Цель: познакомить участников мастер-класса с применением рифмованных алгоритмов на уроках русского языка.
Задачи: передать свой опыт путем прямого и комментированного показа предложенного вида работы, предложить примеры использования рифмованных алгоритмов на уроках русского языка, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса
«Недостаточно дать ученику правило, нужно указать ему пути применения этого правила на практике».
Мягкий знак после шипящих
В глаголах и наречиях
Знак пишется всегда.
А в кратких прилагательных
Его нет никогда.
Существительное – много,
Существительное – мой –
Знак не нужен никакой.
А подставь она, одна –
Мягкий знак пиши всегда
Искл: уж, замуж, невтерпеж.
12
«КОЛОКОЛЬЧИК»Вставьте пропущенные буквы. | «ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор. |
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.) | Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_) |
Задание: «Найди третье лишнее»
1 зам…рать, заст…лить, подж…гать.
2 зап…раться, прот…реть, бл…стают
3соб…рать, выт…рать, вым…рли
Правописание ЦЫ - ЦИ
подсказка
проверка
содержание
Выпиши слова в два столбика: 1 – с ЦЫ; 2 – с ЦИ
ц _ фра
цы
В корне слова после Ц пишем И.
В окончании слова после Ц пишем Ы.
В словах – исключениях после Ц пишем Ы: цыган, цыпки, цыплёнок, цыкнуть, цыц.
ци
ц _ почки
ц _ рк
огурц _
ц _ ферблат
немц _
ножниц _
ц _ ганка
ц _ плячий
ц _ трус
ц _ фра
ц _ ркуль
Что-то в жидкость погружаешь-
Пишешь мак-: макнуть, макаешь.
Если ты насквозь промок,
Значит, в корне пишешь мок-.
вым…кнуть под дождём
м…кнуть в воду
пром…кательная бумага
обм…кнуть сухарь в чай
непром…каемый плащ
м…чёные яблоки
постепенно нам…кает
см…чить губы
пром…чить ноги
м…кать хлеб в молоко
обм…кнуть перо в чернила
нам…чить рукав
разм…кать в воде
зам…чить бельё
а
о
вымокнуть под дождём
макнуть в воду
промокательная бумага
обмакнуть сухарь в чай
непромокаемый плащ
мочёные яблоки
постепенно намокает
смочить губы
промочить ноги
макать хлеб в молоко
обмакнуть перо в чернила
намочить рукав
размокать в воде
замочить бельё
а
о
Оцените свою работу пословицей
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Лежа хлеба не добудешь.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике.
Актуальность применения алгоритмов:
Вырабатывание орфографических навыков.
Умение раскладывать сложные действия на составные части.
Признаки системности:
Чёткая структура алгоритма.
Взаимосвязанность составляющих частей.
Подчинённость всех частей алгоритма системы определённой цели.
Требования к алгоритмам учебного назначения
Простота включаемых в них операций должна оставлять место для размышлений и сознательной деятельности.
Перечень операций должен быть минимальным, но в то же время таким, чтобы исключал возможность в наиболее типичных случаях.
Обязательная логическая связь между действиями в алгоритмах.
Алгоритм написания проверяемых гласных в корне
Найти безударные гласные в корне.
Установить связь его с другими словами, выявить значение.
Можно ли проверить гласную изменением слова?
Как образовано слово? Где корень?
Подбери проверочное слово.
Мягкий знак после шипящих
Части речи
глагол краткое прил.
имя существительное
ь нет
3-е скл. Остальные
ь нет
Правописание личных окончаний глагола
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качеств образования определения, прочное овладение основными науками.
Алгоритмы способствуют:
Осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их легко запоминающимися;
Прочному и наиболее быстрому усвоению знаний, отработке умений и навыков;
Оказанию максимальной помощи учениками на всех этапах урока;
Развитию интереса к предмету, желанию учиться самостоятельно, без принуждений.
Использование алгоритмических предписаний – один из методических приёмов поэтапного формирования умственных действий, в котором используется репродуктивная деятельность учащихся.
Формирование устойчивых навыков учащихся
Мотивация способ действия
подкрепление наглядностью
внешние речевые действия
действия в уме навык.
Что значит алгоритм правила?
Это разбивка правила на несколько этапов, вовлечение особенностей правила, составление схемы, по которой легко восстанавливается формулировка правила
Правила чтения алгоритма:
пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель.
Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.
Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.
Встретив развилку проследи оба хода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия.
Проверить в какой части слова стоит гласная
в корне
Да слова на –ция нет
Пиши и в окончании
(цирк, циркуль) пиши и в суффиксе
(авиация, революция) да -ын
ы (сестрицын)
(улицы)
Исключения: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул:»Цыц!»
о – е – ё после шипящих и ц
Определи часть слова.
Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений)
Если нет определи часть речи.
Если существительное, прилагательное, то под ударением о, без ударения е.
Рифмованный алгоритм темы: «Морфологический разбор имени существительного».
Всё начинаем с тобой мы с начала:
Ставим существительное в начальную форму.
У существительных надо обязательно знать:
Собственное оно или нарицательное,
Одушевленность, склонение, род.
Затем число, падеж и вот –
В работе своей завершенье
Укажем роль существительного в предложении.
Работа над повышением уровня трудности
Много работаем в классе с восприятия дидактического материала по слуху, даже при его записи;
Тренируем всё новое, трудное, редкое;
Рассматриваем предложения для заданий по синтаксису по возможности короткие, но не элементарные;
Стимулируем умственную работу учащихся требованием рассуждений, аргументации, доказательств;
Слежу, чтобы алгоритм не «рассыпали» (ни при знакомстве с ним, ни при дальнейшей отработке).
Внеклассная работа:
Участие в районных и областных конкурсах сочинений и творческих работ;
Конкурсы выразительного чтения;
Проведение литературных праздников;
Постановка литературно-музыкальных композиций и многое другое.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.