаются)
Ещё одна детская гипотеза. Возможно ли с помощью других предметов создать движение воздуха. Для решения этого вопросы мы заглянули в энциклопедию. С помощью нее дети узнали, что такое «веер» и для чего он нужен. Рассмотрели картинки и решили сделать подарок для бабушки.
Продуктивная деятельность (аппликация) «Чудо веер»
Благодаря опыту с водой дети научились пользоваться силой своего дыхания. Если дуть тихонько кораблик медленно плывёт, а если сильно то быстро. В этом опыте силу воздуха можно увидеть по «волнам» (чем больше «волн», тем сильнее сила воздуха)
3 этап. Итоговый
Анализ и оценка результатов проекта:
С помощью экспериментов дети получили первоначальные
знания о воздухе.
Научились управлять силой исходящего воздуха.
Закрепили умение использовать воздух в игре.
Подготовили с помощью взрослого выставку творческих работ.
С помощью взрослого создали альбом с зарисовками опытов с воздухом.
Помогли собрать материал для составления презентации по творческому проекту «Волшебный ветерок»
Перспективы развития проекта:
С родителями - оказание консультативной помощи по исследовательской деятельности
С детьми – поиск новых форм, методов работы с детьми по данному направлению
Распространение собственного опыта - публикация данного материала на сайте ДОУ
- участие в конкурсах, фестивалях (очно, заочно)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.