![]() |
Перечень требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования
показывает преемственность требований к уровню подготовки выпускников на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования (базовый и профильный уровни) по истории и
требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, достижение которых проверяется в ходе ЕГЭ.
Таблица 1
Код контролируемого требования |
|
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования |
ФГОС СОО |
||
базовый уровень |
углублённый уровень |
||
Знать/понимать: |
|
|
|
1.1 |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории |
–
– сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в мире |
– владение системными истори-ческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории; – сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии |
1.2 |
периодизацию всемирной и отечественной истории |
||
1.3 |
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории |
||
1.4 |
|
||
1.5 |
|
||
Уметь: |
|
|
|
2.1 |
|
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников |
– владение приёмами работы с историческими источниками, умением самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; – сформированность умения оценивать различные исторические версии |
2.2 |
|
||
2.3 |
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Код контролируемого требования |
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования |
ФГОС СОО |
||
базовый уровень |
|
||
2.4 |
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения |
–
– владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников |
|
2.5 |
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений |
|
|
2.6 |
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса |
– владение приёмами работы с историческими источниками, умением самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; – сформированность умения оценивать различные исторические версии |
|
2.7 |
|
||
2.8 |
|
сформированность умения применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников |
Перечень элементов содержания,
проверяемых на ЕГЭ по истории, демонстрирует преемственность содержания раздела
«Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»
федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования по истории и Примерной основной образовательной
программы среднего общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016
№ 2/16-з)).
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО[1] |
|||
|
углублённый уровень |
|||
1 |
|
Древность и Средневековье |
|
|
|
1.1 |
Народы и древнейшие государ |
ства на территории России |
|
1.1.1*[2], 1.1.2 |
Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян |
|
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Народы Сибири и Дальнего Востока. Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян[3]. Расселение славян, их раз- деление на три ветви – восточные, |
Таблица 2
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
и южные. Славянские
|
|
1.2 |
Русь в IX – начале XII в. |
|||
1.2.1*, 1.2.2 |
Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Русская Правда |
|
Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Образование Русского государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами. Крещение Руси: причины и значение. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
тегории населения. Русская церковь и её роль в жизни общества |
|
1.2.3* |
Международные связи Древней Руси |
|
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения |
|
1.2.4* |
|
|
Зарождение, специфика и достижения ранней русской культуры. Развитие культуры. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература |
|
1.3 |
|
|||
1.3.1 |
|
|
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
связи русских земель |
|
1.3.2* |
Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада |
|
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Русские земли в составе Золотой Орды. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и повседневный быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Русские земли в составе Литовского государства. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси |
|
1.3.3*, 1.3.4 |
Формы землевладения и ка- |
|
Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Борьба Литов- |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
тегории населения. Русский город |
|
Московского княжеств за
Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. |
|
|
1.3.5* |
Культурное развитие русских земель и княжеств |
|
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях |
1.4 |
|
|||
1.4.1*, 1.4.2 |
|
|
Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер эко- |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
жение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения |
|
Византии и установление Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва – Третий Рим». Расширение международных связей Московского государства |
|
1.4.3 |
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян |
|
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV Грозный. Установление царской власти и её сакрализация в общественном сознании. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Земские соборы. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссия о характере опричнины и её роли в истории России. Россия в конце XVI в. Царь Фёдор Иванович. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян |
|
1.4.4* |
|
|
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия |
|
1.4.5* |
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России |
|
Культурное пространство единого Русского государства. Культура Московской Руси в XVI в. Начало |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. |
|
|
|
|
1.4.6* |
Смута. Социальные движе- ния в России в начале XVII в.
Борьба с Речью Посполитой и со Швецией |
|
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Кузьма Минин и Д.М. Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно- представительной системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени |
|
1.4.7*, 1.4.8* |
Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. |
|
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права |
|
Романовых. Царь Михаил Фёдорович. Филарет. Восстановление
Царь Алексей Михайлович. Начало становления абсолютизма. Соборное Уложение 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Россия в конце XVII в. Фёдор Алексеевич. Отмена местничества. Стрелецкие восстания. Смоленская война. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
|||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
||||
|
базовый уровень |
|
|||
1.4.9 |
Церковный раскол |
|
|
|
|
1.4.10 |
Социальные движения XVII в. |
|
|
Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина |
|
2 |
|
|
Новое время |
|
|
|
2.1 |
Россия в XVIII – середине XIX в |
. |
|
|
2.1.1 |
Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации |
|
Регентство Софьи. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Предпосылки петровских реформ. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская). Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
ального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. |
|
2.1.2* |
Северная война. Провозглашение Российской империи |
|
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Провозглашение России империей |
|
2.1.3* |
Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый абсолютизм» |
|
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Внутренняя политика в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Национальная и религиозная политика. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Россия при Павле I. Изменение порядка |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика |
|
2.1.4* |
Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота |
|
Экономическая и финансовая политика периода «дворцовых переворотов». Развитие промышленности и торговли во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения |
|
2.1.5*, 2.1.7* |
Русское просвещение. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. |
|
Культура и нравы петровской эпохи. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Век Просвещения. Сословный характер образования. Становление отечественной науки; М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С.П. Крашенинников). Русские изобретатели (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульп- |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н.И. Лобачевский, Н.И. Пирогов, Н.Н. Зинин, Б.С. Якоби и др.). Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Образование: расширение сети школ и университетов. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, ампир, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.). Формирование русского литературного языка. Становление национальной музыкальной школы (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и др.). Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. |
|
2.1.6* |
Превращение России в мировую державу в XVIII в. |
|
Внешняя политика в 1725–1762 гг. Россия в Семилетней войне 1756– |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
Суворова. Военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова |
|
2.1.8 |
Правовые реформы и мероприятия по
укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. |
|
Россия в начале XIX в. Территория и население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Проект М.М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816–1825 гг. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Основные итоги внутренней политики Александра I. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
восстание 1830–1831 гг. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина |
|
2.1.9* |
Отечественная война 1812 г. |
|
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальная блокада. Присоединение к России Финляндии. Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
|
2.1.10 |
Движение декабристов |
|
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов |
|
2.1.11* |
Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм |
|
Общественное движение в 1830– 1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С.С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. П.Я. Чаадаев. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.) и западники (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв, Т.Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский). Русский утопический социализм. Общество петрашевцев |
|
2.1.12* |
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны |
|
Заграничный поход русской армии 1813–1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813–1825 гг. |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Россия во второй половине XIX – начале |
||
2.2.1 |
Реформы 1860–1870-х гг. |
|
Великие реформы 1860–1870-х гг. Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Итоги и следствия реформ 1860–1870-х гг. |
|
2.2.2 |
|
|
Внутренняя политика самодержавия в конце 1870-х – 1890-е гг. Общественные движения второй половины XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные, либеральные, радикальные течения |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
Кризис самодержавия на рубеже 70– 80-х гг. XIX в. Политический террор. Политика лавирования. Начало царствования Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Разработка рабочего законодательства. Национальная политика |
|
2.2.3* |
ния |
|
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения России |
|
2.2.4* |
Нарастание экономических и социальных противоречий |
|
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте |
|
|
|
2.2.5* |
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков |
|
«Освобождение труда». Распро- странение идей марксизма. Зарождение российской социал-демократии |
|
2.2.6* |
Восточный вопрос во внешней
политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов |
|
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. «Союз трёх императоров». Россия в международных отношениях конца XIX в. Сближение России и Франции в 1890-х гг. |
|
2.2.7* |
|
|
Русско-японская война 1904–1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
2.2.8* |
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования |
|
Культура России в начале XX в. Открытия российских учёных в науке и технике. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин). Русский |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
тографа. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры |
|
2.2.9 |
Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения |
|
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Самодержавие и общество. Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г.В. Плеханов, В.М. Чернов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов). Рабочее движение. «Полицейский социализм». Первая российская революция (1905– 1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооружённое восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные |
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
|
2.2.10 |
Реформы П.А. Столыпина |
|
Правительственная программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь в России в 1912–1914 гг. |
|
3 |
|
|
|
|
3.1 |
Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в Росс |
ии |
||
3.1.1* |
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество |
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние боль- шевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества |
|
|
3.1.2* |
|
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и полити- ческого кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершённость и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
и их лидеры накануне революции.
России республикой |
|
|
3.1.3 |
собрание |
25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
политический деятель.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Ликвидация сословных привилегий. Слом старого и создание нового госаппарата. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. |
|
|
3.1.4* |
Итоги Гражданской войны |
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как обще- |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
национальная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимо-
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения |
|
|
|
3.1.5 |
Переход к новой экономической политике |
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
Социалистического Труда) |
|
3.2 |
СССР в 1922–1991 гг. |
|||
3.2.1 |
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство |
|
|
|
3.2.2 |
Партийные дискуссии о путях |
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
Утверждение «культа личности» И.В. Сталина. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных тер- |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
Конституция СССР 1936 г. |
|
|
3.2.3 |
Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация |
Создание МТС. Голод в СССР в 1932– 1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Жизнь в деревне. Личные подсобные хозяйства колхозников |
|
|
3.2.4 |
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования |
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
Выдающиеся учёные и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интел- |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
лигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
|
|
|
3.2.5* |
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны |
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
|
3.2.6*, 3.2.7* |
Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны |
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развёртывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942–1943 гг.). Сталинградская битва. Германское |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развёртывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, учёные в условиях войны. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита
Война и общество. Военно- |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
|
3.2.8* |
СССР в антигитлеровской коалиции |
Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г.
|
|
|
3.2.9* |
|
Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
|
3.2.10 |
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. |
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
щина. Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках |
|
|
3.2.11* |
Холодная война. Военнополитические союзы в после- |
Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «хо- |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
военной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы |
договора. Война в Корее |
|
|
3.2.12 |
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950– 1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста |
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
нальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущёва от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Н.С. Хрущёва.
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущёва и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущёва и его реформ современниками и историками |
|
|
3.2.13* |
СССР 1977 г. |
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
в математике. Создание топливноэнергетического комплекса (ТЭК) |
|
|
3.2.14* |
|
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и её противоречивые |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
в КПСС. Подъём национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки её решения руководством СССР. Обострение межнационального
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
ений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин и «перестройка» в общественном сознании |
|
|
3.2.15* |
СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы |
Внешняя политика в период
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряжённости. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно- |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
к М.С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире |
|
|
3.2.16* |
Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг. |
Культурное пространство и повседневная жизнь в период «оттепели». Изменение общественной атмосферы. |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
«Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 г. Учреждение Московского кинофестиваля. «Стиляги». Н.С. Хрущёв и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты.
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат |
|
|
3.3 |
Российская Федерация |
|||
3.3.1 |
Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР |
(Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Россия как преемник СССР на международной арене. Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ |
|
|
3.3.2* |
Политический кризис сентября – октября 1993 г. |
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств |
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
«Семибанкирщина». Олигархический капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков |
|
|
3.3.3* |
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия |
Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
и его последствия |
|
|
3.3.4* |
Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно- |
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Избрание В.В. Путина |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев |
|
|
**4 Здесь и далее двумя звёздочками отмечены элементы содержания, относящиеся к недавним событиям истории России, отсутствующие в ПООП СОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию в 2016 г., но включённые в Историко-культурный стандарт.
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
||
3.3.5* |
|
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993 г.). Присоединение России |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
|
|
|
3.3.6* |
Современная российская культура |
щественной роли СМИ как «четвёртой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития |
|
Код раздела |
Код контро- лируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
||
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования |
Наличие позиций ФК ГОС в ПООП СОО1 |
|||
базовый уровень |
|
|||
|
|
современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура |
|
Кодификатор ЕГЭ 2023 г. ИСТОРИЯ, 11 класс. 64 / 66
Приложение 1
Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ 2023 г.
Падение Западной
Римской империи. Возникновение государства франков. Правление Юстиниана в
Византийской империи. Возникновение ислама. Возникновение государства у арабов.
Провозглашение Карла Великого императором. Распад Франкской империи.
Образование Священной Римской империи. Разделение христианской церкви на
Восточную (православную) и Западную (католическую). Нормандское завоевание
Англии. Крестовые походы. Захват Константинополя крестоносцами. Принятие
Великой хартии вольностей в Англии; возникновение английского парламента. Созыв
Генеральных штатов во Франции. Столетняя война. Жакерия во Франции. Восстание
под предводительством У. Тайлера в Англии. Битва на Косовом поле (1389 г.).
Гуситские войны. Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом. Война Алой и Белой
розы в Англии. Правление Людовика XI во Франции. Падение Византийской империи.
Правление Генриха VII в Англии. Открытие Америки Х. Колумбом. Завершение
Реконкисты на Пиренейском полуострове. Открытие В. да Гамой морского пути в
Индию. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии.
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Вормсский рейхстаг. осуждение М.
Лютера. Крестьянская война в Германии. Начало Реформации в Англии. Аугсбургский
религиозный мир. Религиозные войны во Франции Освободительная война в
Нидерландах. Образование Речи Посполитой. Варфоломеевская ночь во Франции.
Утрехтская уния. Разгром Англией Непобедимой армады. Нантский эдикт Генриха IV
во Франции. Тридцатилетняя война. Деятельность кардинала Ришелье на посту первого
министра Франции. Начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало
Английской буржуазной революции. Принятие английским парламентом «Великой
ремонстрации». Гражданская война в Англии. Правление французского короля
Людовика XIV. Вестфальский мир. Казнь английского короля Карла I.
Провозглашение Англии республикой. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация
династии Стюартов в Англии. «Славная революция» в Англии. Правление Людовика XV
во Франции. Правление Фридриха II в Пруссии. Движение луддитов в Англии.
«Бостонское чаепитие». Принятие Декларации независимости США. Принятие
конституции США. Начало революции во Франции (1789 г.). Принятие Декларации
прав человека и гражданина. Принятие Билля о правах в США. Президентство Дж.
Вашингтона в США. Начало революционных войн Франции. Крушение монархии во
Франции. Приход к власти во Франции якобинцев. Казнь короля Людовика XVI во
Франции. Итальянский поход Наполеона Бонапарта.
Египетский поход Наполеона Бонапарта. Государственный переворот
Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера. Провозглашение Наполеона
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Кодификатор ЕГЭ 2023 г. ИСТОРИЯ, 11 класс. 65 / 66
императором французов. Наполеоновские войны. Свержение Наполеона. «Сто дней» Наполеона. Провозглашение доктрины Монро в США. Революция во Франции (1830 г.). Чартистское движение в Англии. «Весна народов»: революции в европейских странах (1849–1849 гг.). Гражданская война в США. Объединение Италии. Деятельность О. Бисмарка во главе Пруссии и Германии.
Революция Мэйдзи в Японии. Франко-прусская война. Провозглашение
Германской империи. Создание Тройственного союза (Германия, АвстроВенгрия и Италия). Создание Антанты (Россия, Англия и Франция). Балканские войны. «Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Первая мировая война. Революция в Германии (1918 г.). Парижская мирная конференция (1919–1920 гг.). Учреждение Лиги Наций. Вашингтонская конференция. Приход фашистов к власти в Италии. Мировой экономический кризис, Великая депрессия. Приход Гитлера к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США. Фашистский мятеж и гражданская война в Испании. Антикоминтерновский пакт Германии и Японии. Захват Австрии нацистской Германией (аншлюс). Подписание Мюнхенского соглашения. Вторая мировая война. Японская атака на ПёрлХарбор и вступление США в войну. Высадка англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта. Атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками. Образование HATО. Провозглашение Китайской Народной Республики. Победа революции на Кубе. Война во Вьетнаме 1964–1975 гг. «Культурная революция» в Китае. «Бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Объединение ГДР и ФРГ.
Список событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 19 ЕГЭ 2023 г.
Цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция. Период эллинизма. Древний Рим. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Западное христианство. Возникновение и развитие ислама.
Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социальноэкономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в.
Культура и картина мира человека раннего Нового времени.
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Кодификатор ЕГЭ 2023 г. ИСТОРИЯ, 11 класс. 66 / 66
«Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное. Социальноэкономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссии. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.
Политическое и социально-экономическое
развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в.
Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание
Германской империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX –
начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование
независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и
социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX
– начале XX в. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в.
Мир накануне Первой
мировой войны. Первая мировая война: причины, состав участников, основные этапы
и события, итоги. Власть и общество в годы войны. Человек на войне.
Революционная волна после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская
система. Страны Запада в 1920-е гг. Итальянский фашизм.
Национально-освободительное движение в странах Востока. Великая депрессия и альтернативные
пути выхода из мирового кризиса. «Новый курс». Германский нацизм. Японский
милитаризм. «Народный фронт». Нарастание агрессии. Политика «умиротворения» и
её последствия. Основные направления развития науки, образования, культуры. Мир
накануне Второй мировой войны. Вторая мировая война: причины, состав
участников, основные этапы и события, итоги. Решающий вклад СССР в победу во
Второй мировой войне. Власть и общество в годы войны.
Перемены в мире под влиянием победы во Второй мировой войне над силами реакции и агрессии. Экономические и политические изменения в странах Запада. Национально-освободительное движение в странах Востока. Распад колониальных империй и его последствия. Мировая система социализма: зарождение, основные этапы развития. Холодная война и её влияние на послевоенный мир. Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни.
Современный мир в условиях глобализации.
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
[1] В соответствии с ПООП СОО учебный предмет «история» на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание истории с 1914 г. до настоящего времени, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года». Поэтому в данной таблице предметный материал с древнейших времён до 1914 г.
размещён в колонке «углублённый уровень», а материал с 1914 г. до настоящего времени – в колонке «базовый уровень».
[2] Здесь и далее звёздочкой отмечены те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.
[3] Здесь и далее курсивом обозначены дидактические единицы, соответствующие в ПООП блоку результатов «Выпускник получит возможность научиться».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.