Для того чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование.
Хуан Уарте, испанский ученый
Формы профориентационной работы в начальной школе:
1. Организация профориентационной работы на уроках.
2. Организация внеурочной работы.
Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
На уроках русского языка младшие школьники выполняют задания, связанные с той или иной профессией. Например, при изучении словарных слов: учитель, космонавт, агроном, директор, библиотека, ракета, компьютер и др. ученики знакомятся с различными видами профессий.
На уроках математики проводятся короткие беседы о профессии, упоминаемой в условии задачи, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов; при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счёта, состава чисел; знакомство с величинами «цена», «количество», «стоимость» и др.).
1класс
«Как путешествует письмо?»
1 класс
«Зачем нужны автомобили?»
2 класса
«Что такое экономика?»
На доступном уровне раскрываются понятия «Экономика», «сельское хозяйство, «торговля» и др.
«Как построить дом?»
Дети знакомятся со строительством в городе. Узнают о профессии строителя.
«За покупками»
Учащиеся знакомятся с разнообразием предприятий торговли. Узнают о профессии продавца.
«Культура и образование»
Дети знакомятся с учреждениями культуры и образования. На примере труда учителя раскрывается роль образования в получении профессии, выборе дела жизни.
«Все профессии важны»
Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины и др.
«Пожар»
Раскрываются основные правила противопожарной безопасности. Дети знакомятся с профессией пожарного.
3 класс
«Чтобы путь был счастливым»
4 класс
«Мир глазами астронома»
Учащиеся знакомятся с профессией астронома и пробуют взглянуть на мир его глазами.
«Прошлое и настоящее глазами эколога»
Учащиеся знакомятся с профессией эколога и пробуют взглянуть на мир его глазами.
«Растениеводство в нашем крае»
Дети продолжают знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.
«Животноводство»
Дети продолжают знакомство с животноводством как отраслью сельского хозяйства.
«Страна, открывшая путь в космос»
Продолжается знакомство с профессией космонавта.
«Мы – граждане России»
Вводятся понятия «президент», «Федеральное собрание», «правительство».
Организация работы на уроках технологии
строитель, плотник, инженер (строительство дома, создание уюта в доме: лепка посуды, изготовление мебели)
Ландшафтный дизайнер, озеленитель (макет городского парка; проект «Детская площадка»; игровой комплекс)
Портной, модельер (знакомство с тканью и нитками, пришивание пуговиц, экскурсия в кабинет домоводства)
Внеурочная профориентационная работа
беседы;
классные часы;
игры;
кружки;
экскурсии;
проекты;
мастер-классы;
оформление уголка «В мире профессий»
Игры и упражнения
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии
Например:
«Угадай профессию по жестам»,
«Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией»,
«Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.