Презентация: "Технология ТРИЗ, как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников"
Оценка 4.6

Презентация: "Технология ТРИЗ, как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников"

Оценка 4.6
pptx
20.04.2020
Презентация: "Технология ТРИЗ, как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников"
ТРИЗ, как средство развития творческого потенциала дошкольников.pptx

Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»

Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»

Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007» Тема: «Технология ТРИЗ, как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников».

Выполнила: Ярина Татьяна Ивановна
2016г.

Актуальность: Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества

Актуальность: Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества

Актуальность:

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Среди современных инноваций в дошкольном образовании именно технология ТРИЗ, является не только результативной, но и увлекательной.

Цель: Раскрыть значимость технологии

Цель: Раскрыть значимость технологии

Цель:

Раскрыть значимость технологии ТРИЗ, как средства развития творческого потенциала дошкольников и их коммуникативных способностей.

Задачи:

Раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

Альтшуллер Генрих Саулович Родился 15 октября 1926 г

Альтшуллер Генрих Саулович Родился 15 октября 1926 г

Альтшуллер Генрих Саулович Родился 15 октября 1926 г. Умер 24 сентября 1998 г.

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и детям.

Методы ТРИЗ, их характеристика:

Методы ТРИЗ, их характеристика:

Методы ТРИЗ, их характеристика:   Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ).

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как мышам достать сыр из-под носа кота; и т.д.

1.Мозговой штурм

Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия)

Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия)

Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. (Примерные варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", и т.д.); б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природы и технически. в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение), и так далее. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.  

2.Синектика

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

3. Морфологический анализ

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на…

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на…

 Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

4. Данетка

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету

  Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.

5. Метод Робинзона

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку); б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве); д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать ему новое интересное название.

6. Типовое фантазирование

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части

  Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника.

7. Системный оператор

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (ММЧ). ММЧ - практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с ММЧ начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

8.Метод Маленьких Человечков

Этапы работы по использованию элементов

Этапы работы по использованию элементов

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

1

Учиться должно быть интересно.

Учиться должно быть интересно.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Заключение:

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020