ПАСХА.
Из первых уст
На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своём благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею. И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева ◄
► Отчего же одному русскому ещё кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского? Что значит в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: «Христос воскрес!» — и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гудят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас? Н. В. Гоголь
Среди праздников русского православного и всего христианского мира особое значение имеет Пасха, или Светлое Христово Воскресение. В Русской Православной Церкви Пасху называют «праздником праздников», «торжеством из торжеств». Если у западных христиан главным событием года принято считать Рождество Христово, то для православных христиан таким событием является именно Пасха. В Светлое Христово Воскресение празднуется завершение земного пути Спасителя, искупившего своей смертью на кресте людские грехи и воскресшего из мёртвых.
Важную мысль о связи Пасхи с национальным характером русского народа выразил Н. В. Гоголь: «Не умрёт из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесётся звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее — праздник Светлого Воскресения воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов!»
Историко-культурный комментарий
Историко-культурный комментарий
Христово Воскресение свершилось в дни иудейской (еврейской) Пасхи — древнееврейского праздника, установленного в память избавления израильского народа от египетского рабства. Пасха христианская стала определяться относительно даты Пасхи еврейской, которая рассчитывается по лунному календарю. По решению I Вселенского собора в 325 году христиане празднуют Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день после полнолуния, попадающий на день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее весеннего равноденствия. Этот воскресный день каждый год приходится на разные числа, поэтому Пасха стала центром подвижного пасхального цикла праздников, связанных с ней.
Пасхальный цикл состоит из Покаянного и Праздничного периодов. Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из: 1) подготовительных недель (седмиц) к Великому посту; 2) сорокадневного Великого поста; 3) Страстной седмицы (Страстной недели). Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу; 2) последующие шесть недель до Троицы; 3) одну неделю после Троицы (Неделя Всех святых).
Из первых уст► У пасхального рассказа славное прошлое в русской литературе. По понятным причинам он исчез из советской литературы, но остался и долго держался в литературе русского зарубежья. Сегодня у него почти нет настоящего. Возможно ли будущее -зависит от нас. Возродится Россия, воскреснет православный мир русской жизни — вернётся и этот жанр. В. Н. Захаров
Почти у всех русских поэтов есть пасхальные стихотворения, в которых авторы обращались к последним событиям земной жизни Христа, к сюжетам и образам четырёх Евангелий. Глубокое духовное значение этого христианского праздника определяло и темы, которые поднимались в произведениях, посвящённых Пасхе. Поэты рассуждали о вечных вопросах: о личном спасении человека в вере, добре и любви, о гибели души в грехе и зле. Так, в 1850 году, в период общественных дискуссий об упразднении крепостного права, широкую известность получила пасхальная песня А. С. Хомякова «Кремлёвская заутреня на Пасху», в которой поэт обратился к своим современникам с вопросом: действительно ли помнят они, приходя на пасхальную службу, христианские заповеди о любви к ближнему, о милосердии к страждущим, о том, что «слово — братья — всех слов земных дороже и святей»?
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.
Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви.
Его сюжеты:
духовное проникновение,
нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души,
воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
С середины XIX века в русской литературе большую популярность получили пасхальные рассказы, которые перед праздником печатались в журналах и газетах. Такие рассказы создавали многие выдающиеся писатели: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, А. И. Куприн, И. А. Бунин и многие другие. Жанр пасхального рассказа отличают два основных признака: его сюжет привязан к Пасхе или другому празднику пасхального цикла; рассказ носит назидательный характер, напоминает читателю евангельские истины, учит добру и истинному милосердию.
Обычно в пасхальном рассказе герой проходит некое духовна испытание, после чего происходит его нравственное перерождение, воскрешение души. Но в рассказе А. П. Чехова «Казак» главный герой не выдержал такого испытания, потерял душевный покой и разрушил семейное благополучие.
Вопросы и задания
Вспомните библейскую основу Пасхи. Почему этот день является великим Христовым праздником?
В чём заключается значение праздника Пасхи для православны» верующих? Каковы традиции его празднования в России?
Каково отношение Н. В. Гоголя к празднику Пасхи? В чём он видел его смысл для русского общества?
Какие произведения можно отнести к жанру пасхального стихотворения и пасхального рассказа?
Кто из русских писателей обращался к жанру пасхального рассказа? Вспомните литературные произведения, в которых упоминаете? Светлое Христово Воскресение.
* Прочитайте высказывание исследователя русской литературы В. Н. Захарова (Из первых уст). Прокомментируйте его.
1. Библейская основа Пасхи заключается в том, что Иисус Христос возродился после того, как искупил грехи людей своей смертью. День воскресения Христа является великим праздником
2. Для православных Пасха считается главней-шим религиозным празд-ником. Этот праздник символизирует духовное перерождение, очищение человека. Традиции православной Пасхи: богослужения; крестный ход вокруг храма; освяще-ние куличей, крашеных яиц; приветствия: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»; пение веснянок; выезды на природу
3. Гоголь видит глубокую связь между православной религией и русской нацией. Он отмечает, что приход этого праздника взывает ко всему доброму и светлому в
человеческой душе. Этот свет и доброта находятся в человеке с незапамятных времён, а в день Христова воскресения эти черты национального характера только усиливаются.
4. К жанру пасхального стихотворения или пасхального рассказа относятся произведения, которые календарно привязаны к данному празднику. Обычно такие произведения нравоучите-льны, в них герой проходит через испытания, которые помогают ему очиститься, духовно переродиться
5. К жанру пасхального рассказа обращались многие выдающиеся русские писатели Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, А. И. Куприн, И.А. Бунин.
Пасхальными рассказами являются: М. Салтыков-Щедрин «Христова ночь»,
Д. Григорович «Светлое Христово Воскресение. Пасхальное предание»,
В. В. Набоков «Пасхальный дождь», Саша Черный «Пасхальный визит»
А.П. Чехов написал рассказ о бестолковой обывательской жизни в Прощеное
воскресение («Накануне поста»), в рассказе «На Страстной неделе» говорится о чуде детской исповеди. В рассказе «Студент» вспоминают о событиях Страстной седмицы, в «Архиерее» Чехов напомнил читателю о Христе, о смысле истории и смысле жизни человека. В этих Чеховских рассказах выражены общие для пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское Православие.
А. Куприн тоже написал немало рассказов на пасхальную тему: «Инна», «Святая ложь», «Бонза», «Пасхальные яйца»
6. В данном высказывании В. Н. Захаров отмечает на строгое соответствие между популярностью пасхального рассказа и распространением религии. В условиях
атеистического Советского Союза и низкого влияния религии на культуру в
современной России жанр пасхального рассказа стремительно исчезает из нашей литературы
Литературные имена России
► Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт-символист, переводчик, один из самых известных представителей русской поэзии конца XIX — начала XX века. Бальмонт был широко образованным, увлекающимся человеком: он много путешествовал, изучал историю России, естественные науки, народное творчество, знал 16 иностранных языков.
Лучшие стихи поэта посвящены природе, искусству, любви, темам жизни и смерти, добра и зла. Бальмонт считал, что человек является частью природы, через которую он приобщён к Вселенной и её Творцу. В одном из своих стихотворений Бальмонт писал: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце». На отпевании Бальмонта священник отец Димитрий сказал: «Он, как птица, взлетел на крыльях творчества. Ещё и ещё. Всё выше и выше. Он горел в творчестве, в нём искал Красоту, в нём искал Правду. И главное в нём искал неустанно, всегда, везде и во всём, — дорогу к Солнцу». ◄
Из первых уст
► Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нём вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчётные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры. К. Д. Бальмонт ◄
Работаем со словом.Благовестие — добрая, радостная весть; возвещение доброй вести.
Благовещенье и свет,Вербы забелели.Или точно горя нет,Право, в самом деле?
Благовестие и смех,Закраснелись почки.И на улицах, у всехСиние цветочки.
Сколько синеньких цветков,Отнятых от снега.Снова мир и свеж, и нов,И повсюду нега.
Вижу старую МосквуВ молодом уборе.Я смеюсь и я живу,Солнце в каждом взоре.
От старинного КремляЗвон плывет волною.А во рвах живет земляМолодой травою.
В чуть пробившейся травеСон весны и лета.Благовещенье в Москве,Это праздник света!
Бальмонт КонстантинБлаговещенье в Москве
Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта «Благовещенье в Москве». Какую роль играет в нём образ Солнца? Почему автора часто называют «солнечным поэтом»?
К.Бальмонта без сомнения можно назвать самым солярным поэтом России.
Солнце в его космологии выражает различные ипостаси: жизнетворчество и созидание, молодость и красоту, вечное, неустанное стремление вперед и творческое горение. Оно - олицетворение богатства и радости мира, нравствен-ное мерило жизни. Образ Солнца у поэта, в основном, несет положительную семантику, хотя в нем не исключается и деструктивное, разрушительное начало.
В данном стихотворении образ Солнца напрямую связан с авторским видением благодати, с его восприятием Солнца как признака добра, радости, душевного света.
У каждого поэта есть свой основополагающий символ: снежная стихия у А. Блока, земля у С. Есенина, ночь у
Ф. Тютчева, дождь и гроза у Б. Пастернака. У Бальмонта с его заветом «Будем как Солнце», называвшего себя «огнепоклонником» («Литургия красоты»), «пламенником» («Сонеты Солнца, мёда и Луны») и «солнечником» («Светослужение») - это прежде всего образ солнца, солнечной силы, солнечного пути
В стихотворении русского поэта девятнадцатого - двадцатого столетий Константина Дмитриевича Бальмонта под названием «Благовещенье в Москве» показана старая Москва в праздник Благовещения пресвятой богородицы (согласно Евангелию, в этот день архангел Гавриил принёс деве Марии благую весть о том, что она станет матерью Спасителя мира), который ежегодно отмечают весной, седьмого апреля (по старому стилю - 25 марта).
Основная мысль стихотворения заключается в том, что в светлый церковный праздник в Москве всё обновляется и светится, природа просыпается, появляются первые цветы, люди, забыв о своих горестях, радуются и смеются.
Стихотворение учит видеть и ценить красоту родного края, духовную красоту русских людей.
Из первых уст► Я был в нашей церкви и думал о тебе. Я люблю службу Вербной Субботы и фигуры молящихся с ветками вербы в руках. Если бы такого элемента было больше в христианском богослужении, я более чувствовал бы себя христианином. Я хочу в молитвенности присутствия
Солнца, Луны, Звезд, Океана, магии Огня, цветов, музыки. Я всегда молюсь всем существом своим, когда я плыву в Океане, когда я иду по взморью. Я люблю, когда тёмный русский мужик произносит слово «Христос», — я чувствую тогда благое веяние духа, побеждающее могуче и сладостно века и пространства. К. Д. Бальмонт. Из письма жене Е. А Андреевой-Бальмонт ◄
Благовещение Пресвятой Богородицы — один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников в православном календаре, который отмечается 7 апреля, ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы связан с важнейшим евангельским событием. В этот день Деве Марии явился божий посланник архангел Гавриил, сообщивший ей благую весть о том, что она станет матерью Иисуса Христа – Сына Божьего и Спасителя мира. Слово благовещение — это старославянский перевод греческого слова евангелие (благая весть). Евангелием называют первые четыре книги Нового Завета, в которых излагается земная жизнь Иисуса Христа и учение о Царстве Божием.
Праздник Благовещения свято почитали в народе. На Руси в этот день было принято отпускать птиц из клеток на волю, что было связано с народной традицией встречи весны. Ежегодно Патриарх Московский и всея Руси с паперти Благовещенского собора Московского Кремля выпускает голубей, что символизирует стремление души человека очиститься от грехов и соединиться с Богом.
Историко-культурный комментарий
Паперть — крытая площадка перед входом в церковь.
Праздник Благовещения, посвящённый Богоматери, не относится к подвижному пасхальному циклу, 7 апреля может выпадать на дни Великого поста или Светлой седмицы. Храмы на Благовещение принято украшать белыми лилиями, символизирующими чистоту и непорочность Девы Марии, первыми весенними цветами голубых и синих оттенков — цвета неба. Во все праздники, посвящённые Богоматери, священнослужители надевают облачения голубого цвета.
Работаем со словом.
Вербным воскресеньем в народе называют праздник Вход Господень в Иерусалим, который христиане отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Он посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа. В нём видели Спасителя, Мессию (от др.-евр. — помазанник), который должен освободить народ Иудеи от римлян. Ожидая, что Иисус станет новым правителем Иудеи, жители города
встречали его с почестями, выстилали его путь пальмовыми ветвями. В Русской Православной Церкви в этот день принято освящать ветки вербы, которые заменили собой пальмовые ветви. Особой приметой Вербной недели считались вербные базары, на которых вместе с вербными веточками продавали детские игрушки и сладости.
► Художественная традиция изображения Благовещения имеет очень долгую историю. Этому событию посвящены творения многих знаменитых художников и иконописцев. Икона «Благовещение» — одно из наиболее значимых творений Андрея Рублёва. На ней
изображена восседающая
Богородица, смиренно
склонившая голову, и
парящая фигура Архангела
Гавриила.
Содружество муз
На картине В. Л. Боровиковского представлен традиционный для изображения Благовещения набор символов: лилия — знак чистоты и непорочности Девы Марии; книга у неё на коленях — символ пророчества; луч света, направленный на Марию, — символ Святого Духа. ◄
Благовещенье и свет,Вербы забелели.Или точно горя нет,Право, в самом деле?
Благовестие и смех,Закраснелись почки.И на улицах, у всехСиние цветочки.
Сколько синеньких цветков,Отнятых от снега.Снова мир и свеж, и нов,И повсюду нега.
Вижу старую МосквуВ молодом уборе.Я смеюсь и я живу,Солнце в каждом взоре.
От старинного КремляЗвон плывет волною.А во рвах живет земляМолодой травою.
В чуть пробившейся травеСон весны и лета.Благовещенье в Москве,Это праздник света!
Благовещенье в Москве
Что в православной культуре означает праздник Благовещение Пресвятой Богородицы?
Как поэт воспринимает праздник Благовещения? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Какие выразительные средства используются в стихотворении для передачи звуков и красок праздника?
Почему в России праздник Входа Господня в Иерусалим называют Вербным воскресеньем? Как встречали Иисуса Христа жители Иерусалима? С чем это связано?
Размышляем над прочитанным
1. Благовещение Пресвятой Богородицы — евангель-ское событие и посвящён-ный ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
2. Благовещение для поэта означает радость и свет («благовещенье и свет», «Это праздник света!»),
Благовещенье – один из самых светлых православных праздни-ков. Стихотворение пронизано радостью, торжеством жизни.
Это настроение несут слова «в молодом уборе», «смеюсь», «живу», «солнце», «звон плывет», «живет земля», «молодая трава», «сон весны и лета».
Поэт восторженно констатирует: «Праздник света».
3. Чтобы передать звуки и цвета праздника, автор использует:
метафоры — «праздник света», «солнце во взоре», «живет травою (т. е. трава - признаком весны, пробуждения природы к жизни)», «Москва в молодом уборе»;
олицетворения — «почки закрасне-лись», «звон плывет», «земля живет», «молодая трава», «сон весны и лета», «Москва в уборе»
Чередование сонорных звуков в строчках заставляют услышать плывущий от Кремля колокольный звон.
Эти изобразительные средства языка подчеркивают главное настроение стихотворения – радость, торжество жизни.
4. Вход Господень в Иерусалим — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста.
Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа.
В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменили на вербы.
5. Воспользовавшись информацией рубрики «Историко-культурный комментарий», объясните словосочетания: вербы забелели, закраснелись почки, синие цветочки.
6. Каким настроением проникнуто стихотворение Бальмонта? Назовите изобразительные средства языка, подчёркивающие это настроение.
7. Каковы художественные традиции изображения Благовещения в живописи?
8. * Исследователи творчества Бальмонта считают, что основными чертами стихотворений поэта являются их простота и сила. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
5. В стихотворении всего семь глаголов и много назывных предложений, потому что автор описывает не действия, а свое состояние. Оборот «вербы забелели» отражает тот факт, что почки на вербах распустились и приобрели вид пушистых белых комочков.
Синие цветы — это пролески, которые появляются весной одними из первых, порой на проталинах в окружении сугробов. Поэтому автор пишет, что они отняты «от снега».
Акцент на синем цвете неслучаен — это символ Богородицы, цвет ее хитона, и в праздник Благовещенья священники надевают одежду голубого цвета .
6. Поэт видит старую Москву, которая празднует Благовещенье, вспоминает свои ощущение от всеобщей радости и восторга. Это настроение несут слова «в молодом уборе», «смеюсь», «живу», «солнце», «звон плывет», «живет земля», «молодая трава», «сон весны и лета
Стихотворение написано от 1 лица: вижу, смеюсь, живу. Вместе с поэтом эти же чувства испытывают все люди. Он пишет: «Солнце в каждом взоре». Так отзывается душа человека на этот праздник.
Стихотворение описывает духовный подъем народа и содержит такие средства художественной выразительности:
риторический вопрос («Или точно горя нет ...?» — отражает надежду лирического героя на утешение, нравственное очищение);
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («цветочки», «синенькие» );
лексику высокого стиля («взор», «нега (в контексте речи — чистое блаженство)» ).
Это настроение передает звукопись (аллитереция): От старинного Кремля Звон плывет волною. Чередование звуков р-нн-мл-н-з-лн заставляют услышать плывущий от Кремля колокольный звон.
Метафора «Москва в молодом уборе», олицетворения «звон плывет», «земля живет»,
эпитеты «молодая трава», «молодой убор», сравнение «звон плывет волною» – все эти изобразительные средства языка подчеркивают главное настроение стихотворения – радость, торжество жизни. И мы, читатели, невольно разделяем эти чувства автора.
7. «День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий. Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно словно пронизано колокольным звоном первого праздника, который богослов Исанн
Златоуст именовал «началом всех христианских праздников». А театральный художник Константин Юон изобразил таким земным и радостным.
8. В проявлениях поэтической силы Бальмонта первое место занимает признаваемая даже злейшими врагами Бальмонта замечательная музыкальность и легкость его стиха. Разнообразие и богатство метров, подбор и расстановка слов, звукоподражания, вообще виртуозность стиха Бальмонта — первостепенная. Столь же замечателен Бальмонт как колорист, гармонически – серый и мрачный там, где он отражает свою тоску, яркий и огненный там, где требуется отразить подъем духа. Общий строй своей виртуозности Бальмонта сам превосходно охарактеризовал, усмотрёв в себе его воплощение изысканности русского стиха. Основные качества русского стиха у «предтеч» Бальмонта – простота и сила. Но и изысканность, парадность, нарядность тоже есть стиль, имеющий право на существование в искусстве. Красота изысканности условна, но это всё-таки красота. В живописи есть особая, большая и важная область живописи декоративной, привлекающей первостепенные художественные силы.
Литературные имена России
► Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) — русский поэт, публицист, богослов, философ, член-корреспондент Петербургской академии наук.
Современники Хомякова отмечали его превосходное образование; применение своим широким знаниям он нашёл в литературе, лингвистике, истории, живописи, медицине, экономике, религиозной философии. Не меньшее уважение вызывали нравственные качества Алексея Степановича, соответствующие идеалу дворянского воспитания. Блестящую характеристику Хомякова оставил в своих воспоминания граф Остен-Сакен, под начальством которого юный Хомяков проходил военную службу. Командир Хомякова, отмечая его прекрасное нравственное и духовное воспитание, возвышенность его поэтического дара, не меньше восхищался его ловкостью, выносливостью и отвагой, твёрдостью убеждений: «Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушённый опытом. Строго исполнял все посты по уставу православной Церкви и в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения».
Об универсальности знаний Хомякова, многосторонности его личности ярко высказался его друг Д. Н. Свербеев:
Поэт, механик и филолог, Врач, живописец и теолог, Общины русской публицист, Ты мудр, как змей, как голубь, чист.
А. С. Хомяков стал одним из самых влиятельных общественных деятелей России XIX века, к мнению которого прислушивались даже его идеологические противники.
Из первых уст► Прошло пятьдесят лет со времени кончины одного из самых замечательных и влиятельных русских людей за весь XIX век, – Алексея Степановича Хомякова. Он не был гением в той форме, какая особенно нам понятна и привычна, — вдохновенного стиха или художественной прозы… Хомяков был гением в непривычной и тяжёлой для нас форме — мысли. В. В. Розанов ◄
Хомяков окончил МГУ, был кандидатом математических наук.
Поэтический дар А. С. Хомякова высоко ценили А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой. Его поэзия наполнена патриотическим и гражданским звучанием. Хомяков был убеждённым противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением, что отразилось и в его стихотворении «Кремлёвская заутреня на Пасху».
Пасхе посвящена также вышедшая в 1844 году повесть «Светлое Воскресенье», в которой Хомяков перенёс в Россию действие повести «Рождественская песнь в прозе» английского писателя Диккенса, заменив праздник Рождества праздником Пасхи Светлого Христова Воскресения. Некоторые литературоведы считают, что именно эта повесть заложила основу жанра пасхального рассказа в России. ◄
Историко-культурный комментарий
Пасхальная заутреня — это торжественная служба в храме, главная часть православного праздника. Она начинается ровно в полночь с субботы на воскресенье. Начиная с пасхального богослужения в течение сорока дней принято приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!» и отвечать: «Воистину воскресе!»
Прочитайте стихотворение А. С. Хомякова «Кремлёвская заутреня на Пасху». Какие реалии пасхального праздника нашли в нём отражение?
В безмолвии, под ризою ночною,Москва ждала; и час святой настал:И мощный звон промчался над землею,И воздух весь, гудя, затрепетал.Певучие, серебрянные громыСказали весть святого торжества;И, слыша глас, её душе знакомый,Подвиглася великая Москва.Всё тот же он: ни нашего волненья,Ни мелочно-торжественных заботНе знает он, и, вестник искупленья,Он с высоты нам песнь одну поёт, —Победы песнь, песнь конченного плена.Мы слушаем; но как внимаем мы?Сгибаются ль упрямые колена?Смиряются ль кичливые умы?Откроем ли радушные объятьяДля страждущих, для меньшей братьи всей?Хоть вспомним ли, что это слово — братья —Всех слов земных дороже и святей?
Работаем со словом.
Вестник искупленья — здесь: Иисус Христос.
Кичливый — высокомерный и заносчивый.
Подвигнуться (устар.) — здесь: побудиться к чему-нибудь благородному, возвышенному.
Риза — верхнее облачение священника при богослужении.
Из первых уст
► А радость пасхальная всё ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб — артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи.
Наступила тишина. Она была прозрачной, и такой лёгкой, если дунуть на неё, то заколеблется паутинкой. И среди этой тишины запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангел и поют на небеси». И под эту воскрыляющую песню заструился огнями крестный ход. Мне наступили
на ногу, капнули воском на голову, но я почти ничего не почувствовал и подумал: «так полагается» — Пасха! Пасха Господня! — бегали по душе солнечные зайчики… Смолкли колокола. Сердце затаилось. Лицо запылало жаром. Земля куда-то исчезла — стоишь не на ней, а как бы на синих небесах. А люди? Где они? Всё превратилось в ликующие пасхальные свечи!
И вот, огромное, чего охватить не мог вначале, — свершилось! Запели «Христос воскресе из мертвых».
Три раза пропели «Христос воскресе», и перед нами распахнулись створки высокой двери. Мы вошли в воскресший храм, – и перед глазами, в сиянии паникадил, больших и малых лампад, в блёстках серебра, золота и драгоценных каменьев на иконах, в ярких бумажных цветах на куличах, — вспыхнула Пасха Господня! Священник… светло и громко воскликнул: «Христос воскресе», и народ ответил ему грохотом спадающего с высоты тяжёлого льдистого снега — «Воистину воскресе».
В. А. Никифоров-Волгин. Светлая заутреня ◄
Работаем со словом.Алтарь (лат. altare) — часть храма, в которой на возвышении находится святой престол.Артос (церк.) — квашеный, кислый хлеб, освящаемый в первый день Пасхи и раздробляемый в субботу Святой недели для раздачи народу.Крёстный ход — торжественное церковное шествие с крестами, иконами, хоругвями.
Паникадило (церк.) — большой многоярусный светильник, висящий на целях под куполом храма (имеет более двенадцати свечников или мест для лампадок).Хоругвь — в христианской церкви: полотнище с изображением Христа, святых и т. п., укреплённое на длинном древке, которое носят при крестных ходах, церковных шествиях.
Используя тексты рубрик, расскажите об особенностях проведения пасхальной заутрени. Какие части пасхальной службы отражены в стихотворении?
Определите, из каких частей состоит стихотворение «Кремлёвская заутреня на Пасху». Что включает в себя каждая из них? Каким пафосом наполнены эти части?
Христианская тематика была основной в творчестве Хомякова. В стихотворении используется выражение «для меньшей братьи всей». Как вы понимаете его смысл? Что говорит о том, что данное выражение является устаревшим?
Какие темы поднимает поэт в стихотворении? Обсудите, насколько эти темы актуальны для современной жизни.
Культурно-языковая ситуация в России середины XIX века характеризуется размыванием границ между светской и традиционно-церковной лексикой. Приведите примеры употребления церковных слов в поэтическом контексте стихотворения Хомякова.
Размышляем над прочитанным
1. В данном стихотворении в изображении пасхального праздника нашло отражение Пасхальной заутрени, которая ознаменована в произведении звоном колоколов.
Пасхальная служба начинает с пасхальной заутрени — торжественной службы в храме, сопровождающейся колокольным звоном и пением «Христос воскресе из мёртвых»
2. Данное стихотворение состоит из трёх частей
В первой части лирический герой ожидает начало пасхальной заутрени.
Во второй части герой описывает эмоции благоговения и радости от начала этой службы
В третьей части настроение героя меняется на задумчивое. Он обращается к
мыслям о том, готовы ли на самом деле люди в этот светлый праздник стать духовно добрее и чище, готовы ли они к смирению, к состраданию, к тому, чтобы по-настоящему быть «братьями».
3. Выражение «для меньше братьи всей» означает для тех, кто беден, болен, нуждается в помощи. О том, что данное выражение является устаревшим, мы можем судить по форме слова братия («братьи»), которое не используется в современном русском языке в обыденной речи
4. Алексей Степанович Хомяков придерживался славянофильских взглядов, что нашло
отражение не только в его мировоззрении, но и в его литературных работах.
Одна из основных идей его творчества — соборность. Под ней он понимал доброволь-ное, а не принудительное единение всех людей в любви к Христу, чистой и бескорыст-ной. Читая стихотворение, мы чувствуем дыхание дней, давно минувших, незыблемость устоев жизни, умиротворенность и торжественность. Слова в произведении относятся к возвышенной лексике, отсюда и то особое чувство единения со всеми верующими и празднующими, охватывающее читателей. Образы в Заутрене воздушны и в то же время монументальны. В последних строках отчетливо слышен призыв к народному единению.
5. Примеры церковных слов: риза, песнь, братия.
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.
Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви.
Его сюжеты:
духовное проникновение,
нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души,
воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
Литературные имена России
Антон Павлович
Чехов
► Антон Павлович Чехов (1860—1904) — русский писатель, драматург, врач. С ранних лет он был погружён в атмосферу православия. Отец писателя был человеком глубоко религиозным и детей приобщал к церковным службам, в доме часто устраивались молебны. Антон вместе с братьями пел в организованном его отцом самодеятельном церковном хоре. В одном из писем Чехов писал: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание — с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне».
В религии А. П. Чехова привлекали эстетические переживания. По признанию писателя, в пасхальные ночи он отправлялся бродить по церквам, слушая пасхальный перезвон: «Лучше и красивее церковного звона ничего нет; так я его люблю». Религиозное воспитание писателя не прошло бесследно: в его рассказах прослеживается глубокое знание церковных служб и библейских текстов. Светлой Пасхе посвящены рассказы А. П. Чехова «Накануне поста», «На Страстной неделе», «Тайна», «Студент», «Архиерей». ◄
Работаем со словом.Апостол (греч. apostolos — посланник, посол) — здесь: христианская церковная книга, содержащая части Нового Завета.Архиерей (греч. archiereos) — в православной церкви: высший чин монашествующего духовенства.Кафизма — название каждого из двадцати отделов, на которые разделена псалтырь в обиходе православного богослужения.Мирянин — человек, живущий в миру (в противоположность служителям церкви, монахам).
Из первых уст► Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники. Мой брат, например, толкует, что Бога нет, а на Пасху первый бежит к заутрене.А. П. Чехов. На пути ◄
Историко-культурный комментарий
С Пасхой связано множество обрядов и традиций. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился ещё в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда ученица Иисуса Христа Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиберию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо. Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо покраснело.
В православной традиции яйцо символизирует воскрешение: как из яйца возникает новая жизнь, так и мир возрождается через Воскресение Христово. Красный цвет символизирует радость Воскресения, возрождения человеческого рода. Но в то же время — это цвет крови Иисуса Христа, которую он пролил на Кресте ради спасения людей.
Кулич — высокий пасхальный хлеб круглой формы, который готовится из сладкого дрожжевого теста. Традиция печь на Пасху куличи пришла к нам из Византии. По преданию, после воскресения Христос являлся апостолам во время их трапез, и они стали оставлять свободным для своего Учителя центральное место, а в середину стола ставить предназначенный для него хлеб. Со временем в день Воскресения Господня во время богослужения возникла традиция оставлять такой хлеб в храме на специальном столе в память апостольской трапезе с Христом.
Пасхой (паской) называют угощение из сладкого творога, которое делают в виде усечённой пирамиды, украшенной буквами «ХВ», обозначающими торжественное пасхальное приветствие – «Христос Воскресе!». Нередко на пасхе также выкладывают крест, копьё, цветы в память о страданиях Христа и его Воскресении. Иногда в России пасхой называют кулич.
Из первых уст► С четверга на Страстной начали красить яйца: в красном и синем сандале, в серпухе и луковых перьях; яйца выходили красные, синие, жёлтые и бледно-розового, рыжеватого цвета. Мы с сестрицей с большим удовольствием присутствовали при этом крашенье. Но мать умела мастерски красить яйца в мраморный цвет разными лоскутками и шемаханским шёлком. Сверх того, она с необыкновенным искусством простым перочинных ножичком выскабливала на красных яйцах чудесные узоры, цветы и слова: «Христос воскрес». Она всем приготовила по такому яичку, и только я один видел, как она над этим трудилась. Моё яичко было лучше всех, и на нём было написано: «Христос воскрес, милый друг Серёженька!» С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука ◄
Работаем со словом.Сандал (греч.) — краситель жёлтого, красного, чёрного или синего цвета, получаемый из древесины сандалового дерева, а также некоторых других деревьев.Серпуха — жёлтая растительная краска для тканей.Шемаханский шёлк — пышный, некручёный восточный шёлк из г. Шемахи.
Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Казак». Известно, что писатель тщательно выбирал названия для своих произведений. Как вы думаете, почему он решил назвать свой рассказ именно так?
Арендатор хутора "Низы" Максим Горчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вёз только что освящённый кулич. Солнце ещё не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо... Перепел кричал свои "пить пойдём! пить пойдём!", да далеко над курганчиком носился коршун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.
Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово Воскресение. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чём бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своём хозяйстве и находил, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо: глядел он на жену - и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями.
- Сказано, велик день! - говорил он. - Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнёт играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!
- Оно не живое, - заметила жена.
- Да на нём люди есть! - воскликнул Горчаков. - Мне Иван Степанович рассказывал - на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право... А может, учёные и брешут, кто их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!
1. В каком настроении пребывает герой?
В самом счастливом состоянии души: «На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным, счастливым!» «…всё у него исправно, всё довольно хорошо. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями».
2. Как он относится к жене? Как разговаривает с ней?
Считает «красивой, доброй, кроткой». Это его идеал: добрая и кроткая. Пытается вовлечь в свою радость. Его интонации дружелюбны, говорит он, видимо, громко – сплошь с восклицательной интонацией: «Сказано, велик день! Вот и велик!... Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!»
Размышляем над прочитанным
3. Что можно сказать о Максиме? Какой он человек?
Человек с доброй душой, отзывчивый, открытый всему хорошему, готовый в это утро обнять весь мир.
4. Чехов – мастер детали. Какие детали вы можете выделить в этом отрывке?.
Его радует тряская визгливая бричка, даже коршун, совершающий свои медленные, тяжелые круги в небе. Образ коршуна – настораживающий. Коршун – знак беды.
5. Что можно сказать о жене Максима? Какой она человек? Проследите по тексту, как ведёт себя жена героя. Как это характеризует её?
Но ее слова: «Оно не живое» должны помочь вдумчивому писателю понять, что она не способна искренне радоваться природе, празднику Пасхе, она не замечает радостного возбуждения Максима, не обладает поэтическим восприятием мира».
Словарная работа.
Свячёная паска – освящённый в церкви кулич (на юге кулич называют «пасхой» или «паской»).
Разговеться – по окончании Великого поста есть любую пищу, также в честь праздника Пасхи съесть освящённый кулич
На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Горчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.
- Христос воскресе! - крикнул ему Максим.
- Воистину воскрес, - ответил казак, не поднимая головы.
- Куда едешь?
- Домой на льготу.
- Зачем же тут сидишь?
-Да так... захворал... Нет мочи ехать.
-Что ж у тебя болит?
-Весь болю.
Гм... вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый двор ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвёл утомлёнными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
- Вы это из церкви? - спросил он.
- Из церкви.
- А меня праздник в дороге застал. Не привёл Бог доехать. Сейчас сесть бы да доехать, а мочи нет... Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свячёной ласочки разговеться!
Пасочки? - спросил Горчаков. - Оно можно, ничего... Постой, сейчас...
Максим быстро пошарил у себя е карманах, взглянул на жену и сказал:
Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то - не рука, всю пасху испортишь. Вот задача! Поищи-ка нет ли у тебя ножика?
Казак через силу поднялся и пошёл к своему седлу за ножом.
- Вот ещё что выдумали! - сердито сказала жена Горчакова. - Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глаза ми я её домой порезанную повезу? И видано ль дело -1 степи разговляться. Поезжай на деревню, к мужикам да там и разговляйся!
Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:
- Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать.
- Ну, казак, не прогневайся! - сказал Горчаков и за смеялся. - Не велит жена! Прощай, путь-дорога!
Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё ещё говорила, что резать кулич, не доехав до дому, - грех и не порядок что всё должно иметь своё место и время. На востоке крася пушистые облака в разные цвета, засияли пер вые лучи солнца, послышалась песня жаворонка. У! не один, три коршуна, над степью. Солнце пригрел! чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики.
Размышляем над прочитанным
Максим продолжает радоваться, сочувствует больному казаку, готов выполнить его просьбу.
Для его жены встреченный на дороге больной казак – чуждое, нарушающее порядок явление. Резать кулич по дороге домой для незнакомого попрошайки для жены кощунство. «Не дам! Надо порядок знать».
2. Почему место встречи называется Кривая Балочка?
1. Опишите состояние героев.
Может быть, это намек на то, что у Максима и его жены был шанс выбрать правильный путь, поступить по-человечески, по-Божески.
Возникает ситуация нравственного выбора. Пожалеть больного казака, выполнить его просьбу и подать на стол «искромсанный» кулич? Или отказать казаку? Пусть доберется до деревни, там ему кто-нибудь поможет. Да, но ведь казак обратился именно к ним. Миновать ситуацию нравственного выбора невозможно (в жизни избежать её никому ещё не удавалось).
Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.
-Не видать казака... - сказал он. - Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет... Чего доброго, помрёт в дороге... Не дали мы ему, Лизавета, пасхи, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется. Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её и не было.
Приехали домой, христосовались с работниками, Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свячённого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:
- А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.
- Чудной ты, ей-Богу! - сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами. -Ты взял такую моду, чтобы свячёную пасху раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пускай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?
-Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый...
Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не ел и не пил. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговения легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.
- Ты уже встал? - спросила жена.
- Не спится что-то... Эх, Лизавета, - вздохнул он, - обидели мы с тобой казака!
- Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним
- Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как со свиньёй обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.
- Да, так и дам я тебе пасху портить. Да еще свячёную! Ты бы её с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупила? Ишь ты какой!
Максим потихоньку от жены пошёл в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошёл в сарай к работникам.
-Кузьма, брось гармонию, - обратился он к одному из них. - Седлай гнедого или Иванчика и езжай побыстрее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он ещё не уехал.
Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.
-Ну что? Видал казака?
-Нигде нету. Должно, уехал.
-Гм... история!
Горчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехал до деревни, он спросил у мужиков:
-Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.
Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.
-Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой - такого не было.
Вернулся Максим домой к обеду.
- Сидит у меня этот казак в голове, и хоть ты что! - сказал он жене. - Не даёт покою. Я всё думаю: а что, ежели это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь
бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!
-Да что ты ко мне с казаком пристал? - крикнула Лизавета, выходя из терпения. - Пристал, как смола!
-А ты, знаешь, не добрая.
- Пущай я не добрая, - крикнула она и сердито стукнула ложкой, - а только не стану я всяким пьяницам свячёную пасху раздавать!
-А нешто казак пьяный?
-Пьяный!
-Почём ты знаешь?
-Пьяный!
-Ну и дура!
...Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, - хоть в петлю полезай! От скуки и досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у неё злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит её к отцу.
Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился. С этого и началось расстройство. Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой... Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену... за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил и ждал, не встретится ли ему казак...
Размышляем над прочитанным
Какова тема рассказа А. П. Чехова? Можно ли отнести это произведение к жанру пасхального рассказа? Своё мнение поясните.
Какой литературный приём лежит в основе построения рассказа? На какие части делится рассказ? С чем это связано? Какова роль казака в рассказе?
Какими видятся Торчаков и Лиза в начале рассказа? Проследите по тексту, как ведёт себя жена героя. Как это характеризует её? Как меняется душевное состояние Торчакова?
Какие аргументы мог бы привести Торчаков, чтобы убедить свою жену угостить казака? Как вы думаете, почему он не попытался настоять на своём?
* Какова роль пасхального кулича в рассказе?
* Почему финал рассказа остался открытым?
Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви, в нем говорится о нравственном перерождении человека. Произошло ли перерождение нашего героя. Нет. Но он осознал свое ошибку, понял, что поступил неправильно. Скорее всего рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.
https://sun9-57.userapi.com/impg/A9TedZtNPqqLD91TNkBUQ uIqc_kahHJoJMymQ/_I0FUY0D6jw.jpg?size=765x1024&quality=95&sign=e0f9ef0f336b5b9e8e2cb18fb09fecbb&c_uniq_tag=qDoobeANs-jj5y9sqqBMoTvjGuYFRdMY4BIFdGIJcb0&type=album
https://психиатр27.рф/800/600/http/1.bp.blogspot.com/-J-qop_Sgt_0/YGy694H3AaI/AAAAAAAAPiQ/FrbNLZvaSQoDXiIzay2jjJjsuXNUDfWYwCLcBGAsYHQ/s960/%25D0%2591%25D0%259B%25D0%2590%25D0%2593%25D0%259E%25D0%2592%25D0%2595%25D0%25A9%25D0%2595%25D0%259D%25D0%25AC%25D0%2595.jpg
https://psdsale.com/components/com_jshopping/files/img_products/8060-blagovehhenie-presvjatoj-bogoroditsy.jpg
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8866523/pub_642e9143345cac1f96bdb14d_642e914ef4208b0b3514b60c/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9723b5203b0a7395c41f91854b34aeb4fc9930b8-9233306-images-thumbs&n=13
https://rugraphics.ru/wp-content/uploads/2023/04/otkrytka-s-verbnym-voskresenem-tebya-dorogaya.jpg
http://old.domgogolya.ru/storage/hoh_15_page_01.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d0ab10b7919bc31c87bf952f6f77379a03b2da36-9829431-images-thumbs&n=13
https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1164696/main_Пасха.jpg
https://zd0rovo.ru/wp-content/uploads/2021/02/sluzhba-na-pashu.jpg
https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674066671_gas-kvas-com-p-risunki-na-paskhalnuyu-temu-35.jpg
http://nursp.ru/files/583/58366615dd8b6df2a9b72b944d043c28.jpg
https://sun9-62.userapi.com/impg/-GPGjcfMxcgnojjGEiO_zeZvODNo2S616_Fhkw/fej52KRmL7w.jpg?size=755x1080&quality=95&sign=2fd5f08b648c25c186aaae4abd4b0267&c_uniq_tag=-gANUiMP8SMRO_sHH-M__8y3gY9VVR2jauTeXU12pAg&type=album
https://wp-s.ru/wallpapers/8/6/374678666883186/korzina-napolnennaya-raznocvetnymi-pasxalnymi-yajcami.jpg
https://karandashchelny.ru/a/karandash/files/userfiles/images/catalog/dbb44990-a701-11e4-8a93-002454b3ae80_f6cc9de0-684e-11ea-86bd-f44d304ace19.jpeg
Иллюстрации
https://i.pinimg.com/originals/ba/db/5b/badb5b7a74268ffc76097dfb92bb1c1c.jpg
https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676469091_gas-kvas-com-p-pravoslavnie-prazdniki-risunok-detskii-31.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=58443a3b67ce361f9da333201ba5b2cf05e446f0-10814598-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fd9c388d3529838e4d9c4025f36a96720df6648d-10932937-images-thumbs&n=13
https://filed14-13.my.mail.ru/pic?url=https:%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F174613%2F121447594.9a3%2F0_1e90d7_af864904_orig.jpg&mw=&mh=&sig=907d8907559bf4978e03d2c9ef2a5867
https://allasha.ru/wp-content/uploads/2009/09/IMG_4942.JPG
https://i.pinimg.com/736x/78/77/db/7877db580a08e2a8da2cab8bb10e1484--painting-easter.jpg
b55ac8d6f9e66b74952afee13cc16ce8.jpg
1005094559.jpg
3_cfb4c335f1ab2bf00034a0ee13a68774_1373733845.jpg
6_7c179cd24c8df4b036ce7cbbb83b40b2_1373733866.jpg
Автор: Кочанова В.В., учитель русского языка и литературы, МОУ «Зимстанская СОШ», МР «Усть – Куломский район», Республика Коми
Иллюстрации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.