Актуальность
Любая деятельность, в том числе физическое воспитание, не может быть продуктивной , без изучения влияния на нее эмоциональной сферы личности.
В связи с тем, что физические нагрузки значительно влияют на функциональное состояние организма, то и на внимание, как когнитивное свойство, они должны оказывать также заметное воздействие.
2
Предположим, что
Физическая нагрузка, может оказывать двоякое влияние на когнитивные процессы и в частности на внимание учащихся - как положительное, так и отрицательное.
Если провести исследование, то это позволит более рационально составлять расписание школьных занятий.
3
Организация исследования
4
Всего в исследовании участвовали 19 детей в возрасте 10-11 лет на базе МБОУ Алабушевская СОШ, 4А класс. Для тестирования использовались Тест на концентрацию внимания «Перепутанные линии» и тест на устойчивость внимания с кольцами Ландольта. Каждый вид тестирования проводился 4 раза: до и после урока физической культуры в понедельник, до и после урока физической культуры в пятницу.
5
В результате исследования мы должны:
Изучить показатели концентрации внимания до и после урока физической культуры в начале и в конце недели.
Изучить показатели устойчивости внимания до и после урока физической культуры в начале и в конце недели.
Сравнить показатели до и после урока физической культуры и проследить изменение показателей в течение недели.
Результаты тестов
7
№ п./п. | До урока | После урока |
| ||
Оценка в баллах | Показатели | Оценка в баллах | Показатели | Динамика | |
1 | 9 | ниже среднего | 9 | ниже среднего | без динамики |
2 | 6 | средний | 8 | отрицательная | |
3 | 11 | низкий | 10 | низкий | без динамики |
4 | 9 | ниже среднего | отрицательная | ||
5 | 3 | высокий | 4 | средний | |
6 | 10 | низкий | 10 | низкий | без динамики |
7 | 11 | 12 | |||
8 | 6 | средний | 8 | ниже среднего | отрицательная |
9 | 11 | низкий | 10 | низкий | без динамики |
10 | 11 | ||||
11 | 6 | средний | 8 | ниже среднего | отрицательная |
12 | 8 | ниже среднего | без динамики | ||
13 | 6 | средний | 6 | средний | |
14 | 3 | высокий | 5 | отрицательная | |
15 | 1 | 4 | |||
16 | 8 | ниже среднего | 10 | низкий | |
17 | 11 | низкий | 11 | без динамики | |
18 | 3 | высокий | 5 | средний | отрицательная |
19 | 6 | средний | 8 | ниже среднего |
Таблица 1
Показатели концентрации внимания у младших школьников в понедельник
8
№ п./п. | До урока | После урока | | ||
Оценка в баллах | Показатели | Оценка в баллах | Показатели | ||
1 | 9 | ниже среднего | 9 | ниже среднего | без динамики |
2 | 8 | 10 | низкий | отрицательная | |
3 | 11 | низкий | 12 | без динамики | |
4 | 10 | 10 | |||
5 | 6 | средний | 8 | ниже среднего | отрицательная |
6 | 10 | низкий | 10 | низкий | без динамики |
7 | 11 | 12 | |||
8 | 8 | ниже среднего | 8 | ниже среднего | |
9 | 11 | низкий | 10 | низкий | |
10 | 11 | ||||
11 | 9 | ниже среднего | 10 | отрицательная | |
12 | 11 | низкий | 11 | без динамики | |
13 | 8 | ниже среднего | 10 | отрицательная | |
14 | 7 | 9 | ниже среднего | без динамики | |
15 | 6 | средний | 8 | отрицательная | |
16 | 8 | ниже среднего | 10 | низкий | |
17 | 11 | низкий | 11 | без динамики | |
18 | 5 | средний | 8 | ниже среднего | отрицательная |
19 | 9 | ниже среднего | 11 | низкий | отрицательная |
Таблица2
Показатели концентрации внимания у младших школьников в пятницу
Таблица 3Показатели устойчивости внимания у младших школьников в понедельник
10
№ п./п. | До урока | После урока |
| ||
Коэф. | Показатели | Коэф. | Показатели | Динамика | |
1 | 5 | ниже среднего | 8 | средний | положительная |
2 | 4 | 7 | ниже среднего | без динамики | |
3 | 3 | низкий | отрицательная | ||
4 | |||||
5 | 8 | средний | 10 | средний | без динамики |
6 | 6 | ниже среднего | 8 | положительная | |
7 | 7 | 9 | |||
8 | 8 | средний | 11 | без динамики | |
9 | 3 | низкий | 7 | ниже среднего | положительная |
10 | 5 | ниже среднего | 8 | средний | |
11 | 3 | низкий | отрицательная | ||
12 | 6 | 9 | средний | положительная | |
13 | 4 | 8 | |||
14 | 8 | средний | 11 | без динамики | |
15 | 4 | ниже среднего | 8 | положительная | |
16 | 8 | средний | 12 | высокий | |
17 | 5 | ниже среднего | 6 | ниже среднего | без динамики |
18 | 4 | 3 | низкий | отрицательная | |
19 | 5 | 8 | средний | положительная |
Таблица 4Показатели устойчивости внимания у младших школьников в пятницу
11
№ п./п. | До урока | После урока |
| ||
Коэф. | Показатели | Коэф. | Показатели | Динамика | |
1 | 7 | ниже среднего | 8 | средний | положительная |
2 | 8 | средний | 12 | высокий | без динамики |
3 | 7 | ниже среднего | 9 | средний | положительная |
4 | 3 | низкий | отрицательная | ||
5 | 8 | средний | 10 | средний | без динамики |
6 | 6 | ниже среднего | 8 | положительная | |
7 | 9 | средний | 10 | без динамики | |
8 | 8 | 9 | |||
9 | 4 | ниже среднего | 8 | положительная | |
10 | 7 | 3 | низкий | отрицательная | |
11 | 8 | средний | 7 | ниже среднего | |
12 | 9 | средний | без динамики | ||
13 | 7 | ниже среднего | 8 | положительная | |
14 | 9 | средний | 12 | высокий | |
15 | 8 | 11 | средний | без динамики | |
16 | 9 | 13 | высокий | положительная | |
17 | 8 | 12 | |||
18 | 3 | низкий | 4 | ниже среднего | |
19 | 7 | ниже среднего | 9 | средний |
Практические рекомендации
1. Учитывая полученные данные можно предположить, что для повышения качества образования уроки физической культуры должны проводиться, начиная с третьего урока, и чем ближе окончание рабочей недели, тем позже в течение дня должен проводиться урок физической культуры.
2. Если невозможно перенести уроки физкультуры на конец дня и конец недели, то можно рекомендовать при составлении расписаний ставить после урока физкультуры те предметы, которые требуют в основном устойчивости внимания, а не концентрации, например, ИЗО или труд.
3. Также можно рекомендовать учителям-предметникам согласовывать с учителем физкультуры время проведения соревнований, кроссов, лыжных гонок так, чтобы они не попадали перед уроками, которые требуют высокой концентрации внимания (математика, физика, химия и др.), особенно, если на этих уроках тоже запланированы контрольные работы или тесты.
13
Выводы
Определена степень влияния занятий физической культурой на концентрацию внимания. Так во всей тестируемой группе не было выявлено ни одного случая положительной динамики, т.е. в 100% случаев у всех учащихся показатели после урока были теми же или хуже, чем до урока. Влияние физический нагрузок в течение дня на концентрацию внимания явно отрицательное.
Определена степень влияния занятий физической культурой на устойчивость внимания. Положительная динамика показателей устойчивости внимания после урока физической культуры у младших школьников составляла 52%. То есть на устойчивость внимания физические нагрузки в течение дня влияют меньше и в основном положительно.
Физические нагрузки оказывают разнонаправленное влияние на концентрацию и устойчивость внимания. Так, показатели концентрации внимания ухудшаются к концу урока, а устойчивость внимания, к концу урока, наоборот, возрастает. При этом изменение показателей нарастает к концу недели.
14
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.