2
Современный урок производственного обучения
План:
Концепция современного урока
Классификация уроков производственного обучения
Методика разработки плана урока
Инновационный урок производственного обучения и методика его проведения
3
Современный урок производственного обучения
Литература:
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. - М.: Ассоц. Профессиональное образование, 1999. – 904 с.
Скакун В.А. Организация и методика профессиональ-ного обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2007. – 336 с.
Сілаєва І.Є., Шевчук С.С. Сучасний урок у професійній школі: проектування, організація, аналіз: Навчально-метод. посібник. – Донецьк: ДІПО ІПП. – 2008. – 172 с.
Сілаєва І.Є. Методи професійно-практичної підготовки / Метод. рекомендації. – Донецьк: ДІПО ІПП, 2006. – 49 с.
Заславська С.О. Підготовка майстра виробничого навчання до занять / Метод. рекомен.– Донецьк: ДІПО ІПП, 2007. – 64 с.
4
1. Концепция современного урока
УРОК ПО – основная организационная форма профессионально-практической подготовки
Формы производственного обучения (ПО)
1) УРОК ПО в ПТУЗ; 2) УРОК ПО на производстве;
3) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА; 4) ПРЕДВЫПУСКНАЯ ПРАКТИКА
5
1. Концепция современного урока
В научно-педагогической литературе
используются термины
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК
такое разделение во многом условное
6
1. Концепция современного урока
В чем особенность нашего времени?
основной тезис социологии:
ПЕРЕХОД ОТ
ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
К
ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
7
1. Концепция современного урока
Официальная парадигма образования
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Компетентность – совокупность качеств личности, которые обуславливают актуальную способность к деятельности.
Качества: - Знания
- Умения
- Ценности
8
1. Концепция современного урока
Рекомендации ЮНЕСКО и МОТ
четыре основополагающих принципа образования:
9
1. Концепция современного урока
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Технология обучения -
это методика обучения, которая не зависит от субъективных педагогических факторов
Диагностически
поставленная
ЦЕЛЬ
ТЕХНОЛОГИЯ
Содержание
Средства
обучения
Методы
Формы
ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
11
1. Концепция современного урока
Основные дидактические требования к современному уроку производственного обучения
Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения. Неразрывность учебной, развивающей и воспитательной цели.
2. Обеспечение связи с теоретическим обучением.
3. Организационная четкость, выразительность общего задания, которое решается на данном занятии.
12
1. Концепция современного урока
Основные дидактические требования к современному уроку производственного обучения
4. Правильный вибор формы организации занятия (фронтальной, бригадной, индивидуальной, смешанной).
5. Правильный вибор объектов работы для группы, бригады, каждого учащегося.
6. Материально-техническое и дидактическое обеспечение занятия: организация рабочих мест, наявность и исправность оборудования, инструментов, приборов, наявность материалов, необходимой учебно-производственной документации.
13
1. Концепция современного урока
Основные дидактические требования к современному уроку производственного обучения
7. Правильный выбор методических приемов инструктажа с учетом формы организации занятия, особенностей трудового задания, индивидуальных особенностей каждого учащегося.
8. Рациональное соотношение коллективной и индивидуальной работы.
9. Формирование профессиональной самостоятель-ности, развитие творческого мышления
10. Создание комфортных морально-психологических условий.
14
2. Классификация уроков производственного обучения
Типы уроков по дидактической цели
15
2. Классификация уроков производственного обучения
Традиционные виды уроков производственного обучения:
урок – вводное занятие;
урок – упражнение;
урок – комплексные работы;
урок – самостоятельные (практические) работы;
урок – экскурсия.
В отличии от типов уроков
классификация по видам уроков определяется методикой их проведения.
16
2. Классификация уроков производственного обучения
Нетрадиционные виды уроков производственного обучения:
урок – технического творчества;
урок – конкурс профессионального мастерства;
урок – деловая игра;
урок – производственный семинар;
урок – анализ конкретных ситуаций;
урок – изучения передовых методов работы;
бинарный.
17
3. Методика разработки плана урока
Основные учебно-методические документыпо планированию учебно-производственного процесса
Типовой учебный план
Типовая учебная программа
Рабочая учебная программа
Перечень учебно-производственных
работ по профессии
План производственного обучения группы
План урока производственного обучения
18
3. Методика разработки плана урока
План урока - это обязательный планирующий документ педагога произвольной формы.
Стандарта или утвержденной формы планов уроков производственного обучения
19
3. Методика разработки плана урока
Согласно алгоритму подготовки мастера производственного обучения к занятиям, перед составлением плана урока мастер:
Анализирует результаты предыдущего занятия, уточняет тему и цель следующего урока
Определяет структуру урока и приблизительное время на проведение каждого его элемента
Определяет конкретные учебно-производственные работы по теме урока с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности учащихся
Выбирает формы, методы и приемы проведения структурных элементов урока
20
3. Методика разработки плана урока
Этапы урока производственного обучения
Вводный
инструктаж
Текущий
инструктаж
Заключительный
инструктаж
Организационная
часть
Сообщение темы
и цели урока
Мотивация
учения
Актуализация
опорных знаний
Показ мастера
Экспресс-контроль
усвоения
Самостоятельное
выполнение
учащимися
учебно-
производственных
заданий
Целевые обходы
мастера
(более трех)
начало работ
ход работ
качество
Контроль качества
Подведение итогов
Домашнее задание
21
3. Методика разработки плана урока
Основная особенность
планирования урока производственного обучения –
сложная структура урока
(состоит из отдельных этапов).
Поэтому для каждого этапа
необходимо определить:
ЗАДАЧУ
ФОРМУ (одну)
МЕТОД (один)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УРОВЕНЬ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА
22
3. Методика разработки плана урока
Примерная схема плана урока производственного обучения
23
3. Методика разработки плана урока
ХОД УРОКА
24
3. Методика разработки плана урока
ХОД УРОКА
25
3. Методика разработки плана урока
ХОД УРОКА
26
3. Методика разработки плана урока
ХОД УРОКА
27
3. Методика разработки плана урока
Дидактическое упражнение:
соотнесение типа и вида урока
Тип урока | Вид урока |
Урок формирования начальных умений | Упражнения; имитационный тренинг, практические работы, бинарный урок и т.п. |
Урок формирования сложных умений | Упражнения; имитационный тренинг; самостоятельная, практическая работа, анализ конкретных производственных ситуаций, изучение передовых методов труда, бинарный урок и т.д. |
Урок совершенство-вания умений и формирования навыков | Выполнение комплексных работ, самостоятельная, практическая работа, урок -производственный семинар; конкурс профессионального мастерства; урок изучения передовых методов труда; деловые (ролевые) игры и т.п. |
28
3. Методика разработки плана урока
Дидактическое упражнение:
соотнесение типа и вида урока
Тип урока | Вид урока |
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков при выполнении учебных производственных работ | Анализ конкретных производственных ситуаций; урок - конкурс профессионального мастерства; урок технического творчества; игровое проектирование, деловые (ролевые) игры и т.д. |
Контрольно - проверочный урок | Конкурс профессионального мастерства; деловые , ситуационные, ролевые игры; контрольно - проверочные работы и т.д. |
29
4. Инновационный урок
Критерии | Традиционный урок | Инновационный урок |
1 . Стратегия обучения | Стратегия формирования – педагогического вмешательства во внутренний мир ученика , навязывание ему общепринятых в дидактике способов деятельности и ее оценивание | Стратегия развития - развитие личностного потенциала ученика , его интеллектуализации и самореализации , формирования личности |
2 . Источник мотивации обучения | Внешнее (оценки , педагог , родители , общество ) | Внутреннее ( интерес самого ученика ) |
3 . Источники инфомации | Педагог , учебники , ТСО , справочная информация | Использование новых информационных технологий, компьютерных и сетевых информационных систем |
30
4. Инновационный урок
Критерии | Традиционный урок | Инновационный урок |
4 . Глубина изучения содержания учебной информации | Ученики, как правило , ориентированы на уровень знания и понимания | Ученики усваивают все уровни познания ( знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) |
5 . Процент усваивания учебного материала | Как правило, невысокий (от 5 до 50 %) | Как правило, высокий (от 30 до 90 %) |
6 . Роль личности педагога | Личностные качества педагога остаются в тени , он выступает как " источник " информации. | Педагог сильнее раскрывается перед учащимися, выступает как лидер, организатор, партнер, консультант, контролер |
31
4. Инновационный урок
Критерии | Традиционный урок | Инновационный урок |
7 . Роль учащихся | Ученики выступают как "объект" обучения , их роль пассивная в принятии важных решений в процессе обучения. Деятельность - репродуктивная | Ученики - " субъекты " обучения , их роль активна в генерации и реализации личностных идей в процессе обучения. Деятельность - мотивированная , поисковая, познавательная |
8 . Методы обучения | Традиционные | Интерактивные (информационные , эвристические , имитационные) |
32
4. Инновационный урок
Критерии | Традиционный урок | Инновационный урок |
9 . Формы обучения | Групповая , бригадно-звеньевая, индивидуальная, смешанная . | Интегрированная , кооперативная, работа в малых группах, парная , индивидуальная |
10 . Контроль над процессом обучения | Педагог хорошо контролирует объем и глубину изучения , время и ход обучения . Результаты работы учащихся предсказуемы. | Педагог имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения. Результаты работы учащихся менее предсказуемы. |
33
4. Инновационный урок
Критерии | Традиционный урок | Инновационный урок |
11 . Итог урока | Достижение точно запланированного результата по дидактической цели урока | Выбор оптимального решения в процессе многовариативной переработки учебной проблемы. При этом совершенствуются и углубляются необходимые знания и умения и развивается профессиональное творчество |
34
4. Инновационный урок
Показатели и критерии оценки эффективности инновационного урока
№ | Показатели | Критерии эффективности | Оценка |
1 | Уровень оригинальности и новизны методики (технологии) урока | оригинальность, |
|
2 | Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока | гибкость, системность |
35
4. Инновационный урок
Показатели и критерии оценки эффективности инновационного урока
3 | Уровень использования средств педагогической диагностики, которые позволяют выявить эффективность педагогической инновации | диагностичность |
|
4 | Технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими педагогами | воспроизведение |
|
| ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
36
4. Инновационный урок
Использование принципов
дифференциации и индивидуализации
обучения –
одна из характеристик
инновационного урока.
Реализация этих принципов
может проявляться
при разработке разноуровневых заданий
для самостоятельной работы учащихся
37
4. Инновационный урок
По конкретной теме
урока производственного обучения
можно разработать для учащихся задания:
репродуктивного характера;
эвристического характера;
творческого характера.
38
4. Инновационный урок
Задачи и задания репродуктивного характера
39
4. Инновационный урок
Эвристические (частично-поисковые) задания
40
4. Инновационный урок
Творческие
(исследовательские, поисковые) задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.