Презентация "Рифмованные алгоритмы на уроках"

  • pptx
  • 08.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала алгоритмы на уроках.pptx

Добро пожаловать на мастер-класс!


мультик

Мастер-класс


Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка

Цель: познакомить участников мастер-класса с применением рифмованных алгоритмов на уроках русского языка.
 
Задачи:  передать  свой опыт путем прямого и комментированного показа  предложенного вида работы, предложить примеры использования рифмованных алгоритмов на уроках русского языка, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса

«Недостаточно дать ученику правило, нужно указать ему пути применения этого правила на практике».

Д.И.Тихомиров

Мягкий знак после шипящих

В глаголах и наречиях
Знак пишется всегда.
А в кратких прилагательных
Его нет никогда.
Существительное – много,
Существительное – мой
Знак не нужен никакой.
А подставь она, одна
Мягкий знак пиши всегда
Искл: уж, замуж, невтерпеж.

Работа с текстом по картине
К.Ф.Юона
«Конец зимы. Полдень»
(работа с разноуровневыми карточками).

10

К.Ф.ЮОН «КОНЕЦ ЗИМЫ. ПОЛДЕНЬ»

11

12

«КОЛОКОЛЬЧИК» Вставьте пропущенные буквы.
Прочитайте текст выразительно.

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА» Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Задание: «Найди третье лишнее»
1 зам…рать, заст…лить, подж…гать.
2 зап…раться, прот…реть, бл…стают
3соб…рать, выт…рать, вым…рли

Ключ.
1 замирать, застелить, поджигать.
2 запираться, протереть, блистают
3собирать, вытирать, вымерли

Тренажер

Правописание ЦЫ - ЦИ

подсказка

проверка

содержание

Выпиши слова в два столбика: 1 – с ЦЫ; 2 – с ЦИ

ц _ фра

цы

В корне слова после Ц пишем И.
В окончании слова после Ц пишем Ы.
В словах – исключениях после Ц пишем Ы: цыган, цыпки, цыплёнок, цыкнуть, цыц.

ци

ц _ почки

ц _ рк

огурц _

ц _ ферблат

немц _

ножниц _

ц _ ганка

ц _ плячий

ц _ трус

ц _ фра

ц _ ркуль

Что-то в жидкость погружаешь-
Пишешь мак-: макнуть, макаешь.
Если ты насквозь промок,
Значит, в корне пишешь мок-.


вым…кнуть под дождём
м…кнуть в воду
пром…кательная бумага
обм…кнуть сухарь в чай
непром…каемый плащ
м…чёные яблоки
постепенно нам…кает

см…чить губы
пром…чить ноги
м…кать хлеб в молоко
обм…кнуть перо в чернила
нам…чить рукав
разм…кать в воде
зам…чить бельё

а

о


вымокнуть под дождём
макнуть в воду
промокательная бумага
обмакнуть сухарь в чай
непромокаемый плащ
мочёные яблоки
постепенно намокает


смочить губы
промочить ноги
макать хлеб в молоко
обмакнуть перо в чернила
намочить рукав
размокать в воде
замочить бельё

а

о

Оцените свою работу пословицей

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Лежа хлеба не добудешь.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике.

Актуальность применения алгоритмов:

Вырабатывание орфографических навыков.
Умение раскладывать сложные действия на составные части.

Признаки системности:

Чёткая структура алгоритма.
Взаимосвязанность составляющих частей.
Подчинённость всех частей алгоритма системы определённой цели.

Алгоритм – это последовательность действий, приводящая к нужному результату.

Требования к алгоритмам учебного назначения

Простота включаемых в них операций должна оставлять место для размышлений и сознательной деятельности.
Перечень операций должен быть минимальным, но в то же время таким, чтобы исключал возможность в наиболее типичных случаях.
Обязательная логическая связь между действиями в алгоритмах.

Алгоритм написания проверяемых гласных в корне

Найти безударные гласные в корне.
Установить связь его с другими словами, выявить значение.
Можно ли проверить гласную изменением слова?
Как образовано слово? Где корень?
Подбери проверочное слово.

Мягкий знак после шипящих

Части речи


глагол краткое прил.
имя существительное
ь нет



3-е скл. Остальные

ь нет

Правописание личных окончаний глагола


Неопр.
форма


на -ить


искл.


спряжение


2-е лицо
ед. число


3-е лицо
мн. число


сеять


-


1


сеешь


сеют


увидеть

пилить


-

да


да

-


2

2


увидишь

пилишь


увидят

пилят

Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качеств образования определения, прочное овладение основными науками.

Алгоритмы способствуют:

Осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их легко запоминающимися;
Прочному и наиболее быстрому усвоению знаний, отработке умений и навыков;
Оказанию максимальной помощи учениками на всех этапах урока;
Развитию интереса к предмету, желанию учиться самостоятельно, без принуждений.

Использование алгоритмических предписаний – один из методических приёмов поэтапного формирования умственных действий, в котором используется репродуктивная деятельность учащихся.

Формирование устойчивых навыков учащихся

Мотивация способ действия

подкрепление наглядностью

внешние речевые действия

действия в уме навык.

Что значит алгоритм правила?

Это разбивка правила на несколько этапов, вовлечение особенностей правила, составление схемы, по которой легко восстанавливается формулировка правила

Правила чтения алгоритма:

пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель.
Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.
Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.
Встретив развилку проследи оба хода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия.

Проверить в какой части слова стоит гласная

в корне

Да слова на –ция нет
Пиши и в окончании
(цирк, циркуль) пиши и в суффиксе
(авиация, революция) да -ын
ы (сестрицын)
(улицы)
Исключения: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул:»Цыц!»

о – е – ё после шипящих и ц

Определи часть слова.
Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений)
Если нет определи часть речи.
Если существительное, прилагательное, то под ударением о, без ударения е.

Рифмованный алгоритм темы: «Морфологический разбор имени существительного».

Всё начинаем с тобой мы с начала:
Ставим существительное в начальную форму.
У существительных надо обязательно знать:
Собственное оно или нарицательное,
Одушевленность, склонение, род.
Затем число, падеж и вот –
В работе своей завершенье
Укажем роль существительного в предложении.

Работа над повышением уровня трудности

Много работаем в классе с восприятия дидактического материала по слуху, даже при его записи;
Тренируем всё новое, трудное, редкое;
Рассматриваем предложения для заданий по синтаксису по возможности короткие, но не элементарные;
Стимулируем умственную работу учащихся требованием рассуждений, аргументации, доказательств;
Слежу, чтобы алгоритм не «рассыпали» (ни при знакомстве с ним, ни при дальнейшей отработке).

Внеклассная работа:

Участие в районных и областных конкурсах сочинений и творческих работ;
Конкурсы выразительного чтения;
Проведение литературных праздников;
Постановка литературно-музыкальных композиций и многое другое.

Нестандартные форму урока:

Урок – гостиная;
урок – литературное кафе;
Урок – игра;
Урок – викторина.