Презентация "Теория и современные технологии обучения детей в изобразительной деятельности"

  • pptx
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологии изодеятельности.pptx



ТЕОРИЯ
И СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

изобразительное ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Современная культурологическая парадигма российского образования в качестве базовых ценностей рассматривает ценности культуры как совокупности духовных и материальных объектов, создаваемых, хранимых и передаваемых поколениям с целью прогрессивного развития и сохранности видовой человеческой сущности.
Социокультурные смыслы искусства в обществе подразумевают его бытие в культуре как способе меры человечности, чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, фактора духовно-нравственного развития личности и показателем содержания мира.

Социокультурные смыслы изобразительного искусства

Искусство как познание. «Поучение и наставление» - одна из важнейших задач изобразительного искусства. Познание мира начинается с воздействия предметов, образов и явлений на органы чувств человека.
Искусство как способ коммуникации. Коммуникация в искусстве является особенным видом социального и художественного общения через художественное восприятие.
Искусство как способ компенсации. При взаимодействии человека с искусством все скрытые желания и нереализованные возможности компенсируются.

Искусство как эстетическая реакция. При восприятии искусства переживания человек выступают как уникальный психический продукт жизнедеятельности и целостности человеческого организма. В эстетической реакции человека на произведения искусства интегрируется социокультурное, личностное, нейрофизиологическое. Отсутствие у человека эстетической реакции выражается в уродстве как сравнительном несовершенстве (Августин).
Искусство как катарсис. «Живое» общение с искусством на основе удовольствия (музыка, литература, живопись и т.п.) излечивает телесные недуги и «очищает» душу человека. Катарсис - это фаза психофизиологического процесса восприятия произведений искусства (Л.С. Выготский)

Искусство как средство накопления художественных ценностей, которые влияют на формирование индивидуальной системы ценностных основ человека к искусству.
Искусство как средство формирования образной картины мира. Изобразительное искусство представляет собой систему художественных образов. Происходящие в разные исторические эпохи изменения картины мира меняют творческие установки и взгляды художников на искусство.
ВЫВОД: Изобразительное искусство в современном «поликультурном пространстве» влияет на процесс самоидентификации каждого человека, снятию его глубоких внутренних проблем, благодаря умению выражать интуитивно постигаемый «внутренний порыв» (А. Мальро)

В «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.» выделены основные цели:

* обеспечение условий для эффективного развития и модернизации отечественной системы образования в сфере культуры и искусства в соответствии с приоритетами государственной политики;

* создание условий для получения художественного образования, приобщения к культуре и искусству всех слоёв населения, в особенности детей, подростков и молодёжи.

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Согласно концепции Г.Гегеля («Эстетика») изобразительное искусство делится на виды:
Архитектура (от греч. «мастер, строитель») – монументальный вид искусства создания сооружений и зданий, необходимых для жизнедеятельности человека.
Скульптура (от лат. «высекаю, вырезаю») воспроизводит предметы, образы и явления жизни в объёмных формах. Через скульптуру человек осваивает мир в пластических образах.
Графика (от греч. «пишу, рисую») основана на создании художественных образов с помощью разных выразительных средств: линий, пятен, точек, штрихов и пр. В отличие от живописных графические рисунки всегда условны.

Живопись (по К. Юнгу «письмо о живом») изображает реальную действительность, создаёт иллюзию трёхмерности и объёмности.
ВИДЫ ЖИВОПИСИ:
монументально-декоративная (стенная живопись, панно и др.);
станковая живопись (картины, созданные на станках и мольбертах);
миниатюра (маленькие по размеру изображения)
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ:
Бытовой жанр (изображение повседневной частной жизни людей и их нравы).
Исторический жанр (изображение важных исторических событий).

Батальный жанр (от франц. «битва») изображает эпизоды военных сражений и походов, передающих героическую романтику и откровенные «ужасы» войны.
Мифологический жанр (изображение персонажей мифов и легенд с этическим и аллегорическим подтекстом).
Анималистический жанр (от англ. «животное»). Художник анималист особе внимание уделяет художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности его силуэта.
Пейзаж (от англ. «местность, страна») - изображение природы и окружающей среды (городская, сельская), исторических памятников.

Натюрморт (от фр. «мёртвая натура») наделён сложным символическим смыслом; изображение предметов труда, обихода, творчества, растений, убитой дичи, выловленной рыбы и т.п. Воспроизведение художником реальных предметов вызывает у зрителя эффект присутствия подлинной натуры.
Марина – изображение морских и водных просторов.
В искусстве живописи используются разные техники изображения: фреска (настенная живопись); секко (живопись по сухой штукатурке); техника акварели; техника, основанная на масляных красках; техника пастели и др.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность как вид детского художественного продуктивного творчества имеет важное значение для всестороннего развития ребёнка и его подготовке к школе.
Изобразительная деятельность как эффективное средство художественно-эстетического развития ребёнка способствует развитию интереса к рисованию, аппликации, лепке, художественному труду.
Изобразительная деятельность как практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения, является главным источником творчества детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова).

Фгос ДО Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о видах искусства.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Содержательные условия организации образовательного процесса по изобразительной деятельности детей

В условиях модернизации российского образования актуализировались задачи, связанные с « созданием проблемных полотен, позволяющих улавливать всё то новое, что происходит в пространстве ДЕТСТВА, при этом предстоит определить эффективные условия развития творческих способностей – потенциальных возможностей растущего человека.
Первое условие: творческое проектирование образовательного процесса на основе интеграции изобразительной и других видов детской деятельности (реализация художественно-эстетических проектов, детская дизайнерская деятельность, студии детского творчества и др.)

Второе условие. Использование образовательного пространства музеев изобразительных искусств как средства развития ребёнка – субъекта художественно-эстетической и творческой деятельности. Освоение ребёнком образовательной среды музея формирует целостное представление об окружающем мире, способствует развитию эмоциональной. Познавательной и мотивационной сфер личности (Т.П. Мышева).
Третье условие. Моделирование процесса педагогического взаимодействия субъектов совместной и индивидуальной творческой деятельности для создания художественных образов в разных содержательных контекстах (эмоционально-субъектные проявления ребёнка: интерес, предпочтения), деятельностно-субъектные проявления (самостоятельность, творчество, активность, инициативность).

технологии образовательной деятельности

Технология – совокупность процессов, ресурсов, средств, методов, способов и приёмов для изменения объекта и качественного достижения результатов в какой-либо деятельности.
Образовательная технология – процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по реализации функций
Педагогическая технологиястрого научное проектирование образовательного процесса по реализации функций проектирования, организации и корректировки образовательного процесса с целью достижения конкретных результатов.

Требования к реализации технологий

Любая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит личностная и философская позиция автора (технология развития, технология процесса передачи знаний и др.).
Технологическая цепочка педагогических действий, коммуникаций и операций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, направленными на конкретный ожидаемый результат.
Органичной частью педагогической технологии выступают диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов.

Признаки педагогической технологии

Педагогическая технология как категория педагогики обладает большой степенью обобщённости, стереоскопичности и общности.
Педагогическая технология должна гарантировать качественное достижение поставленных педагогом целей и структурировать процесс взаимодействия педагога и ребёнка в психологически комфортных условиях (Н.В. Бутенко)
Педагогическая технология характеризуется следующими аспектами:
Наличие цели.
Ресурсное обеспечение.
Создание условий.
Совокупность средств и методов обучения.
Наличие диагностических средств.


Виды педагогических технологий

Организация работы с детьми дошкольного возраста предусматривает использование и реализацию следующих видов технологий:
Технология личностно ориентированного взаимодействия (в центре внимания педагога уникальная, неповторимая личность ребёнка, его интересы и особенности; обеспечение благоприятных условий для его развития и саморазвития.
Технология проектной деятельности (решение поисковых и практических задач по разным направлениям содержания образования).

Технология исследовательской деятельности (интеллектуально-творческая деятельность ребёнка на основе поисковой активности в деятельности).
Технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога» («копилка» достижений и успехов как инструмент в формировании положительной самооценки и самопрезентации личных достижений).
Информационно-коммуникационные технологии (использование информационно-обучающих, тестирующих и др. видов программ и мультимедийных презентаций.
Технологическая компетентность педагога обеспечивает операционально-деятельностную сторону образовательного процесса, с опорой на оптимизацию уровня образованности ребёнка.

Процессуально-технологические условия организации образовательного процесса по изобразительной деятельности детей

Первое условие. Обновление содержания образовательного процесса в ДОО на основе компьютерных технологий, позволяющих использование доступных детям дошкольного возраста механизмов решения творческих задач в разных видах детской деятельности.
Второе условие. Самопрезентация продуктов художественно-творческой деятельности через предъявление ценностно-смыслового компонента образа «Я» ребёнка (приобретающая самопрезентация: выражение мотивации достижения; защитная самопрезентация: поведенческое проявление мотивации избегания неудач.