Презентация Русский язык как развивающееся явление
Оценка 4.6

Презентация Русский язык как развивающееся явление

Оценка 4.6
pptx
16.01.2024
Презентация Русский язык как развивающееся явление
презентация _Русский язык. 7 класс (правила, задания)_.pptx

Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающееся явление

Живой как жизнь
Н.В.Гоголь

Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной……
П.Вяземский

ЯЗЫК: такой орган животного как кушанье

ЯЗЫК: такой орган животного как кушанье

ЯЗЫК: такой орган животного как кушанье
ЯЗЫК: подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции
ЯЗЫК: В колоколе:
металлический стержень, производящий звон ударами о стенки
4. ЯЗЫК: о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Языки пламени.;огненные языки. Я. ледника. Я. волны.
5. ЯЗЫК: исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе

ЯЗЫК: речь, способность говорить

ЯЗЫК: речь, способность говорить

6. ЯЗЫК: речь, способность говорить
Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
7. ЯЗЫК: система знаков ”звуков, сигналов”, передающих информацию
Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Информационные языки ”в системе обработки информации”.
8. ЯЗЫК: Colloq
пленный, захваченный для получения нужных сведений
Взять, привести языка.
9. ЯЗЫК: народ, нация
Нашествие двунадесяти ”т. е. двенадцати” языков ”об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.”.

Исповедь (древнерус.) – ведати – «знать», «иметь»

Исповедь (древнерус.) – ведати – «знать», «иметь»

Исповедь (древнерус.) – ведати – «знать», «иметь». «Поведать» – «сообщить», «рассказать»

Исповедь – откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом тайном

Язык живет вместе с жизнью народа

Язык живет вместе с жизнью народа



Язык живет вместе с жизнью народа
В.Г.Белинский


Язык есть путь цивилизации и культуры
А.И.Куприн

Презентация Русский язык как развивающееся явление

Презентация Русский язык как развивающееся явление

А.С.Пушкин «Пророк» И он к устам моим приник,

А.С.Пушкин «Пророк» И он к устам моим приник,

А.С.Пушкин «Пророк»

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи в уста замершие мои
Вложил десницею кровавой

Язык представляет собой исторически развивающееся явление

Язык представляет собой исторически развивающееся явление

Язык представляет собой исторически развивающееся явление.

Язык служит не только средством общения, но и средством передачи другим поколениям знаний об окружающем мире.

Типы речи повествование описание рассуждение

Типы речи повествование описание рассуждение

Типы речи

повествование

описание

рассуждение

Говорится о действиях и событиях


Что произошло?

Изображение предметов, людей, природы, животных

Какой?

Излагаются причины явлений и событий


Почему?

Стили речи Характеристика стиля

Стили речи Характеристика стиля

Стили речи

Характеристика стиля

Разговорный стиль

книжные

научный

Официально-деловой

публицистический

художественный

Цель высказывания

Общение, обмен мыслями, чувствами с близкими

Сообщение и передача научной информации

Точная передача деловой информации

Воздействие на читателя, слушателя с целью в чем-то их убедить, к чему-то призвать

Воздействие на читателя, слушателя художественной литературы

Сфера применения

Беседа в кругу близких людей, дружеские письма

Уроки, лекции, доклады

Объявления, документы, законы, приказы, заявления

Выступление на митингах, собраниях, статьи в газетах, журналах

Произведения худ. лит-ры

Понятие о причастии Тест “Верю не верю”:

Понятие о причастии Тест “Верю не верю”:

Понятие о причастии

Тест “Верю не верю”:
Задача – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.
-Верите ли вы, что причастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные?
-Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
-Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени?
-Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов?
-Верите ли вы, что причастия имеют суффикс –онн ?
-Верите ли вы, что причастия склоняются?

Выписать из текста все причастия, обосновать свой ответ

Выписать из текста все причастия, обосновать свой ответ

Выписать из текста все причастия, обосновать свой ответ

Единственное украшение дома композитора — рояль. Он мог петь обо всём: о любви, о порыве человеческого духа. Белые и чёрные кла­виши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей. Потом в тишине ещё долго звучала одна маленькая струна, будто плакала обиженная сёстрами Золушка. Григ, откинув­шийся на спинку кресла, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждёт

Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждёт

Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждёт. Нужно торопиться, чтобы исполнить всё задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей пре­лести юности и счастья и мысленно видел бегущую перед ним девуш­ку с зелёными сияющими глазами. Григ играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, снег, слетевший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
(По К. Паустовскому)

Прочитайте текст и выполните задания

Прочитайте текст и выполните задания

Прочитайте текст и выполните задания.

 1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными…

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными…

 Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

Тестовые задания 1.В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой е? а) по колющ

Тестовые задания 1.В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой е? а) по колющ

Тестовые задания

1.В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой е?
а) по колющ..му предмету; о блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; щелкунчик кол..т орехи
б) прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно месяц; выглянувш..й луной
в) мерцавш..го света; открывш..йся калиткой; рядом с разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки

В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой и? а) журчащ

В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой и? а) журчащ

2. В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой и?
а) журчащ..ми весной ручьями; появивш..мся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток
б) сотрудник, засидевш..йся на работе; кричащ..му ребёнку; скулящ..й пёс; сидяч..й образ жизни
в) немигающ..й взор; ничего не понимающ..й зверёк; заколоченн..ми на зиму окнами; команда, не привыкш..я проигрывать

Тропинка, по которой Савушкин повёл

Тропинка, по которой Савушкин повёл

Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, на задах школы. Едва они вступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Кругом белым-бело, деревья до самого малого сучочка убраны снегом. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берёз, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. Иногда деревья расступались, открывая солнечные, весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю.

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей застелен толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала тёмным, недобрым глазком живая вода. Наклонившись над полыньей, Анна Васильевна разглядела тянущуюся со дна тоненькую нитку; не достигая поверхности воды, она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш.

Действительные причастия Страдательные причастия

Действительные причастия Страдательные причастия

Действительные причастия

Страдательные причастия

Обозначают признак предмета, который сам совершает действие

Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

Наст. вр.
(от НСВ)

-
-ущ- (-ющ-) — I спр.
-ащ- (-ящ-) — II спр. несущий, поющий, держащий, смотрящий



-ом- (-ем-) — I спр.


-им- — II спр.

ведомый, читаемый, гонимый

Прош. вр.


Основа на гласный

-вш-


Основа на согласный

-ш-

прочитавший, нёсший

-ен(н)-, (н)-, -т-
 
увиденный, унесённый, про- читанный, вышитый


Продолжение

Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы

Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы

Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ

Хлопоч..щий, трепещ..щий, дремл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, движ..щийся, се..щий, кол..щий.
Бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся.

Повторение изученного по теме «Причастие»

Повторение изученного по теме «Причастие»

Повторение изученного по теме «Причастие»

Правописание суффиксов действительных причастий

Правописание суффиксов действительных причастий

Правописание суффиксов действительных причастий

Се..щийся дождь, стро..щиеся дома, дремл..щий старик, трепещ..щий на ветру, скач..щая лошадь, ясно вид..щий цель, шепч..щиеся кусты, пен..щиеся волны, та..щий снег, дыш..щий прохладой, стел..щийся туман.

Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш-

Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш-

Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш-

Слыш..вший шорох, ненавид..вший ложь, обид..вший малыша, ма..вшийся от жары, удосто..вший чести, раста..вший снег, разве..вший семена, посе..вший страх, рассе..вший сомнения, почу..вший зверя.

Разряды наречий Значения наречий

Разряды наречий Значения наречий

Разряды наречий

Значения наречий

Вопросы

Примеры

образа действия

как? каким образом?

Весело, громко, дружно, дружески, шёпотом, вдвоём.

меры и степени

в какой степени? насколько?

Очень, немного, чересчур, совершенно, совсем, вдвое.

места

где? куда? откуда?

Далеко, слева, сверху, вдаль, назад.

времени

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

Давно, всегда, весной, ночью, допоздна, уже, сперва.

причины

почему? отчего?

Сгоряча, сослепу, поневоле.

цели

зачем? для чего?

Нарочно, назло, на смех.

Особая группа наречий (не называют признаки действия, а указывают на них

Особая группа наречий (не называют признаки действия, а указывают на них

Особая группа наречий (не называют признаки действия, а указывают на них. Они используются и для связи предложений в тексте)

Наречия

Примеры наречий

Примеры употребления

Указательные

здесь, там, тут,
туда, оттуда,
тогда

Лягушки выскочили из-под земли и тут же
с громким плеском попрыгали в воду.

Неопределён-ные

где-то, куда-то,
где-нибудь,
кое-где, кое-как

Где-то неподалёку верещал дядя Эндрю.

Отрицательные нигде, никогда, никуда, негде

Отрицательные нигде, никогда, никуда, негде

Отрицательные

нигде, никогда,
никуда, негде

Громадный золотистый зверь величаво
расхаживал среди животных, которые
ничуть его не боялись.

Вопроситель-ные

где, куда, когда,
зачем, почему

Отчего же не подвезти?

Правописание наречий Тестовые задани я 1

Правописание наречий Тестовые задани я 1

Правописание наречий

Тестовые задани я
1. В каких вариантах не- с наречиями пишется слитно?
а) поступил (не)умно
б) вернулся (не)рано, а поздно
в) (не)по-зимнему одет
г) (не)умолчно работает станок
2. В каких вариантах не- с наречиями пишется слитно?
а) вовсе (не)трудно
в) ничуть (не)трудно
б) совсем (не)лепо
г) очень (не)легко

В каких вариантах не- с наречиями пишется раздельно? а) делать (не)аккуратно, зато быстро б) делать (не)аккуратно, а то так, то сяк в) делать (не)быстро г)…

В каких вариантах не- с наречиями пишется раздельно? а) делать (не)аккуратно, зато быстро б) делать (не)аккуратно, а то так, то сяк в) делать (не)быстро г)…

3. В каких вариантах не- с наречиями пишется раздельно?
а) делать (не)аккуратно, зато быстро
б) делать (не)аккуратно, а то так, то сяк
в) делать (не)быстро
г) делать (не)быстро, а понемногу
4. В каких вариантах в наречиях пишется ни-?
а) н..где не видели
б) н..когда не обманывай себя
в) н..когда он был известен
г) уйти в н..куда

Вставьте Н и НН, определите часть речи у слов с орфограммой 1

Вставьте Н и НН, определите часть речи у слов с орфограммой 1

Вставьте Н и НН, определите часть речи у слов с орфограммой

1.Он никогда не говорил определё..о. Состояние больного определе..о довольно точно.
2. Дитя было смуще..о вниманием. Она смотрела на него радостно, смуще..о и благодарно.
3. Ваня любил очень дли..о рассказывать. Платье явно дли..о.

О-Е после шипящих и ц Забавная девч

О-Е после шипящих и ц Забавная девч

О-Е после шипящих и ц

Забавная девч..нка, галч..нок выпал из гнезда, толч..ное стекло, следить за матч..м, тесная лавч..нка, жалкая душ..нка, порывы свеж..го ветра, главный дириж..р, причёсанный ухаж..р, гаш..ная известь, вкусная сгущ..нка, перч..ная туш..нка, детская рубаш..нка, короткие ш..рты, ровная ч..рточка, подавился лапш..й, ш..коладные конфеты, мокрое ш..ссе, прож..рливая гусеница, ж..лтый крыж..вник.

О-Е после шипящих и ц Тестовые задания 1

О-Е после шипящих и ц Тестовые задания 1

О-Е после шипящих и ц

Тестовые задания
1.В каком ряду во всех словах пишется буква о?
а) горяч.., хорош.., общ.., ещ..
б) ш..в, ш..рох, ж..лудь, крыж..вник
в) прыж..к, собач..нка, свеж.., плеч..
г) боч..нок, ч..тный, каблуч..к, овц..й
В каком ряду во всех словах пишется буква е/ё?
а) угрожающ.., зловещ.., ни при ч..м, свеж..
б) ч..ткий, ч..тки, освежающ.., умоляющ..
в) обж..ра, дириж..р, ухаж..р, заискивающ..
г) жж..т, ш..ссе, запрещ..н, манящ..

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Слитно

Раздельно

Наречия, образованные от существительных

Если образованы от существительных, не употребляемых без предлогов в современном русском языке.
Вдребезги, исподтишка, наутёк

Если образованы от существительных с предлогами без, до, под, в, на, за, с.
Без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

Если образованы от существительных с предлогом в и корнем -пол-

Если образованы от существительных с предлогом в и корнем -пол-

Если образованы от существительных с предлогом в и корнем -пол-.
Вполоборота, вполголоса, вполсилы

Если существительное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, а предлог заканчивается на согласную.
В охапку, без устали, без оглядки

Если внутрь образованного слова не может быть вставлено определение без изменения смысла.
Наотрез, вприпрыжку, сплеча

Если образованы от сочетания двух существительных с предлогами.
В конце концов, бок о бок, из века в век

Наречия, образованные от прилагательных

Наречия, образованные от прилагательных

Наречия, образованные от прилагательных

Если образованы от кратких и полных прилагательных (кроме начинающихся с гласных).

Вплотную, вслепую

Если образованы от прилагательных, начинающихся с гласных.

В открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

Если образованы от числительных с приставками в-, на-.

Вдвое, надвое, вдвоём

Если образованы от числительных с приставкой по-
По двое, по пятеро, по семеро

Наречия, образованные от наречий

Донельзя, назавтра, покуда

 

Наречия в сравнительной степени
Получше, побольше, поярче

Презентация Русский язык как развивающееся явление

Презентация Русский язык как развивающееся явление

Наречие В каком из данных слов дефисное написание?

Наречие В каком из данных слов дефисное написание?

Наречие

В каком из данных слов дефисное написание?
А) (по)больше принести е) (по)новому одеться
Б) (по)дальше уйти ж) (по)лучше сочинить
В) (по)немногу сделать з) (по)реже печалиться
Г) (по)красивее написать
Д) (по)прежнему жить

2. В каком варианте из данных слов нет дефиса?
(в)скоре 5) (в)лево
(в)третьих 6) (во)вторых
(в)четвертых 7) (в)пятых
(во)первых

В каком словосочетании наречие пишется через дефис? (по)зимнему лесу 6) (по)летнему небу (по)осеннему небу 7) (по)весеннему звону капели (по)весеннему полю 8) (по)весеннему радостно (по)моему мнению…

В каком словосочетании наречие пишется через дефис? (по)зимнему лесу 6) (по)летнему небу (по)осеннему небу 7) (по)весеннему звону капели (по)весеннему полю 8) (по)весеннему радостно (по)моему мнению…

3. В каком словосочетании наречие пишется через дефис?
(по)зимнему лесу 6) (по)летнему небу
(по)осеннему небу 7) (по)весеннему звону капели
(по)весеннему полю 8) (по)весеннему радостно
(по)моему мнению
(по)зимнему холодно

4. В каких наречиях есть дефис между частями слова?
бок(о)бок 5) (с)легка
(в)перемежку 6) (в)право
Точь(в)точь 7) (мало)помалу
(благо)получно

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания) 1

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания) 1

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)

1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга?

Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга?

2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Дальше говорим главное: понравилась книга или нет

Дальше говорим главное: понравилась книга или нет

3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову. В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете!

Отдельно скажите несколько слов о героях книги

Отдельно скажите несколько слов о героях книги

4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)

Возможно, также пригодятся такие выражения: - эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод … - читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации;…

Возможно, также пригодятся такие выражения: - эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод … - читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации;…

Возможно, также пригодятся такие выражения:
- эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …
- читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …

Правописание производных предлогов

Правописание производных предлогов

Правописание производных предлогов

Предлоги из наречий пишутся слитно:

Шел впереди (=перед) колонны
Был внутри (=в) страны
Были вблизи (=у) школы
Смотрел вслед (=за) поезду
Ходил вокруг (=у) дома

Шел навстречу (=к) другу, НО: на встречу с другом

Шел навстречу (=к) другу, НО: на встречу с другом

Шел навстречу (=к) другу, НО:
на встречу с другом

Был позади (=за) дома
Поступил наперекор судьбе
Стоял напротив (=перед) сада
Сдал накануне (=перед) праздника
Сверх (=над) плана

Предлоги из существительных пишутся по-разному:

Предлоги из существительных пишутся по-разному:

Предлоги из существительных пишутся по-разному:

В одно слово:
Наподобие шара
Насчет (=о) поездки, НО:
положил деньги на счет в банке
Вместо (=за) него, НО:
попал в место, известное всем
Вроде костюма, НО:
согласуется в роде, числе, падеже

Ввиду (=из-за) недостатка времени,

Ввиду (=из-за) недостатка времени,

Ввиду (=из-за) недостатка времени,
НО: иметь в виду
Вследствие неурожая, НО:
в следствии по делу, впоследствии (наречие)
В 2 или 3 слова:
В отличие от него
По причине (=из-за) болезни
В целях безопасности
Со стороны (=от) друзей

В силу (=по, из-за) привычки В связи с ремонтом

В силу (=по, из-за) привычки В связи с ремонтом

В силу (=по, из-за) привычки
В связи с ремонтом
За счет отдыха
В виде вазы
Во избежание падения
В заключение доклада, НО:
попал в заключение, находился в заключении

В течение суток, НО: попал в течение реки, изменения в течении реки

В течение суток, НО: попал в течение реки, изменения в течении реки

В течение суток, НО:
попал в течение реки, изменения в течении реки
В продолжение года, НО:
известно в продолжении романа
Вслед за ним, НО:
ступать в след зверя

Как отличить производный предлог от другой части речи - предлог повторяется в вопросе: занимался в течение чего? в течение часа

Как отличить производный предлог от другой части речи - предлог повторяется в вопросе: занимался в течение чего? в течение часа

Как отличить производный предлог от другой части речи

- предлог повторяется в вопросе: занимался в течение чего? в течение часа.
- к предлогу можно подобрать синоним-предлог, а к существительному – синоним-существительное.
Пример: занимался в течение часа = в продолжение часа (предлог); пороги в течении реки = в русле реки (сущ).

- внутрь предлога ничего вставить нельзя, а между существительным и предлогом – можно: в течение часа (предлог) – в (бурном) течении реки(сущ). - при переходе…

- внутрь предлога ничего вставить нельзя, а между существительным и предлогом – можно: в течение часа (предлог) – в (бурном) течении реки(сущ). - при переходе…

- внутрь предлога ничего вставить нельзя, а между существительным и предлогом – можно: в течение часа (предлог) – в (бурном) течении реки(сущ).
- при переходе в предлог существительное теряет свое основное значение: «в течение часа» – но час никуда не течет!

Пример рассуждения Допустим, нам встретилось такое предложение: «Мы не смогли договориться (на) счет экскурсии»

Пример рассуждения Допустим, нам встретилось такое предложение: «Мы не смогли договориться (на) счет экскурсии»

Пример рассуждения

Допустим, нам встретилось такое предложение:
«Мы не смогли договориться (на) счет экскурсии».
Как написать “(на) счет”? Другими словами, предлог это “насчет” или существительное с предлогом “на счет”?
- ставим вопрос: договорились насчет чего? насчет экскурсии – повторяется в вопросе;
- “насчет” значит “о”; синоним – предлог;
- внутрь ничего вставить нельзя (сравните: “на расчетный счет”);
- “насчет экскурсии” никак не связано со счетом.
Вывод: перед нами предлог.

Союзы Сочинительные Подчинительные

Союзы Сочинительные Подчинительные

Союзы

Сочинительные

Подчинительные

Связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного (части равноправны по смыслу)

Связывают простые предложения в составе сложноподчиненного (одно предложение подчинено другому по смыслу, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос)

И, да, а, но, тоже, также, зато, однако, или, либо, как - так и, не только – но и…

Чтобы, что, потому что, будто, если, когда, как только, пока, едва, лишь, между тем как, в то время как, оттого что, ибо, так как, из-за того что, дабы, для того чтобы, затем чтобы, коли, хотя, пускай, несмотря на то что, пусть, как будто, словно, точно, так что, до того что

Сочинительные союзы соединительные противительные разделительные

Сочинительные союзы соединительные противительные разделительные

Сочинительные союзы

соединительные

противительные

разделительные

И, да (=и), ни-ни, тоже, также, не только - но и, как – так и

А, но, да (=но), однако, зато, же

Или, либо, то – то, не то – не то, то ли - то ли

Подчинительные союзы Группа союзов союзы пример

Подчинительные союзы Группа союзов союзы пример

Подчинительные союзы

Группа союзов

союзы

пример

Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят)

Что, чтобы, будто

Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица

Временные

Когда, как только, пока, едва, лишь, между тем как, лишь только, в то время как

Когда шли дожди, мы не выходили из дома

Причинные

Потому что, оттого что, ибо, так как, из-за того что

Мы тащились шагом, потому что снег прилипал к колесам

Целевые Чтобы, дабы, для того чтобы, затем чтобы

Целевые Чтобы, дабы, для того чтобы, затем чтобы

Целевые

Чтобы, дабы, для того чтобы, затем чтобы

Я хожу в школу, чтобы быть образованным человеком

Условные

Если, раз, ежели, коли, когда, ли

Если я не выучу правило, то получу двойку

Уступительные

Хотя, пускай, несмотря на то что, пусть, даром что, лишь только

Хотя было еще темно, я уже пошел в школу

Сравнительные Как, как будто, словно, точно, будто, подобно, совсем как, то есть

Сравнительные Как, как будто, словно, точно, будто, подобно, совсем как, то есть

Сравнительные

Как, как будто, словно, точно, будто, подобно, совсем как, то есть

Рвутся гранаты, как будто кто-то бьет ладонью по коробке

Следственные

Так что, до того что

Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал лишь его дыхание

Сравните предложения, раскройте скобки

Сравните предложения, раскройте скобки

Сравните предложения, раскройте скобки

Сережа выполнил задание, я то(же) его сделал

Сережа выполнил то(же) задание, что и я

Оля легко решает задачи, сочинения так(же) пишет хорошо

Оля так(же) решила задачу, как и все остальные

Родители просили, что(бы) в походе мы были осторожны

Что(бы) мне рассказать вам интересное?

Ты долго трудился, за(то) получил хорошие результаты

Моего друга хвалили за(то), что он отлично выполнил работу

Правописание союзов Союз Местоимение с частицей (предлогом), наречие с частицей 1

Правописание союзов Союз Местоимение с частицей (предлогом), наречие с частицей 1

Правописание союзов

Союз

Местоимение с частицей (предлогом), наречие с частицей

1. Нельзя поставить вопрос

1. Можно поставить вопрос

2. Не является членом предложения

2. Является членом предложения

3. Пишется слитно

3. Пишется раздельно

4. ЖЕ и БЫ нельзя опустить

4. Можно опустить

Тоже = также = и 5. То же – местоим

Тоже = также = и 5. То же – местоим

5. Тоже = также = и

5. То же – местоим. с частицей
так же – наречие с частицей

6. Чтобы = для того чтобы

6. Что бы – местоим. с частицей

7. Зато = но

7. За то – предлог с местоим.

8. Оттого что = потому что = так как

8. От того – предлог с метоим.
по тому – предлог с метоим.
ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО!!! (наречное выражение)

9. Итак = следовательно

9. И так – союз и наречие

10. Причем = притом = вместе с тем

10. При чем, при том – предлог с местоим.

Формообразующие частицы - служат для образования форм слов и новых слов

Формообразующие частицы - служат для образования форм слов и новых слов

Формообразующие частицы - служат для образования форм слов и новых слов

Повелительное наклонение глагола

Условное наклонение глагола

Степени сравнения прилагательных, наречий

Неопределенные местоимения

Да
Пусть
Пускай
Давай (те)

Бы (б)

Более
Менее
Самый

Кое-
-то
-либо
-нибудь

Смысловые частицы – вносят различные смысловые оттенки, выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении вопрос ли, разве, неужели восклицание что…

Смысловые частицы – вносят различные смысловые оттенки, выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении вопрос ли, разве, неужели восклицание что…

Смысловые частицы – вносят различные смысловые оттенки, выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении

вопрос

ли, разве, неужели

восклицание

что за, как

указание

вот, вон, это

Выделение, ограничение только, лишь, исключительно, почти усиление даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то

Выделение, ограничение только, лишь, исключительно, почти усиление даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то

сомнение

вряд ли, едва ли

уточнение

именно, как раз

Выделение, ограничение

только, лишь, исключительно, почти

усиление

даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то

Частицы НЕ и НИ НЕ НИ 1. Отрицание 1

Частицы НЕ и НИ НЕ НИ 1. Отрицание 1

Частицы НЕ и НИ

НЕ

НИ

1. Отрицание

1. Усиление (после слов кто, что, как, куда и т.п.)

Он не старался

Как он ни старался, у него ничего не получалось

! Исключи частицу из предложения

Если смысл изменился на противоположный, то пишем НЕ

Не изменился - НИ

Усиление 2. Отрицание А) при двойном отрицании

Усиление 2. Отрицание А) при двойном отрицании

2. Усиление

2. Отрицание

А) при двойном отрицании
Не мог не сказать (должен был сказать)
Нельзя не заметить (нужно обязательно заметить)

А) В предложениях без подлежащего
На небе ни облачка
В лесу ни звука

Б) в вопросительных и восклицательных предложениях
Как мне не плакать?
Где он только не бывал!

Б) для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ
На небе нет ни облачка
В лесу не слышно ни звука

Правописание частицы НЕ со всеми частями речи слитно раздельно

Правописание частицы НЕ со всеми частями речи слитно раздельно

Правописание частицы НЕ со всеми частями речи

слитно

раздельно

Со всеми словами, которые без НЕ не употребляются
Нельзя, негодуя, непобедимый

С глаголом, деепричастием, кратким причастием, числительным, словом состоянием, предлогом (искл.: несмотря на, невзирая на), союзом, частицей, наречием не на О,Е
Не читал, не один, не под силу, не сегодня, не покрашен

С сущ., прилаг., наречиями (на

С сущ., прилаг., наречиями (на

2. С сущ., прилаг., наречиями (на О,Е), когда с НЕ образуется новое слово (можно заменить синонимом без НЕ)
Неправда – ложь
Неплохой – хороший
Недалеко - близко

2. С сущ., прилаг., наречиями (на О,Е), если есть противопоставление с а
Не правда, а ложь
Не далеко, а близко

3. С полными причастиями без зависимых слов
Непрочитанная книга

3. С полными причастиями, если есть зависимое слово или противопоставление с а
Не прочитанная мною книга

С неопределенными местоимениями и отрицательными без предлога

С неопределенными местоимениями и отрицательными без предлога

4. С неопределенными местоимениями и отрицательными без предлога
Несколько, нечто, нечем, некого

4. С местоим., отрицат. местоим. с предлогом
Не ты, не он, не у кого спросить

5. С прилаг, причастиями, наречиями на О,Е, если есть слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно
Совсем непродуманное решение

5. С прилаг, причастиями, наречиями на О,Е, если есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не
Ничуть не интересная книга

С отрицательными наречиями Негде, некуда 6

С отрицательными наречиями Негде, некуда 6

6. С отрицательными наречиями
Негде, некуда

6. С краткими прилаг., которые не употребляются в полной форме или она имеет иное значение
Не рад, не должен, не готов, не горазд

7. Приставка недо- (меньше нормы)
Недоедать, недовыполнить

7. Со словами состояния в безличных предложениях
Не надо, не жаль, не пора, не нужно

8. Со словами дефисного написания
Не ярко-красный

9. В вопросит. предложениях
Не правда ли?

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2024