ЯЗЫК: такой орган животного как кушанье
ЯЗЫК: подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции
ЯЗЫК: В колоколе:
металлический стержень, производящий звон ударами о стенки
4. ЯЗЫК: о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Языки пламени.;огненные языки. Я. ледника. Я. волны.
5. ЯЗЫК: исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе
6. ЯЗЫК: речь, способность говорить
Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
7. ЯЗЫК: система знаков ”звуков, сигналов”, передающих информацию
Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Информационные языки ”в системе обработки информации”.
8. ЯЗЫК: Colloq
пленный, захваченный для получения нужных сведений
Взять, привести языка.
9. ЯЗЫК: народ, нация
Нашествие двунадесяти ”т. е. двенадцати” языков ”об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.”.
Стили речи
Характеристика стиля | Разговорный стиль | книжные | |||
научный | Официально-деловой | публицистический | художественный | ||
Цель высказывания | Общение, обмен мыслями, чувствами с близкими | Сообщение и передача научной информации | Точная передача деловой информации | Воздействие на читателя, слушателя с целью в чем-то их убедить, к чему-то призвать | Воздействие на читателя, слушателя художественной литературы |
Сфера применения | Беседа в кругу близких людей, дружеские письма | Уроки, лекции, доклады | Объявления, документы, законы, приказы, заявления | Выступление на митингах, собраниях, статьи в газетах, журналах | Произведения худ. лит-ры |
Понятие о причастии
Тест “Верю не верю”:
Задача – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.
-Верите ли вы, что причастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные?
-Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
-Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени?
-Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов?
-Верите ли вы, что причастия имеют суффикс –онн ?
-Верите ли вы, что причастия склоняются?
Выписать из текста все причастия, обосновать свой ответ
Единственное украшение дома композитора — рояль. Он мог петь обо всём: о любви, о порыве человеческого духа. Белые и чёрные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей. Потом в тишине ещё долго звучала одна маленькая струна, будто плакала обиженная сёстрами Золушка. Григ, откинувшийся на спинку кресла, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.
Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждёт. Нужно торопиться, чтобы исполнить всё задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей прелести юности и счастья и мысленно видел бегущую перед ним девушку с зелёными сияющими глазами. Григ играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, снег, слетевший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
(По К. Паустовскому)
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
Тестовые задания
1.В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой е?
а) по колющ..му предмету; о блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; щелкунчик кол..т орехи
б) прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно месяц; выглянувш..й луной
в) мерцавш..го света; открывш..йся калиткой; рядом с разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки
2. В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой и?
а) журчащ..ми весной ручьями; появивш..мся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток
б) сотрудник, засидевш..йся на работе; кричащ..му ребёнку; скулящ..й пёс; сидяч..й образ жизни
в) немигающ..й взор; ничего не понимающ..й зверёк; заколоченн..ми на зиму окнами; команда, не привыкш..я проигрывать
Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, на задах школы. Едва они вступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Кругом белым-бело, деревья до самого малого сучочка убраны снегом. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берёз, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. Иногда деревья расступались, открывая солнечные, весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю.
Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей застелен толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала тёмным, недобрым глазком живая вода. Наклонившись над полыньей, Анна Васильевна разглядела тянущуюся со дна тоненькую нитку; не достигая поверхности воды, она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Обозначают признак предмета, который сам совершает действие | Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета |
Наст. вр. | - |
|
Прош. вр. |
| -ен(н)-, -н(н)-, -т- |
Продолжение
Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ
Хлопоч..щий, трепещ..щий, дремл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, движ..щийся, се..щий, кол..щий.
Бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся.
Гласные в причастиях прошедшего времениперед суффиксом -вш-
Слыш..вший шорох, ненавид..вший ложь, обид..вший малыша, ма..вшийся от жары, удосто..вший чести, раста..вший снег, разве..вший семена, посе..вший страх, рассе..вший сомнения, почу..вший зверя.
Разряды наречий
Значения наречий | Вопросы | Примеры |
образа действия | как? каким образом? | Весело, громко, дружно, дружески, шёпотом, вдвоём. |
меры и степени | в какой степени? насколько? | Очень, немного, чересчур, совершенно, совсем, вдвое. |
места | где? куда? откуда? | Далеко, слева, сверху, вдаль, назад. |
времени | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? | Давно, всегда, весной, ночью, допоздна, уже, сперва. |
причины | почему? отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле. |
цели | зачем? для чего? | Нарочно, назло, на смех. |
Особая группа наречий (не называют признаки действия, а указывают на них. Они используются и для связи предложений в тексте)
Наречия | Примеры наречий | Примеры употребления |
Указательные | здесь, там, тут, | Лягушки выскочили из-под земли и тут же |
Неопределён-ные | где-то, куда-то, | Где-то неподалёку верещал дядя Эндрю. |
Правописание наречий
Тестовые задани я
1. В каких вариантах не- с наречиями пишется слитно?
а) поступил (не)умно
б) вернулся (не)рано, а поздно
в) (не)по-зимнему одет
г) (не)умолчно работает станок
2. В каких вариантах не- с наречиями пишется слитно?
а) вовсе (не)трудно
в) ничуть (не)трудно
б) совсем (не)лепо
г) очень (не)легко
3. В каких вариантах не- с наречиями пишется раздельно?
а) делать (не)аккуратно, зато быстро
б) делать (не)аккуратно, а то так, то сяк
в) делать (не)быстро
г) делать (не)быстро, а понемногу
4. В каких вариантах в наречиях пишется ни-?
а) н..где не видели
б) н..когда не обманывай себя
в) н..когда он был известен
г) уйти в н..куда
Вставьте Н и НН, определите часть речи у слов с орфограммой
1.Он никогда не говорил определё..о. Состояние больного определе..о довольно точно.
2. Дитя было смуще..о вниманием. Она смотрела на него радостно, смуще..о и благодарно.
3. Ваня любил очень дли..о рассказывать. Платье явно дли..о.
О-Е после шипящих и ц
Забавная девч..нка, галч..нок выпал из гнезда, толч..ное стекло, следить за матч..м, тесная лавч..нка, жалкая душ..нка, порывы свеж..го ветра, главный дириж..р, причёсанный ухаж..р, гаш..ная известь, вкусная сгущ..нка, перч..ная туш..нка, детская рубаш..нка, короткие ш..рты, ровная ч..рточка, подавился лапш..й, ш..коладные конфеты, мокрое ш..ссе, прож..рливая гусеница, ж..лтый крыж..вник.
О-Е после шипящих и ц
Тестовые задания
1.В каком ряду во всех словах пишется буква о?
а) горяч.., хорош.., общ.., ещ..
б) ш..в, ш..рох, ж..лудь, крыж..вник
в) прыж..к, собач..нка, свеж.., плеч..
г) боч..нок, ч..тный, каблуч..к, овц..й
В каком ряду во всех словах пишется буква е/ё?
а) угрожающ.., зловещ.., ни при ч..м, свеж..
б) ч..ткий, ч..тки, освежающ.., умоляющ..
в) обж..ра, дириж..р, ухаж..р, заискивающ..
г) жж..т, ш..ссе, запрещ..н, манящ..
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях
Слитно | Раздельно |
Наречия, образованные от существительных | |
Если образованы от существительных, не употребляемых без предлогов в современном русском языке. | Если образованы от существительных с предлогами без, до, под, в, на, за, с. |
Если образованы от существительных с предлогом в и корнем -пол-. | Если существительное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, а предлог заканчивается на согласную. |
Если внутрь образованного слова не может быть вставлено определение без изменения смысла. | Если образованы от сочетания двух существительных с предлогами. |
Наречия, образованные от собирательных количественных числительных | ||
Если образованы от числительных с приставками в-, на-. | Если образованы от числительных с приставкой по- | |
Наречия, образованные от наречий | ||
Донельзя, назавтра, покуда |
| |
Наречия в сравнительной степени |
Наречие
В каком из данных слов дефисное написание?
А) (по)больше принести е) (по)новому одеться
Б) (по)дальше уйти ж) (по)лучше сочинить
В) (по)немногу сделать з) (по)реже печалиться
Г) (по)красивее написать
Д) (по)прежнему жить
2. В каком варианте из данных слов нет дефиса?
(в)скоре 5) (в)лево
(в)третьих 6) (во)вторых
(в)четвертых 7) (в)пятых
(во)первых
3. В каком словосочетании наречие пишется через дефис?
(по)зимнему лесу 6) (по)летнему небу
(по)осеннему небу 7) (по)весеннему звону капели
(по)весеннему полю 8) (по)весеннему радостно
(по)моему мнению
(по)зимнему холодно
4. В каких наречиях есть дефис между частями слова?
бок(о)бок 5) (с)легка
(в)перемежку 6) (в)право
Точь(в)точь 7) (мало)помалу
(благо)получно
Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.
2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову. В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете!
4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения:
- эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …
- читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Как отличить производный предлог от другой части речи
- предлог повторяется в вопросе: занимался в течение чего? в течение часа.
- к предлогу можно подобрать синоним-предлог, а к существительному – синоним-существительное.
Пример: занимался в течение часа = в продолжение часа (предлог); пороги в течении реки = в русле реки (сущ).
- внутрь предлога ничего вставить нельзя, а между существительным и предлогом – можно: в течение часа (предлог) – в (бурном) течении реки(сущ).
- при переходе в предлог существительное теряет свое основное значение: «в течение часа» – но час никуда не течет!
Пример рассуждения
Допустим, нам встретилось такое предложение:
«Мы не смогли договориться (на) счет экскурсии».
Как написать “(на) счет”? Другими словами, предлог это “насчет” или существительное с предлогом “на счет”?
- ставим вопрос: договорились насчет чего? насчет экскурсии – повторяется в вопросе;
- “насчет” значит “о”; синоним – предлог;
- внутрь ничего вставить нельзя (сравните: “на расчетный счет”);
- “насчет экскурсии” никак не связано со счетом.
Вывод: перед нами предлог.
Союзы
Сочинительные | Подчинительные |
Связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного (части равноправны по смыслу) | Связывают простые предложения в составе сложноподчиненного (одно предложение подчинено другому по смыслу, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос) |
И, да, а, но, тоже, также, зато, однако, или, либо, как - так и, не только – но и… | Чтобы, что, потому что, будто, если, когда, как только, пока, едва, лишь, между тем как, в то время как, оттого что, ибо, так как, из-за того что, дабы, для того чтобы, затем чтобы, коли, хотя, пускай, несмотря на то что, пусть, как будто, словно, точно, так что, до того что |
Подчинительные союзы
Группа союзов | союзы | пример |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят) | Что, чтобы, будто | Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица |
Временные | Когда, как только, пока, едва, лишь, между тем как, лишь только, в то время как | Когда шли дожди, мы не выходили из дома |
Причинные | Потому что, оттого что, ибо, так как, из-за того что | Мы тащились шагом, потому что снег прилипал к колесам |
Целевые | Чтобы, дабы, для того чтобы, затем чтобы | Я хожу в школу, чтобы быть образованным человеком |
Условные | Если, раз, ежели, коли, когда, ли | Если я не выучу правило, то получу двойку |
Уступительные | Хотя, пускай, несмотря на то что, пусть, даром что, лишь только | Хотя было еще темно, я уже пошел в школу |
Сравнительные | Как, как будто, словно, точно, будто, подобно, совсем как, то есть | Рвутся гранаты, как будто кто-то бьет ладонью по коробке |
Следственные | Так что, до того что | Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал лишь его дыхание |
Сравните предложения, раскройте скобки
Сережа выполнил задание, я то(же) его сделал | Сережа выполнил то(же) задание, что и я |
Оля легко решает задачи, сочинения так(же) пишет хорошо | Оля так(же) решила задачу, как и все остальные |
Родители просили, что(бы) в походе мы были осторожны | Что(бы) мне рассказать вам интересное? |
Ты долго трудился, за(то) получил хорошие результаты | Моего друга хвалили за(то), что он отлично выполнил работу |
Правописание союзов
Союз | Местоимение с частицей (предлогом), наречие с частицей |
1. Нельзя поставить вопрос | 1. Можно поставить вопрос |
2. Не является членом предложения | 2. Является членом предложения |
3. Пишется слитно | 3. Пишется раздельно |
4. ЖЕ и БЫ нельзя опустить | 4. Можно опустить |
5. Тоже = также = и | 5. То же – местоим. с частицей |
6. Чтобы = для того чтобы | 6. Что бы – местоим. с частицей |
7. Зато = но | 7. За то – предлог с местоим. |
8. Оттого что = потому что = так как | 8. От того – предлог с метоим. |
9. Итак = следовательно | 9. И так – союз и наречие |
10. Причем = притом = вместе с тем | 10. При чем, при том – предлог с местоим. |
Формообразующие частицы - служат для образования форм слов и новых слов
Повелительное наклонение глагола | Условное наклонение глагола | Степени сравнения прилагательных, наречий | Неопределенные местоимения |
Да | Бы (б) | Более | Кое- |
Смысловые частицы – вносят различные смысловые оттенки, выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении
вопрос | ли, разве, неужели |
восклицание | что за, как |
указание | вот, вон, это |
2. Усиление | 2. Отрицание |
А) при двойном отрицании | А) В предложениях без подлежащего |
Б) в вопросительных и восклицательных предложениях | Б) для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ |
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
слитно | раздельно |
Со всеми словами, которые без НЕ не употребляются | С глаголом, деепричастием, кратким причастием, числительным, словом состоянием, предлогом (искл.: несмотря на, невзирая на), союзом, частицей, наречием не на О,Е |
2. С сущ., прилаг., наречиями (на О,Е), когда с НЕ образуется новое слово (можно заменить синонимом без НЕ) | 2. С сущ., прилаг., наречиями (на О,Е), если есть противопоставление с а |
3. С полными причастиями без зависимых слов | 3. С полными причастиями, если есть зависимое слово или противопоставление с а |
4. С неопределенными местоимениями и отрицательными без предлога | 4. С местоим., отрицат. местоим. с предлогом |
5. С прилаг, причастиями, наречиями на О,Е, если есть слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно | 5. С прилаг, причастиями, наречиями на О,Е, если есть слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не |
6. С отрицательными наречиями | 6. С краткими прилаг., которые не употребляются в полной форме или она имеет иное значение |
7. Приставка недо- (меньше нормы) | 7. Со словами состояния в безличных предложениях |
8. Со словами дефисного написания | |
9. В вопросит. предложениях |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.