презентация темы 1 по дисциплине культурология "История культурологии и основы теории культуры" для преподавателей вузов, не специальных факультетов

презентация темы 1 по дисциплине культурология "История культурологии и основы теории культуры" для преподавателей вузов, не специальных факультетов

Лекции
pptx
СCУЗ, ВУЗ
16.01.2020
Основные вопросы представлены в первом слайде
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

культурология тема 1.pptx

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 1 Основные этапы становления культурологии как науки 2 Объекты и субъекты культуры 3 Типология культуры 4 Внутренняя структура культуры 5 Функции культуры 6 Языки культуры

Основные этапы становления культурологии как науки

Этимология (происхождение) слова. Впервые термин «культура» появляется в античном мире и означал искусство возделывания земли (то, что мы в современном языке называем «агрономия»)
Дальнейшее развитие человеческой цивилизации, усложнение философских понятий, наполнение их социальным содержанием, направленных на понимание человека, приводит к значительной эволюции данного термина
Перелом наступает со времени становления индустриальной цивилизации, т.е. с началом периода Нового времени (вторая половина 17-начало 20 вв.). Понятие «культура» становится синонимом искусства воспитания человека
Особое место занимает 18 век, где переход от религиозного к научному мышлению становится основой поступательного развития всех сторон жизни общества (роль Р. Декарта)
Именно тогда появляются первые научные представления о культуре, ставшие основой для зарождения культурологии как науки, но уже в рамках учения о человеке. Можно выделить три основных подхода.

Основателем первого подхода являлся выдающийся немецкий писатель, философ и богослов И. Гердер. В его понимании культура являлась синонимом понятия «цивилизация». Он включал в это понятие наличие следующих компонентов: наличие государства, появление городов и религию (понимая под ней, прежде всего, христианство). Данный подход в дальнейшем становится идеологическим обоснованием колониальных завоеваний со стороны развитых государств Западной Европы. Поэтому на долгое время эта точка зрения становится доминирующей.

Иоганн Годфрид Гердер
(1744-1803)

Второе направление связано с именем одного из ведущих идеологов эпохи Просвещения, философа, писателя и мыслителя Ж-Ж Руссо. Его точка зрения была противоположна позиции Гердера. Он считал, что цивилизация приводит к деградации человека, к потере естественных форм общения между людьми, огрублению нравов. Поэтому необходимо воспитание человека в окружении природы, возврат к периоду, когда человек был в единстве с окружающей средой (этот период он называл «золотой век человечества»). Отсюда знаменитый лозунг «Назад к природе». Данное направление становится ведущим среди педагогов и учителей, основой мировых систем образования и воспитания.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)

Парадоксальность ситуации заключалась в том, что названные выше подходы являлись верными сами по себе. В этом проявлялась особая философская ситуация – «антиномия» – непримиримое противоречие.
Выход из неё был предложен основателем немецкой классической философии Иммануилом Кантом. Он разводит понятия «цивилизация» и «культура» по различным сферам: под цивилизацией он понимал материальные условия существования человека, а понятие культуры относил к духовной жизни человека, прежде всего, в этической и нравственной сфере. Тем самым противоречие было снято (получило свое разрешение).

Иммануил Кант
(1724-1804)

19 век

В этот период представления о культуре начинают замещаться научными теориями. Наиболее влиятельными становятся три из них.
Первая, формационная, основывалась на исследованиях американского ученого Л. Моргана о развитии первобытного общества, где главным элементом прогресса выступали изменения орудий труда. Эти работы использовали К. Маркс и Ф. Энгельс при создании материалистической теории развития общества, где основным фактором перемен выступал экономический базис, приводящий к последующим изменениям в других сферах. Они выделили пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Противоречия между развитием производительных сил и существующими экономическими отношениями порождали конфликт, приводящий к революционным изменениям, затем влияющих на все стороны жизни людей (надстройка), в том числе на культуру.

Морган, Льюис Генри
(1818-1881)

Фридрих Энгельс
(1820-1895)

Карл Маркс
(1818-1883)

Основателем второй научной теории стал немецкий социолог, философ, историк Макс Вебер. Она получила название теория факторов. Признавая важность экономического основания общественного прогресса, он считал, что при определенных исторических условиях важной причиной развития могут служить другие факторы (отсюда название теории). В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывает, что в становлении капиталистических отношений определяющую роль (на примере США) сыграли религиозные установки протестантства на производительный труд и бережливость.
При всем различии этих теорий, общим для них было признание единства мировой культуры.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер
(1864-1920)

Третьей плодотворной научной идеей стала теория «локальных цивилизаций», автором которой стал известный русский социолог, культуролог, публицист, идеолог панславизма Николай Данилевский. Отличительная черта данной теории – отрицание единства мировой культуры, а лишь сосуществование различных цивилизаций, каждая из которых является уникальным мировым образованием, переживая периоды своего возникновения (генезиса), расцвета, постепенного угасания и исчезновения. Она не может повториться вновь никогда. Данилевский выделял 13 исторических культурных типов (цивилизаций). Особое внимание он уделил славянской культурной цивилизации, создающей основу для общеславянского единства (панславизм).

Николай Яковлевич Данилевский
(1822-1885)

XX-начало XXI вв.

До конца ХХ века в мировой культурологии доминировали три научные концепции: марксистская, культурной антропологии (модерн, постмодерн) и локальных цивилизаций.
Марксистская концепция, продолжая традиции предшествующего периода, была характерна для советской культурологии и стран Восточной Европы, а также достаточно большого числа культурологов других государств мира. Её заслугой явилось выявление общих закономерностей развития мировой культуры. Наиболее известные определения культуры: «Совокупность материальных и духовных ценностей» (М. Ким); «Семиотическое понимание» (Ю. Лотман); «Деятельностное понимание» (Э. Маркарян); «Культура – это духовная жизнь людей» (Л. Кертман).
В тоже время недостаточное внимание к выяснению внутренних механизмов развития отдельных культур обедняло содержание марксистской концепции. Существовало также значительное идеологическое давление со стороны государственных структур власти, а также недооценка достижений западной (буржуазной) культурологии.

Моисей Имберович Ким

Юрий Михайлович Лотман (1922-1993)

Эдуард Саркисович Маркарян
(1929-2011)

Лев Ефимович Кертман
(1917-1987)

В 30-е гг. центр западной культурологии перемещается из Западной Европы в США. Исследования отражали смену парадигмы в понимании культуры на основе модернистских представлений (отсутствие единства, многообразие). Постепенно происходит отход от классических работ предшествующего периода и замена самого названия «культурология» на «культурную антропологию». Здесь выделялось четыре влиятельных направлений: эволюционизм (Э. Тайлор), диффузионизм (Ф. Боас), функционализм (Б. Малиновский) и структурализм (К. Леви-Стросс). В последующие годы данное направление получает еще большее дробление. Сюда стали включать исследования нравов, отдельных сторон повседневной жизни (брачные отношения, питание, мода и др.). Однако нужно отметить, что за этими исследованиями совершенно терялся сам смысл культуры как общемирового феномена, он «растворялся» среди массы деталей.

Эдуард Тайлор
(1832-1917)

Франц Боас
(1858-1942)

Бронислав Малиновский
(1884-1942)

Клод Леви-Стросс
(1908-2009)

Разработку идей «локальных цивилизаций» продолжали известные культурологи, философы, историки мира. Отметим книгу О. Шпенглера «Закат Европы», написанной в 1912 г., где автор говорит об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности), признании ценности и эквивалентности всех культур, равенство их по историческому значению. А. Тойнби продолжил исследования Н. Данилевского по типизации цивилизаций в историческом процессе. Л. Гумилев обогатил это направление своей знаменитой теорией «пассионарности» этносов, обращая особое внимание на развитие русского этноса.
Э. Тоффлер является основателем глобально-цивилизационного подхода. На основе футуристических прогнозов дал характеристику современности как постиндустриального общества.

Освальд Шпенглер
(1880-1936)

Арнольд Тойнби
(1889-1985)

Лев Гумилёв
(1912-1992)

Элвин Тоффлер
(1928-2016)

Достигнутый уровень развития культурологии завершается созданием образовательных учебников различного типа, в том числе, для вузов. Первый учебник вышел в 1949 г., автором которого являлся американский культуролог Лесли Уайт. В вузах России культурология как научная дисциплина была введена в учебные программы в 1993 г.
Однако до сегодняшнего дня не существует единого определения понятия «культура». Насчитывается свыше 350 определений, каждое из которых отражает какую-то из сторон этого социального феномена. Вы можете присоединиться к одной из них, или попытаться дать собственную интерпретацию. Данное состояние в определении этой дефиниции (смысловое содержание) связано с тем, что культура относится к предельно широким философским категориям, дать полное определение которым очень трудно (примеры: пространство, время, бесконечность, человек и др.). И на основе какой-либо конкретной науки сделать это невозможно. Это под силу только философскому обобщению.
Яркий пример дал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе «Диалектика природы», где содержится определение понятию «жизнь» (вспомните его). Я предлагаю применить данный пример к определению «культура». «Культура – это способ существования человека». Еще одно определение (метафорическое) принадлежит американскому антропологу Клиффорду Гирцу «Без людей нет культуры, это несомненно, но в равной степени – что более примечательно – без культуры нет людей».

Объект и субъекты культуры

Объектом культуры выступает общество в целом (человечество, государства). Именно здесь определяется тип культуры в зависимости от степени развития общества и существующих экономических отношений (об этом мы будем говорить позже).
Субъектами культуры выступают классы, сословия, страты (уровни внутри каждого из них). Господствующей культурой всегда выступает культура ведущего класса, которому принадлежит гегемония в социальной структуре конкретного общества, она определяет её направленность, формирует основные ценности и этические нормы. Именно на этом уровне идет формирование социализации людей.
Отдельным субъектом является человек, как уникальная и автономная личность. Здесь культура человека выступает главным средством воспитания, позволяющим ему выступать социальным существом. Вне общества и взаимодействия с другими людьми культура человека сформироваться и существовать не может (пример, Маугли).

Типология культуры

Тип культуры определяется господствующими экономическими отношениями и совпадают с основными периодами истории человечества.
Общепринята следующая типология:
Культура первобытного общества
Культура Древнего мира или культура рабовладельческого общества (первые государства и высший этап – античность)
Культура феодального общества
Культура капиталистического общества
Социалистическая (советская) культура
Вторая типология основана на цивилизационном подходе, где выделяются следующие этапы:
Первобытная культура
Культура традиционной (аграрной) цивилизации
Культура индустриальной цивилизации
Постиндустриальная (современная) культура

Внутренняя структура культуры (общество)


научное сознание



экономическая политическая экологическая философия наука искусство
О | | | | | |



здравый смысл, обыденное сознание

Внутренняя структура культуры (человек)


научное сознание

мораль нравственность
наука этика аксиология теология атеизм психология

Ч мировоззрение взаимоотношения ценности религия эмоции

традиции, добро зло хорошо плохо вера безверие чувства
обряды,
семья совесть радость горе

здравый смысл, обыденное сознание


Внутренняя структура культуры (универсальная)

Материальная
культура

Духовная
культура

Художественная
культура

Функции культуры

Как и любая сложная система, культура выполняет определенные функции в обществе в целом и на уровне отдельного человека:
Познавательную
Ценностную
Нормативную
Коммуникативную
Реактивную (преобразование действительности)

Языки культуры

Культура не существует без коммуникации, без связи между людьми. Это – неотъемлемый атрибут и функция культуры. Различается четыре типа языков культуры:
Естественные языки. В современном мире насчитывается семь тысяч самостоятельных языков. По степени распространенности тройка лидеров располагаются следующим образов: китайский, испанский, английский Русский язык занимает седьмое место в этом рейтинге. На территории современной России насчитывается более 150 самостоятельных языков.
Искусственные языки (прежде всего, в технических областях. Например, языки программирования). Языки обособленных групп – арго (жаргон).
Вторичные, на базе естественных языков. Получили свое распространение в моде, рекламе, кино. Мем.
Символический язык. Его содержание определить очень трудно, т.к. их понимание относится к бессознательному (по выражению К. Юнга – архетип). Французский социолог и культуролог Ж. Бодрийяр возродил понятие из античной философии – симулякр.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)