Факторы , обуславливающие высокий уровень адаптации:
1. Полная семья
2. Высокий уровень образования матери и отца
3. Правильные методы воспитания
4. Отсутствие конфликтной ситуации в семье
5. Готовность к обучению в школе
6. Благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс
8.Удовлетворённость в общении со взрослыми
9. Адекватное осознание своего положения в группе сверстников
Признаки успешной адаптации первоклассника
Нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
Легко ребенок справляется с программой
Достаточно самостоятелен
Редко болеет
Активен, жизнерадостен
Любопытен
Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.
Доброжелательные межличностные отношения с одноклассниками и учителем
Какие трудности возникают у первоклассников?
Развитие мелкой моторики.
Ситуация : Если ребёнок плохо пишет
Необходимо совершенствовать мелкую моторику руки – заниматься мозаикой, попросить ребёнка помочь перебрать крупу, учить вязать или вышивать, пришивать пуговицы, завязывать шнурки, ленты, плести косичку, заниматься лепкой.
Запомните, это для вас просто написать буквы, а для ребёнка – это очень большой труд. Старайтесь находить лучшую букву из написанных и на неё обращайте внимание. Чаще хвалите ребёнка.
Ситуация: Если ребёнок плохо читает..
Его заставляют читать дома, путём системы запретов: «Если не прочитаешь вот столько… не пойдёшь гулять… не будешь смотреть телевизор… не разрешу играть с ……. и так далее и тому подобное». Это приводит только к одному – стойкому «сопротивлению» ребёнка: возникает нежелание заниматься этой деятельностью, так как она сопровождается отрицательными эмоциями, раздражает, нервирует его. Чаще всего, ученик, которого на первых этапах обучения заставляли читать, как правило, не интересуется книгой, не любит чтение.
Как же родители могут помочь своему ребёнку хорошо учиться?
1. Благоприятная обстановка между родителями и ребёнком, любовь, ласка, поддержка, взаимопонимание.
2.Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой., способствует укреплению здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.
3. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьникам.
4. Раскрытие у ребёнка познавательных способностей.
Фразы для общения с ребёнком
Не рекомендуемые фразы для общения:
Я тысячу раз говорил тебе, что…
Сколько раз надо повторять…
О чём ты только думаешь…
Неужели тебе трудно запомнить, что…
Ты становишься…
Ты такой же как,…
Отстань, некогда мне…
Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Коротко о сказанном:
1. Соблюдение режима дня и всячески содействовать его выполнению.
2. Главная задача – проконтролировать всё ли сделал ребёнок, подсказывать, где искать ответ на вопрос, не давая готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
3. Терпение, любовь и забота к своему ребёнку.
4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
Список литературы
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 132 с.
Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2005. - 142 с.
Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1995. - 204 с.
Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 232 с.
Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.
Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.