ПЛАН
Понятийно-терминологический аппарат методики профессионального образования
Законодательно-нормативные документы регламентирующие профессиональное образование Украины
Составляющие учебно-производственного процесса как системы
Содержание и логика производственного обучения
1. Понятийно-терминологический аппарат методики профессионального образования
ИЗ КАКИХ ОТРАСЛЕЙ СОСТОИТ НАУКА
ПЕДАГОГИКА?
ПЕДАГОГИКА
ТЕОРИЯ
ОБУЧЕНИЯ
(ДИДАКТИКА)
ТЕОРИЯ
ВОСПИТАНИЯ
ТЕОРИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ
(МЕНЕДЖМЕНТ)
МЕТОДИКА ОТНОСИТСЯ К ДИДАКТИКЕ
1. Понятийно-терминологический аппарат методики профессионального образования
ДИДАКТИКА
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ
КОНЦЕПЦИИ (ПАРАДИГМЫ)
(ЗНАНИЕВЫЙ ПОДХОД;
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД;
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД)
2. ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ
(КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?
ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ОН СОСТОИТ?
ЧТО ТАКОЕ УРОК? И Т.Д.)
– МЕТОДИКА !
1. Концепция современного урока
Официальная парадигма образования
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Компетентность – совокупность качеств
личности, которые обуславливают актуальную способность к деятельности.
Качества: - Знания
- Умения, Навыки
- Ценности
1. Понятийно-терминологический аппарат методики профессионального образования
1. Понятийно-терминологический аппарат методики профессионального образования
Учебный процесс – совокупность 4-х подпроцессов
1. ПРЕПОДАВАНИЕ (ОБУЧЕНИЕ) –
учебная деятельность педагога
2. РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩЕГОСЯ –
отражение обучения в сознании учащегося
3. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ –
внешний индикатор рефлексии
4. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА –
методическая деятельность педагога
M+
M±
M+
M ―
Цели производственного обучения
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ
КАКИЕ ВИДЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТИВИЗИРУЮТСЯ
ФОРМИРУЮТСЯ
РАЗВИВАЮТСЯ
СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ
НА УРОКЕ
ПРИМЕР: РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНИМАНИЕ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
КРИТИЧЕСКОЕ, АНАЛИТИЧЕСКОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПРИВЫЧКА ПЛАНИРОВАТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ
Цели производственного обучения
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
КАКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
ФОРМИРУЮТСЯ
РАЗВИВАЮТСЯ
НА УРОКЕ
ПРИМЕР: УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ, ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ
АККУРАТНОСТЬ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ,
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ И Т.Д.
2 Законодательно-нормативные документы
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки квалифицированных рабочих
определяет структуру
обязательной компоненты содержания профессионально-технического образования в соответствии с требованиями ОК выпускника.
Структура обязательной компоненты
содержания ПТО включает
общетехническую, профессионально-теоретическую, профессионально-практическую, естественно-математическую, гуманитарную, физическую подготовку и определяется обязательными учебными предметами, сгруппированными по видам подготовки учащихся.
2 Законодательно-нормативные документы
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
разрабатывается с учетом
ступенчатого профессионально-технического образования.
Объем учебного времени в обязательную компоненту содержания ПТО не может превышать
80 процентов
общего фонда учебного времени.
Типовой учебный план – основа для разработки профессионально-техническим учебным заведением
рабочего учебного плана по профессии
для определенной степени
профессионально-технического образования.
2 Законодательно-нормативные документы
ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
производственного обучения и производственной практики
документы, определяющим содержание практического обучения в пределах указанной в ОКХ сферы деятельности.
Типовые программы
являются основой для составления
рабочих учебных программ и входят в них как обязательная составная часть
2 Законодательно-нормативные документы
Положение об организации
учебно-производственного процесса
Учебно-производственный процесс определяется как
система организационно-педагогических , методических и технических мероприятий,
направленных на реализацию содержания и задач ступенчатого ПТО в соответствии с госстандартами.
Это «Положение» определяет единую систему планирования, организации и учета учебно-производственного процесса,
порядка проведения текущего, тематического , промежуточного и выходного контроля знаний, умений и навыков учащихся,
их квалификационной аттестации.
1. Концепция современного урока
МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
По источнику
знаний
(перцептивные)
По уровню
активности
По характеру
активности
словесные
наглядные
практические
проблемные
пассивные
активные
интерактивные
репродуктивные
эвристические
исследовательские
Традиционные
Инновационный
Традиционные
Инновационный
Инновационные
Традиционный
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)
4. Содержание и логика производственного обучения
Содержание производственного обучения
Анализ трудовой деятельности
с целью определения
содержания производственного обучения
осуществляется с трех точек зрения:
функциональной,
структурной,
педагогической.
С точки зрения
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
трудовая деятельность (производственный процесс)
по большинству профессий (специальностей)
включает следующие типичные функции:
4. Содержание и логика производственного обучения
ПЛАНИРОВАНИЕ
1
ПОДГОТОВКА
2
ВЫПОЛНЕНИЕ
3
КОНТРОЛЬ
4
ОБСЛУЖИВАНИЕ
5
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ
ОСНОВНЫЕ
ФУНКЦИИ
4. Содержание и логика производственного обучения
Планирование трудового процесса - ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.Подготовка трудового процесса - проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно-измерительных средств; подготовка документации и т. п.
4. Содержание и логика производственного обучения
Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.Контроль трудового (производственного) процесса - текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.Обслуживание трудового процесса -
уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения, выделения в нем
«учебных единиц»,
т. е. элементарных составляющих, имеет
структурный анализ
трудовой деятельности
квалифицированного рабочего, специалиста,
заключающийся в разделении ее на
относительно законченные структурные элементы –
трудовые процессы,
трудовые операции,
трудовые приемы.
4. Содержание и логика производственного обучения
4. Содержание и логика производственного обучения
ТРУДОВЫЕ ПРИЕМЫ
и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации –
способы выполнения
трудовой деятельности
являются основными
«учебными единицами»
содержания производственного обучения
по большинству профессий (специальностей).
4. Содержание и логика производственного обучения
Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны специфические трудовые приемы и способы.
Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции:
приемы планирования,
приемы контроля хода и результатов работы,
приемы организации рабочего места
и ухода за ним.
Таким образом,
основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего
трудовые операции, приемы и способы,
связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.
4. Содержание и логика производственного обучения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель – разрешение вопроса о взаимной приспосабливаемости
учебного и производственного процессов.
ФАКТОРЫ
Возможность выделения в производственном процессе в целях обучения отдельных его структурных элементов
Возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов в удобной для изучения последовательности
Повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе
4. Содержание и логика производственного обучения
ЛОГИКА ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ
определяет наиболее типичный и оптимальный
путь его осуществления,
объективную структуру учебного процесса.
Логику процесса производственного обучения следует понимать и рассматривать с различных сторон.
1. ЛОГИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
2. ЛОГИКА ДИДАКТИЧЕСКАЯ
3. ЛОГИКА ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ
4. ЛОГИКА СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
4. Содержание и логика производственного обучения
ЛОГИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
Процесс освоения любой профессии строится на основе
анализа-синтеза содержания обучения.
Целостный трудовой процесс, включающий разнообразные характерные для профессии виды деятельности, не может быть сразу взят в качестве основы содержания производственного обучения, даже если эти работы расположить в целях освоения в порядке возрастания их сложности и характера технологии выполнения
4. Содержание и логика производственного обучения
ОБУЧЕНИЕ ТРУДОВОМУ ПРОЦЕССУ
1. АНАЛИЗ
освоения составляющих элементов – трудовых приемов, операций, которые изучаются более или менее изолированно.
2. СИНТЕЗ
Элементы трудового процесса отрабатываются, закрепляются, развиваются и совершенствуются в ходе выполнения учебно-производственных заданий, составляющих целостный трудовой процесс.
Такой аналитико-синтетический подход
является характерным
для любой специальности.
4. Содержание и логика производственного обучения
ЛОГИКА ДИДАКТИЧЕСКАЯ
определяет взаимосвязь дидактических целей процесса производственного обучения.
Эти цели постоянно и постепенно
(по мере продвижения процесса обучения и накопления опыта учащихся)
повышаются по сложности и степени достижимости, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности.
Это обеспечивает последовательное поступательное продвижение учащихся в освоении основ профессионального мастерства.
4. Содержание и логика производственного обучения
Алгоритм взаимосвязи дидактических целей процесса производственного обучения
4. Содержание и логика производственного обучения
ОТРАБОТКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДЕЙСТВИЙ
ДОСТИЖЕНИЕ ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СКОРОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДОСТИЖЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЕ
ЛОГИКА ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ
определяет типичную последовательность основных этапов процесса производственного обучения:
1. целевая установка (мотивация деятельности учащихся);2. формирование ориентировочной основы действий учащихся;3. формирование (отработка) новых способов действий;4. применение (закрепление, углубление, развитие, совершенствование) освоенных способов действий;5. контроль (самоконтроль) и подведение итогов.
Эти этапы составляют основу дидактической структуры урока производственного обучения.
4. Содержание и логика производственного обучения
ЛОГИКА СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
определяет ход учебного процесса с точки зрения ориентировочной основы действий учащихся:
от ориентировочной основы,
формируемой непосредственно мастером производственного обучения,
к ориентировочной основе, формируемой учащимися самостоятельно.
4. Содержание и логика производственного обучения
Наиболее крупным структурным элементом трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия работника, связанные с выполнением определенного вида работ, функций, должностных обязанностей, типичных для данной профессии или группы профессий.
Для токаря, например, содержанием трудового процесса является обработка детали, для слесаря - изготовление изделия, ремонт станка, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.
4. Содержание и логика производственного обучения
Для большинства профессий квалифицированных рабочих и специалистов характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер.
Он предполагает применение различных, специфических для определенных работ технологических процессов, использование различных по характеру применения орудий и средств производства.
В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.
4. Содержание и логика производственного обучения
Трудовые процессы в этих целях принято разделять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью комплекса применяемых составных частей и элементов.
Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцов и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.
4. Содержание и логика производственного обучения
4. Содержание и логика производственного обучения
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения.
Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы,
представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение.
4. Содержание и логика производственного обучения
Например, токарная операция – обтачивание наружных цилиндрических поверхностей - включает следующие рабочие приемы: установка детали в патроне, установка детали в центрах, установка и закрепление резца, настройка станка на режимы обработки детали и т.п.
Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы.
Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.